Удочка для бедняков

Малоимущим семьям в Коми предлагают заключить семейный социальный контракт

В двух муниципалитетах республики будет апробирована новая форма поддержки малоимущих семей с детьми, призванная помочь таким семьям вырваться из пут бедности. Государство заключает с ними социальный контракт и в течение полугода выплачивает определенную сумму, а семьи должны так распорядиться этими деньгами, чтобы поднять уровень своего благосостояния. О сути эксперимента депутатам рассказал начальник управления занятости регионального министерства труда, занятости и социальной защиты Александр Хохлов в ходе рабочего совещания в парламенте Коми.

Все российские регионы должны приступить к выполнению поручений президента России о снижении уровня бедности в стране. На первом этапе поставлена задача снизить этот уровень на два пункта. В Коми 142,9 тысячи человек (16,8 процента населения) имеют доход ниже величины прожиточного минимума, и значит, на первых порах необходимо снизить количество бедных до 14 процентов.

В восьми регионах страны Минсоцтруд России реализует пилотный проект по снижению бедности в два раза, но Коми в этот список не попала. Поэтому запускает собственную разработку – семейный социальный контракт. Для проведения эксперимента выбраны Сосногорский и Корткеросский районы, где такой контракт будет апробирован уже в этом году. Но прежде должны быть внесены соответствующие изменения в закон «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми». Поправки сейчас дорабатываются и будут вынесены на ближайшее сессионное заседание Госсовета региона.

При разработке новой формы соцподдержки учитывалась спе-цифика северного региона. Если в целом по Российской Федерации зарплата в структуре денежных доходов населения составляет 41 процент, а пенсии, пособия, соцпомощь и стипендия 20 процентов, то в Коми у многих зарплата и пенсия являются чуть ли не единственными источниками доходов – 61 и 27 процентов соответственно. Доходы от предпринимательской деятельности (семь процентов) и от собственности (пять процентов) такие же, как в среднем по России. А вот иные доходы (куда входит и скрытая зарплата) в республике составляют всего один процент. Это означает, что многим северянам, кроме как на зарплату, рассчитывать не на что.

Более 70 процентов всех бедных семей – неполные, где ребенка или нескольких детей растят одинокие мамы. Рассчитывать на меры соцподдержки от республики они могут, если доход в месяц на одного члена семьи не превышает 10 603 рублей.

Чтобы выйти за планку бедности (то есть чтобы доход на одного человека был больше величины прожиточного минимума), большинству малоимущих семей не хватает от 2400 до 5200 рублей в месяц, то есть в среднем 3770 рублей на человека. Исходя из таких расчетов, разработчики предлагают следующий расклад: выплачивать пять тысяч рублей в месяц на одного неработающего члена семьи и полторы тысячи рублей на каждого работающего. Но не просто так дарить эти деньги, а в обмен на социальные обязательства семьи предпринять шаги по преодолению бедности.

Конечно, можно было бы пойти по пути Московской области, где просто повысили пособие для малоимущих семей с детьми на 7-10 тысяч рублей в месяц. Правда, при этом ввели ценз оседлости не менее пяти лет. В Коми же выбрали форму взаимовыгодного сотрудничества государства и семьи в виде семейного социального контракта.

Прежде чем перейти к сути нововведения, начальник управления занятости объяснил, почему для эксперимента выбраны именно Сосногорский и Корткеросский районы, а, например, не Сыктывкар и Ухта, где бедность победить проще уже хотя бы потому, что здесь легче найти более высокооплачиваемую работу. Но выбирать самый легкий вариант было бы не совсем правильно, так же как и пойти по самому сложному пути и провести апробацию семейного контракта, скажем, в Троицко-Печорском районе, где ситуация с занятостью населения напряженная. Корткеросский район находится недалеко от Сыктывкара, а Сосногорский – от Ухты, что предполагает хорошую транспортную доступность и возможность трудоустройства в этих городах. К тому же в выбранных районах сильная и опытная управленческая команда и низкий уровень безработицы.

Претендовать на семейный социальный контракт могут воспитывающие детей малоимущие семьи с так называемым социально одобряемым поведением. Родители должны быть заинтересованы в воспитании своих детей, дети должны посещать детский сад и школу, а родители работать или состоять на учете в службе занятости и не нарушать закон. Для неблагополучных малоимущих семей, желающих изменить свою жизнь к лучшему, предусмотрен предконтракт – индивидуальная программа социальной реабилитации, включающая, например, лечение от алкогольной или наркотической зависимости.

При заключении непосредственно контракта стороны берут на себя обязательства: орган соцзащиты разрабатывает программу активации трудовых ресурсов семьи и выплачивает пособие, а малоимущая семья реализует мероприятия, направленные на преодоление своей трудной жизненной ситуации. Комплекс мероприятий разрабатывается для каждой семьи индивидуально на основе универсального перечня. Из этого списка выбираются наиболее приемлемые варианты. Например, безработный член семьи должен найти работу и трудоустроиться, работающий – найти более высокооплачиваемую работу или пройти переобучение по более востребованной на рынке труда специальности. Деньги в том числе можно потратить на переезд к месту работы и съем жилья. К договору прилагается так называемый проверочный лист, который сверяется каждые два месяца.

Особенность семейного социального контракта еще и в том, что пособие выплачивается с первого месяца, и эти траты жестко не регламентируются и не контролируются. Скажем, семьям не запрещено потратить пособие на погашение кредита, чтобы рассчитаться с прежними долгами.

– Вы даже не представляете, как много бедных людей имеют долговые обязательства перед микрокредитными организациями, – подчеркнул Александр Хохлов.

Не возбраняется тратить пособие на еду, одежду, игрушки, главное, чтобы в итоге были достигнуты поставленные цели.

При этом прибавится работы психологам, ведь необходимо перенастроить сознание малоимущих, привыкших к нищете, мотивировать их на преодоление бедности и новый образ жизни.

Размер месячного пособия для семьи с двумя родителями и двумя детьми составит 13 тысяч рублей (по пять тысяч на каждого ребенка и по полторы тысячи на каждого взрослого). С учетом того, что экспериментом планируется охватить 1302 семьи в двух муниципалитетах, на его реализацию в течение полугода потребуется 94,7 миллиона рублей. А в дальнейшем, если апробация пройдет успешно, семейный социальный контракт можно будет распространить по всей республике, и тогда сумма будет весьма значительной – порядка одного миллиарда рублей. Но, как заверил Александр Хохлов, федеральный центр готов помочь: доля России в софинансировании 70 процентов, республики – 30 процентов. Переговоры на сей счет уже ведутся.

В ходе обсуждения депутаты забросали докладчика вопросами. В частности, парламентарии вполне резонно предположили, что не все участники эксперимента выполнят условия контракта. Александр Хохлов подтвердил, что на первом этапе есть риск, что контракт выполнят далеко не все. Более того, не исключено, что с обязательствами не справятся более половины участников. Но деньги ни у кого не отнимут. По истечении шести месяцев, когда закончится действие семейного контракта, вводится своего рода мораторий: семья должна попробовать прожить без этого пособия. Если заработок родителей в результате предпринятых мер повысится, контракт можно считать эффективным. Если же уровень бедности по-прежнему не преодолен, можно вновь заключить такой договор. Но есть условие – контракт не светит семьям, нарушившим прописанные в документе условия и не выполнявшим взятые обязательства. При этом других вариантов социальной помощи малоимущая семья не лишается. Пособие – вид социальной поддержки, поэтому не учитывается как доход, и семьи, его получающие, не теряют статус малоимущих, чтобы получать иные меры поддержки.

Некоторых депутатов возмутило, что эксперимент обойдет стороной неблагополучные семьи, а их больше половины среди малоимущих.

– Таких много, но не больше половины, – возразил Александр Хохлов. – Будем честными – на сто процентов победить пьянство и нежелание родителей заниматься своими детьми – это утопия. Такие семьи есть во всех странах, даже самых благополучных. Нам нужно начать решать эту задачу и начать с того, что более эффективно, – с семей с социально одобряемым поведением.

Начальник управления занятости также рассказал, почему решено уйти от жесткой регламентации трат участников семейного социального контракта. Первоначально предлагалось вообще не давать семьям живые деньги, а завести карты, по которым можно отовариваться в определенных магазинах, ограничив ассортимент. Например, табак покупать нельзя, а игрушки можно. Но в итоге таких жестких ограничений при распоряжении деньгами решили не вводить. Излишняя регламентация может только навредить – отпугнуть тех, кто мог бы распорядиться государственным пособием с умом и пользой на благо своей семьи.

В завершение обсуждения его участники сошлись в том, главное в проекте – активация трудовых ресурсов. И значит, к его реализации необходимо привлечь профильные ведомства – минпром и мин-экономики, а также работодателей, которые должны быть заинтересованы в расширении рынка труда.

Галина ВЛАДИС

Фото «Комиинформа» и vk.com

Оставьте первый комментарий для "Удочка для бедняков"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.