Судьбоносные встречи Майи Бурлыкиной

Майя Бурлыкина и Валентина Витязева, 1973 год.

2 мая исполняется 70 лет руководителю музейного комплекса СГУ имени Питирима Сорокина, доктору культурологии, профессору, автору энциклопедии Сыктывкарского университета и научно-популярных работ по культурологии и истории музейного дела России и зарубежных стран Майе Бурлыкиной. Накануне своего юбилея она поделилась с «Республикой» своими воспоминаниями о людях, сыгравших важную роль в ее формировании как ученого и оставивших светлый след в ее жизни.

Творческая и профессиональная судьба Майи Бурлыкиной – наглядный пример того, какую важную роль играют в жизни встречи с интересными, яркими людьми, сумевшими заразить своими талантами и целеустремленностью. В этом смысле фортуна была к ней очень благосклонна. В далекой юности судьба свела ее с доктором географических наук Валентиной Витязевой, ставшей для нее наставником и старшим товарищем. Вместе они стояли у истоков создания Сыктывкарского университета, и первый приказ, изданный в университете, был о принятии на работу Майи Бурлыкиной.

В 1969 году в поисках работы Майя Бурлыкина, как она говорит, случайно забрела в Коми филиал академии наук СССР. Случайность оказалась судьбоносной: там была вакансия лаборанта в отделе экономики, которым руководила Валентина Витязева, уже тогда доктор географических наук.

– Мне было 20 лет. Она как-то сразу активно подключила меня к своей работе, сделала буквально своей правой рукой, – рассказала собеседница издания. – Мы ездили вместе с ней в командировки, бывали и в экспедициях по Печоре. Она из редкой породы руководителей, которые не давят, дают развиваться и проявлять самостоятельность. Мы с ней иногда даже спорили. Сейчас даже неловко, что мне, девчонке, приходило в голову спорить с доктором наук, известным человеком в республике. Не помню, о чем были эти споры, но после каждой такой размолвки она извинялась и в качестве примирения дарила мне отрезы на платье. У меня тогда накопилось много отрезов. Валентина Александровна опекала меня как свою дочь и в таких случаях говорила: «Я хочу, чтобы вы красиво одевались».

В Гарвардском университете.

Первое обоснование о необходимости создания в республике университета Валентина Витязева написала еще в 1961 году. Тогда эта идея понравилась руководству региона, но не была поддержана на высшем уровне. И в 1966 году, когда первым секретарем обкома партии был Иван Павлович Морозов, Валентина Витязева вновь подготовила развернутую концепцию университета, которую тот поддержал и начал пробивать в Москве. И только в 1970 году вышло постановление бюро Коми обкома о создании в Сыктывкаре университета. Возглавить новый вуз предложили многим уроженцам Коми края, работавшим в МГУ и ЛГУ. В числе кандидатов была и Валентина Витязева. Но в конечном итоге она осталась в списке одна, так как никто из приглашенных варягов не захотел сниматься с насиженных мест.

– Помню, Валентина Александровна меня спросила: «Я перехожу на новую работу, вы пойдете со мной?» Я даже не задумываясь ответила: «Конечно, пойду. А куда переходим-то?» И узнав, что в университет, удивилась: «Так у нас разве есть университет»? На что Витязева ответила мне: «Вот мы с вами вместе его и будем создавать». Ну, говорю, вместе так вместе. Подумаешь: университет создать.

Будущий университет представлял собой два здания, в одном из которых первоначально предполагалось разместить медучилище, а во втором, где находится бассейн, элитную школу. Иван Морозов, несмотря на первоначальное назначение этих зданий, все же не терял надежды, что там разместят университет, когда удастся «пробить» его наверху. Впоследствии эти два здания объединили переходом под одну крышу. Набор сотрудников и преподавателей вуза велся сначала в филиале академии наук. Потом ректорской группе по созданию университета, куда входила Майя Бурлыкина, выделили три комнаты в пединституте, где расположился своеобразный штаб по созданию нового вуза.

– А уже 20 июня 1972 года мы принимали документы первых абитуриентов в этом здании, – рассказала Майя Бурлыкина, имея в виду главный корпус университета, где располагается музей. – Ответственным секретарем приемной комиссии была будущий доктор исторических наук, почетный профессор СГУ Элеонора Савельева. Первым перешагнул порог приемной комиссии Александр Мелехов, окончивший у нас химико-биологический факультет. К сожалению, его уже нет в живых.

Любек.

В Москву за своим назначением на должность ректора Валентина Витязева поехала вместе со своей верной соратницей Майей Бурлыкиной. Событие отметили в ресторане гостиницы «Москва». Поздравить маму пришел старший сын Валентины Александровны Андрей, который после окончания МГУ жил в Москве и уже тогда был известным ученым, доктором наук.

– По возвращении в Сыктывкар мы сразу завели книгу приказов. И первый приказ от 1 февраля 1972 года был о моем назначении секретарем. Поскольку до этого Валентина Александровна обещала мне должность референта, я попробовала возмутиться: все-таки «референт» звучало солиднее. На что она мне объяснила, что такой вакансии, к сожалению, нет. С тех пор как-то так вот и повелось, что я всю жизнь выполняю в университете одни функции, а числюсь на каких-то других должностях. В трудовой книжке у меня даже нет записи, что я профессор. Потому что это у меня совмещение, а основная работа связана с музеем, – рассказала собеседница.

С первых же дней открытия университета Майя Бурлыкина начала сбор материала о его истории. И в 1977 году к пятилетию вуза была подготовлена выставка. А когда отмечали десятилетие, было принято решение открыть музей. К десятилетию СГУ, 1 февраля 1982 года, открылся музей, который с 1992 года по инициативе Майи Бурлыкиной переименован в Музей истории просвещения Коми края. За короткое время музей из небольшой экспозиции вырос в один из крупнейших в России вузовских музейных комплексов с прекрасным оборудованием, выставочными залами, оригинальным художественным решением.

– Я десять лет руководила им на общественных началах. Поначалу он был совсем крошечный – 15 квадратов и размещался на первом этаже, где сейчас кафе. К 15-летию мне удалось выпросить еще одно помещение. И так каждые пять лет мне удавалось расширять его площади, – рассказала Майя Ивановна.

К тому времени она уже окончила исторический факультет и активно включилась в научную работу. Ее дипломная работа была посвящена истории университета за 15 лет. Научным руководителем выступил крупнейший ученый, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского университета Юрий Давыдович Марголис. Как шутит женщина, «с 1976 по 1980 год он находился в ссылке в Сыктывкаре». До своего приезда в Сыктывкар Марголис преподавал в ЛГУ, был человеком смелых суждений и взглядов, и кто-то из доброжелателей сообщил в органы, что он хранит у себя дома диссидентскую литературу. Его уволили, и он пришел работать на ситценабивную фабрику имени Веры Слуцкой, писал книгу об истории этой фабрики. А поскольку Ленинградский университет на первых порах официально шефствовал над СГУ, спустя время Марголису предложили проявить себя в провинциальном университете, чтобы заработать возможность возвращения в ЛГУ. Отправили его сюда на год, а он прожил пять лет. И до конца жизни не прерывал связи с Сыктывкаром.

Впоследствии Юрий Марголис согласился стать научным руководителем и кандидатской диссертации Майи Бурлыкиной, которая была посвящена истории всех университетских музеев дореволюционной поры. Диссертация получила высокие отзывы и сразу после ее успешной защиты он предложил: «Теперь начинайте думать о докторской. Предлагаю два варианта: или вы выходите в советский период, или расширяете тематику дореволюционного».

Майя Бурлыкина выбрала второй вариант, поскольку ее очень увлекла история дореволюционных университетских музеев, многие из которых впоследствии переросли в публичные и очень известные. Но спустя два года после этих событий, в 1996 году, Юрий Марголис ушел из жизни.

С 1992 года Майя Бурлыкина, занимавшая до этого должность инженера научной информации и руководившая музеем на общественных началах, была официально назначена директором музея. Тогда же она активно начала претворять в жизнь идею создания портретной галереи заслуженных деятелей науки – сотрудников СГУ. За эту работу взялся известный художник Энгельс Козлов, живший тогда в Санкт-Петербурге.

– Энгельс Васильевич как-то мне сказал: «Я хочу, чтобы в этой галерее был и ваш портрет. Вот когда вы защитите докторскую, обязательно его напишем». На что я ему отвечала, что Марголиса уже нет в живых, а другого научного руководителя я найти не могу. Тогда он позвонил в Санкт-Петербург известному профессору Григорию Алексеевичу Тишкину и сказал, что есть в Сыктывкаре специалист с почти готовой докторской диссертацией, но ей нужен научный консультант. Тот согласился, и я сразу же поехала к нему. Мою работу он признал отличной, дал месяц на доработку, и в 2001 году я защитила докторскую.

В 90-е годы, когда прилавки всех магазинов опустели, Майе Бурлыкиной приходилось самой искать спонсоров и собирать с миру по нитке на ремонт и оснащение музея. В 1992 году она обратилась в ректорат с просьбой выделить ей помещение, которое требовало серьезного ремонта и потому не использовалось (сейчас там находится овальный зал). Но выделить деньги на восстановление помещения ректор отказался по причине их отсутствия, и директор музея заверила, что сама найдет деньги на ремонт.

– И тогда я, молодая, красивая, ходила с протянутой рукой и все-таки целых 22 миллиона рублей собрала для музея. Но даже при наличии денег в те времена невозможно было ни краску купить, ни гвозди. Приходилось все самой где-то добывать. В общем, благодаря пожертвованиям мы как могли сделали ремонт. И 18 мая 1994 года состоялось открытие обновленного музея. А в 1995 году, когда на должность ректора был назначен Василий Задорожный, знакомясь с работой университета, он отметил, что единственное подразделение, которое работает в нормальном режиме, – это музей.

– Первое, что он сделал на посту ректора, – отремонтировал крыши корпусов. Василий Никифорович вообще большое значение придавал сохранению истории университета. Это при нем были предоставлены дополнительные помещения под музей и в 2001 году открыли музейный комплекс, – рассказала наша собеседница.

По замыслу Майи Бурлыкиной, в основе научной концепции музея лежит личность. Помимо портретной галереи здесь представлены экспозиционные интерьеры выдающихся деятелей науки, культуры, образования.

25 лет назад еще одной судьбоносной встречей для Майи Бурлыкиной стало знакомство в Кисловодске с президентом Шаляпинского центра Юрием Тимофеевым. С тех пор при музее СГУ действует Шаляпинское общество, где проходят встречи с известными артистами. Вместе с ними Майя Бурлыкина ежегодно путешествует на теплоходе по всей России с концертными и лекционными программами.

Галина ГАЕВА

Фото из архива Майи Бурлыкиной

Оставьте первый комментарий для "Судьбоносные встречи Майи Бурлыкиной"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.