Четверть века «Аленькому цветочку»

Двадцать пять лет в этом году отмечает образцовый детский балетный театр «Аленький цветочек».

Первый и единственный в республике детский балетный театр был создан в 1994 году на базе детской хореографической школы (ныне школы искусств Сыктывкара) по инициативе Галины Ширяевой, которая и сегодня является бессменным руководителем коллектива. Галина Ширяева – заслуженный работник Коми, лауреат премии правительства региона. Работала балериной театра оперы и балета республики, была сотрудником Национального музея Коми. Затем 18 лет – директором Сыктывкарской хореографической школы. Она рассказала «Республике» об истории уникального театра.

– В 1992 году, после работы в театре и музее, мне предложили возглавить городскую хореографическую школу, – вспоминает Галина Ширяева. – Я согласилась только потому, что хотела создать на ее базе детский театр. Воспитанники школы уже были заняты в спектакле театра оперы и балета – в балете «Щелкунчик». Я круто изменила жизнь, заполучив массу трудностей в незнакомом мне административном деле, взвалив на себя все мыслимые и немыслимые обязанности – от директора школы и художественного руководителя, до администратора, распространителя билетов и билетера на выездных спектаклях. Так начался новый этап в моей жизни. Наш театр – это дивный мир балетных сказок, в котором дети в течение нескольких лет проживают настоящую артистическую жизнь.

Галина Ширяева.

Когда театр де-факто существовал уже несколько лет, Галина Ширяева решила утвердить его статус де-юре. Будучи в творческой командировке в Вологде, она спросила советника по культуре из Москвы: «Как стать театром?» И получила ответ: «Напишите на афише «Театр» – и будет вам театр». Так и сделали.

Руководивший в те годы управлением культуры сыктывкарской администрации Виктор Шевцов горячо сразу поддержал идею Ширяевой и помог юным артистам «выйти в свет». Благодаря ему весной 1995 года театр отправился в Санкт-Петербург на Международный фестиваль детского творчества «50 лет мира».

– Нас было 70 человек, – рассказала изданию руководитель театра. – 56 детей – участников спектакля, педагоги и родители. Это два полных вагона и огромное количество громоздких декораций и костюмов. Виктор Шевцов был с нами все десять фестивальных дней.

За четверть века поставлено семнадцать спектаклей и уже четыре было восстановлено. Театр уникален тем, что никогда не переносит на свою сцену известные спектакли. В «Аленьком цветочке» всегда ставили и ставят только эксклюзивные балеты, приглашая к работе лишь профессиональных балетмейстеров (Ольга Аринина, Дмитрий Тхоржевский, Индра Рейнхолде), композиторов (Тимур Коган, Сергей Баневич, Михаил Малевич, Михаил Герцман) и художника театра оперы и балета Юрия Самодурова.

 

Михаил Герцман, председатель Союза композиторов Коми:
– Это самый удивительный театр нашей республики. Мне посчастливилось побывать на всех спектаклях этого театра от «Чукокколы» до нынешнего – «Сказка за сказкой». Свидетельствую: все спектакли «Аленького цветочка» пользуются самым искренним успехом. Мое восхищение театром объясняется не самим фактом танца на сцене, а тем, что перед нами настоящий Балетный Театр, где роли называются «партиями», а перед артистами ставятся задачи в полном соответствии со знаменитой системой Станиславского. Подобное возможно только, если дети объединены общей идеей. Конечно, столь длительный успех этого театра тоже уникален, ведь исполняется уже четверть века работы с «текучей», постоянно меняющейся труппой. Это результат огромных усилий армии его создателей: балетмейстеров, художников, композиторов, концертмейстеров, педагогов-репетиторов, чей талант и труд обеспечивает высокий художественный уровень постановок. Всегда буду гордиться, что и мой детский балет «Три поросенка» был здесь поставлен.

Первыми плодами содружества с балетмейстером Ольгой Арининой и театральным художником Юрием Самодуровым стали четыре больших балета детского театра.

– «Чукоккала» – первый спектакль, вошедший в репертуар театра, готовился трудно и долго. Страна находилась в кризисе, царила инфляция, и вместо имевшихся у меня на постановку балета 750 рублей нам внезапно потребовалось 36 миллионов, – вспоминает Галина Ширяева. – Но я твердо знала, что хочу поставить детский балет, и два года собирала нужную сумму. Бывали дни, когда с раннего утра и до вечера, в тридцатиградусный мороз я ходила от одной двери к другой в поисках спонсоров. Тогда только начали создаваться разные АО и ООО. Иду по улице, вижу: написано – «ООО» – и захожу. Убеждаю горячо, и дают. Тысячу, две тысячи, три тысячи рублей. Иногда просто достают из кармана и кладут на стол, не требуя никаких документов. Однажды договорилась о встрече с банкиром, вскоре покинувшим страну. Пригласил на пять вечера. Прождала я его до семи. Вызывает. Берет мое письмо-ходатайство и вдруг переходит на крик: «Почему я должен вам помогать? Я не вижу у вас заплаток! Я помогаю только сирым и убогим». И швырнул мне обратно письмо. Не помню, что я ответила, как вышла. Помню, как горько плакала, спрятавшись за большим цветком в кадке. Благо, в приемной уже никого не было.

Так,  благодаря настойчивости Галины Ширяевой, 23 марта 1994 года на сцене театра оперы и балета состоялась премьера первого в республике детского балетного спектакля «Чукоккала» по сказкам Корнея Чуковского. Спектакль шел при полных залах в течение сезона на сцене театра оперы и балета. В журнале «Балет» появилась статья критика из Санкт-Петербурга Людмилы Линьковой. Это был успех.

Затем был спектакль «Русалочка» – грустная и прекрасная сказка о любви и самопожертвовании. Успеху постановки способствовали музыка Сергея Баневича, балетмейстерская и режиссерская работа Ольги Арининой, великолепные декорации Юрия Самодурова. «Русалочка» побывала в Китае, куда театр выезжал в рамках побратимских отношений между Сыктывкаром и городом Тайюань. Сказка шла на сцене республиканского театра оперы и балета с огромным успехом.

Балет «Каштанка» по рассказу Антона Чехова – третий спектакль детского театра, был поставлен в 1996 году. В стране царил кризис, зарплату задерживали. И в этих условиях шла работа над балетом. Огромное количество декораций и костюмов, двухактный спектакль, около сорока исполнителей. На премьеру в Сыктывкар вновь приезжала питерский критик Людмила Линькова. Она назвала постановку спектакля событием российского масштаба. О спектакле написал российский журнал «Балет».

В 2001 году на сцене Государственного театра оперы и балета РК состоялась очередная премьера детского театра «Кот в сапогах» Это был последний спектакль, премьера которого прошла на сцене театра оперы и балета. Последующие спектакли «Аленького цветочка» шли на сцене Национального музыкально-драматического театра Коми.

В 2005 году после знакомства Галины Ширяевой с рижским балетмейстером Индрой Рейнхолде в истории театра начался новый творческий период. Рижанка сочиняла свои балеты еще до приезда в Сыктывкар и привозила их «готовыми» в своей голове. Или на видео – она танцевала по отдельности все партии и снимала себя на камеру. Так, в рекордный срок – за один месяц – был поставлен балет «Аленький цветочек», давший название театру. Всего за десять дней был поставлен балет «Волшебная фантазия» на музыку Вивальди, причем параллельно с работой с детьми у Индры Рейнхолде шли постановочные в республиканском театре оперы и балета. До Сыктывкара у балетмейстера не было опыта работы с детьми, однако она мгновенно покорила юных артистов своим уважительно-взрослым отношением к ним.

Индра Рейнхолде поставила для детского театра в Сыктывкаре четыре балета: «Аленький цветочек» (2005 год), «Волшебная фантазия» (2006 год), «Синяя птица» (2008 год), «Почти Рождественская история» (2010 год). Все они становились победителями на Всероссийском конкурсе любительских музыкальных театров «Синяя птица». Балет «Аленький цветочек» завоевал гран-при фестиваля.

В 2008 году театр «Аленький цветочек» вошел в число лучших любительских театров страны, публикация о нем появилась в буклете Союза театральных деятелей России, журнале «Балет» и его детском приложении «Антре».

– Музыка – главная составляющая балетного спектакля, – рассказала Галина Ширяева. – Мы работали с разными композиторами.

С детским театром из Сыктывкара работал российский композитор, автор музыки к балетам, операм, мюзиклам, кинофильмам Тимур Коган. Он автор музыки к балетам театра: «Чукоккала», «Каштанка» и «Кот в сапогах». Музыку к балетам «Русалочка» и «Дюймовочка» написал российский композитор, пишущий преимущественно для детей, автор музыки к балетам, операм, мюзиклам, кинофильмам петербуржец Сергей Баневич. К балету «Снегурочка» (2004 год) музыку написал церковный композитор, автор духовных музыкальных сочинений Михаил Малевич. В 2000 году в репертуаре театра появился балет «Три поросенка» на музыку сыктывкарского композитора Михаила Герцмана. В этом году балет получил второе рождение.

– Когда я прихожу на спектакль в театр оперы и балета, всегда ищу на сцене глазами наших выпускников, уже ставших мастерами сцены – Аню Полищук, Таню Вильбергер, Настю Маслову, Машу Лысенко. Десять наших девочек танцуют сегодня на ведущей сцене республики. А всего профессиональными артистами стали более тридцати человек, – добавила Галина Ширяева.

Театр «Аленький цветочек» выступает на сценических площадках Национального музыкально-драматического театра Коми, республиканской филармонии, гимназии искусств. Юные артисты театра выступали в Кирове, Вологде, Архангельске, Новодвинске, Северодвинске, Великом Устюге, а также в составе официальной делегации ездили на гастроли в Китай: Пекин и Тайюан. Солистка театра Мария Жданова в 2010 году приняла участие в профессиональном балетном конкурсе «Молодая Америка – Гран-При» в Нью-Йорке.

Театр, девиз которого «Дети – детям», не только приобщает и юных артистов, и юных зрителей к удивительному искусству балета. Он учит их слышать музыку и понимать язык танца,  через сценические образы учит добру, справедливости и красоте. Успех театра обеспечивает творческая самоотдача детей и их педагогов-наставников – артистов балета. В разные годы это были  народная артистка Коми АССР Инна Чуистова, заслуженный работник Коми Елена Рассоленко, Тамара Турова, народная артистка Коми Наталья Супрун. Сегодня – это новое поколение: Мария Полякова, Маргарита Фильевая.

25 марта в 18:30 на сцене концертного зала Гимназии искусств Коми пройдет юбилейный отчетный концерт «Аленького цветочка». Помимо труппы театра и коллектива-спутника «Волшебная туфелька» в концерте примут участие артисты балета Государственного театра оперы и балета РК, выпускники Школы искусств и творческие коллективы школы.

Артур АРТЕЕВ

Фото из архива театра «Аленький цветочек»

Оставьте первый комментарий для "Четверть века «Аленькому цветочку»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.