Пиво с «добавкой»

Общественники против видоизмененного закона о рекламе пенного напитка

С 1 января 2019 года истек срок действия поправок в федеральный закон «О рекламе», которые были приняты в России в 2014 году специально к чемпионату мира по футболу и разрешали рекламу пива во время трансляции спортивных соревнований. Законодатели предлагают продлить срок действия этих поправок, но сначала провести их народное обсуждение через российскую и региональные общественные палаты. Состоялось такое обсуждение и в Общественной палате Коми.

Модератор дискуссии, председатель комиссии по вопросам межнациональных и культурных коммуникаций и СМИ Андрей Юркин напомнил, что обсуждаемая норма была введена пять лет назад, когда в России готовились к проведению мундиаля. Власти согласились на предложение международных спонсоров, что позволило хорошо подготовиться к чемпионату и провести его на самом высоком уровне. Теперь же предлагается действие утративших силу норм пролонгировать, включив при этом в закон еще ряд дополнений. В частности, разрешить показ рекламы пива по телевидению с 23 до семи часов, разрешить использовать в рекламе изображение людей и животных, размещать такую рекламу в печатных СМИ. Повлияют ли подобные изменения на масштабы потребления пива и, как следствие, на здоровье нации? Ответы на эти вопросы законодатели хотят услышать от общественности.

– Я, наверное, буду одним из немногих, кто поддерживает эти изменения, – заявил взявший первым слово член палаты Игорь Зибарев. – Реклама пива позволяет направлять большие средства на развитие спортивной инфраструктуры. Когда я возглавлял республиканскую федерацию хоккея с мячом, убедился, что самыми эффективными спонсорами сыктывкарской команды были СЛВЗ и АО «Сыктывкарпиво». Причем, помогая, эти предприятия не просили их рекламировать. Я бы еще предложил ввести правило, действующее в букмекерских конторах, – пять процентов прибыли направлять на развитие спорта. Что касается того, чтобы в рекламе использовались изображения людей и животных, то я против.

Солидарны с Игорем Зибаревым были зампред Общественной палаты Галина Лапшина и член палаты, первый заместитель генерального директора, генеральный продюсер телекомпании «Юрган» Геннадий Левицкий.

– Предлагается разрешить рекламу пива по телевидению с 23 до 7 часов, почему нет? Мы же не выступаем против ночного показа фильмов с маркировкой 18+ или рекламы в ночное время иных продуктов. Для СМИ размещение рекламы в эфире и на страницах изданий – способ выживания. Нельзя быть ханжами. Но это, конечно, не отменяет борьбу с алкоголизмом, – подчеркнул Геннадий Левицкий, указав на то, что количество потребления алкоголя, в первую очередь крепкого, за последние годы сократилось.

– Но растет потребление пива, – возразила ему экс-председатель, а ныне эксперт палаты Галина Киселева. – Цель рекламы – продвижение продукции, в данном случае пива. А выигрывает ли от этого общество? Мы столько лет боролись с алкоголизацией населения, а теперь сами себе противоречим. Надо объяснять людям, что пиво пагубно влияет на репродуктивную функцию, на здоровье людей. Бизнес, конечно, надо поддерживать, но масштаб увлечения пивом молодежи удручает.

Игорь Зибарев с таким утверждением не согласился: реклама пива никак не повлияла на его детей, они мастера спорта, и алкоголь их не привлекает.

– Арсенал спиртного в магазине влияет гораздо больше, чем реклама. Много вы видели рекламы пива за пять лет? Ее практически нет. Производители не наживаются, они работают по тем правилам, которые действуют у нас в стране, – заступилась за отечественных производителей пива Галина Лапшина.

– Задача рекламы в любом случае – это увеличение продаж. В результате пиво выпьет больше людей, у которых испортится здоровье, – возразила руководитель волонтерской организации, многодетная мать Наталья Бутрим. – Я не вижу здесь никакой социальной оправданности, поэтому категорически против.

Затем модератор предоставил слово священнослужителю. Отец Максим (Стыров) одновременно является ученым-экономистом, поэтому подкрепил свое решительное «нет» статистическими выкладками, а также житейскими примерами пагубного влияния алкогольных напитков и пива на судьбы людей, после чего задался резонным, с его точки зрения, вопросом:

– А нужны ли нам такие чемпионаты с такими спонсорами? Может, лучше развивать массовый спорт, а не спорт высших достижений, где люди получают огромные деньги непонятно за что. Сколько в Сыктывкаре благодаря этому чемпионату появилось бесплатных секций по футболу? Я не увидел реального развития спорта благодаря чемпионату.

Особо отец Максим остановился на демографической ситуации, ведь причиной мужского бесплодия в 60-70 процентах случаев является пивной алкоголизм вкупе с сидячим образом жизни.

В стане противников пролонгации рекламы пива был и самый молодой участник дискуссии – эксперт палаты Владислав Дониченко. Он обратил внимание на то, что рекламироваться будет прежде всего заграничная продукция, а транснациональным корпорациям безразлично здоровье тех, кто смотрит спортивные трансляции. И уж совсем неправильно, по мнению общественника, размещать рекламу пива в печатных СМИ. На страницах изданий не ограничить ее просмотр ночным временем.

Итоговое мнение собравшихся сформулировал Геннадий Левицкий:

– Под маркой пролонгирования предпринята попытка провести в закон другие вещи, которых быть не должно. Закон можно продлить только в прежнем виде – сохранить рекламу пива в спортивных трансляциях. И на этом поставить точку. А рекламировать пивную продукцию с помощью изображения людей и животных, размещать рекламу в печатных изданиях нельзя. Если же сохранить статус-кво в новой редакции невозможно, то и не стоит поддерживать закон, поскольку это может привести к негативным последствиям.

Галина ВЛАДИС

Фото op.rkomi.ru

Оставьте первый комментарий для "Пиво с «добавкой»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.