На родине Питирима Сорокина

История вымского села Туръя насчитывает пять веков

Зимой на улицах старинного села Туръя в Княжпогостском районе обычно тихо и безлюдно. Только 4 февраля село заметно оживает – сюда приезжают «высокие» гости из столицы республики. Автомобили занимают площадку у заброшенного храма. Здесь стоит гранитный обелиск самому известному уроженцу села – ученому-социологу Питириму Сорокину. Звучат речи и даже традиционный народный плач по знаменитому земляку. На постаменте памятника остаются мерзнуть букеты. И жизнь в селе снова замирает на год. А ведь когда-то это было крупное торговое место, где проводились ярмарки, кипела жизнь и даже была своя таможня.

Таможенный форпост

Туръя – одно из самых древних селений в среднем течении Выми. Первое документальное упоминание о нем зафиксировано в Вычегодско-Вымской летописи, и относится оно к 1480 году. В том году произошло стояние на реке Угре и завершилось на Руси татаро-монгольского иго, Колумб только задумался о поиске западного пути в Индию, а в Туръе уже кипела жизнь.

Но 1480 год – это официальная дата, а на самом деле люди обжили эти живописные места на несколько веков раньше. В XI веке район бассейна Северной Двины (в том числе и Вымь) занимала заволоцкая чудь – предки современных карелов и вепсов. Вероятно, в числе первых поселенцев Выми были выходцы из карельского Онежья. Заселяя верховья Выми, они назвали это место Туръя – то есть «север».

В XII веке в районе нынешнего села располагалось укрепленное городище, окруженное мощной системой защитных валов и рвов. В Туръинском (другое название Пожегском) городище жили новгородцы. Их селение просуществовало до XIV века, а потом пришло в запустение, так как Вымская земля попала под власть московских князей. Князья вымские, правившие Коми краем во второй половине XV века, планировали возвести новый укрепленный городок в заброшенном месте. В летописи отмечено, что в 1480 году «…почал князь Василей Вымской город на Выме на Турею строити…». Так Туръя получила официальную дату рождения.

Следующее известие о Туръе содержится в этой же летописи, но относится уже к концу XVI века. Оно связано с пушной торговлей. В 1597 году царь всея Руси и великий князь московский Федор Иоаннович приказал поставить таможенные заставы на всех путях, по которым везли на Русь пушнину. Чрезкаменный торговый путь за Урал проходил по Выми на Печору и дальше в Сибирь. Поэтому в Туръе была устроена таможня. До конца ХV века это было пограничное село, имевшее для охраны даже пушки. Здесь заканчивалась власть московского князя и начинались бескрайние владения северных и сибирских племен. К ХVI веку село выросло и стало местом, где проходили многолюдные ярмарки и собирались купцы с Вычегды, Выми, Удоры, Ижмы, Печоры. В начале XVII века Туръя уже именовалась посадом, в котором было два церковных и 90 крестьянских дворов. Часть из них пустовала. Кто-то из хозяев сгинул в военных походах в Сибирь, два человека несли военную службу в городе Березове на Оби. Другие из-за неурожая и голода умерли или бежали за Урал.

Статус Туръи как торгового центра продержался недолго – до конца ХVII века. В начале XVIII века северный путь в Сибирь был заброшен, и Туръя утратила былое величие. В 1710 году в селе насчитывалось 48 дворов. Один из жителей Иван Васильев был взят на работу на строительство Санкт-Петербурга. По переписи 1747 года в Туръинской волости (включая Кони, Онежье и Луг) было 607 крестьянских хозяйств.

Последний звонок

Во второй половине 1870-х годов в Туръе открылась школа, в которой обучались 23 мальчика и три девочки. В «Вологодских епархиальных ведомостях» писали, что эта школа одна из лучших в Яренском уезде. В 1891 году в Туръе начала работать церковно-приходская школа, а в 1899-м на средства общества и уездного земства открылась библиотека. В 1915 году школа преобразована в земскую начальную школу, в 1940-м она стала семилетней, а с 1943-го средней.

Сейчас школа в селе закрыта – последний звонок здесь прозвучал 27 мая 2017 года. Преподавали в школе тогда семь учителей. Двое ребят успели окончить девять классов, еще семеро учились в младших классах – по одному или по двое в классе. В шестом, втором и первом классах учеников не было вообще. Самым младшим школьником оказался третьеклассник Егор Савко. Сейчас сельские ребята учатся в Емве и только на выходные приезжают из интерната домой. Добротное здание школы пустует. В селе подрастают трое дошкольников, поэтому детсад еще работает. Но школа уже вряд ли откроется вновь.

Как рассказал «Республике» глава сельского поселения Туръя Анатолий Шлопов, сегодня в селе прописано около полторы сотни человек. Но постоянно здесь проживает человек сорок, не больше. Многие сельчане возвращаются на родину только летом.

– С каждым годом на встрече около памятника Питириму Сорокину становится все меньше местных и все больше гостей, – отметил Анатолий Шлопов.

Ежегодно число туръинцев снижается. В 1859 году в Туръе насчитывалось 83 двора, 549 человек. В 1924 году в селе было 204 дворов, 896 человек. В 1979 году здесь жили 462 человека, а в 1989 – 289 человек, в 1992 – 249 человек, в 2000 – 214 человек.

В 1929 году в селе был образован колхоз, который в 60-е годы вошел в состав большого животноводческого совхоза «Вымский» с центром в селе Шошка. В годы Великой Отечественной войны из Туръи и близлежащих деревень ушли на фронт около двухсот человек, 134 из них погибли.

В 1995 году в селе работали Дом культуры, библиотека, средняя школа, ясли-сад, магазин, фельдшерский пункт.

Храм без креста

Неподалеку от памятника Питириму Сорокину стоит красивый каменный храм. Только вот креста на куполе нет, а окна и двери выбиты. По преданию, первый храм в Туръе был заложен самим Стефаном Пермским. Но все древние деревянные церкви сгорели. Нынешняя каменная Воскресенская церковь с колокольней строилась всем миром с 1851 по 1867 год на высоком берегу, где пересекались две реки Вымь и Пожег. Позже реки ушли от села, оставив обширную пойму.

В 1935 году был репрессирован последний священник села Илья Попов, церковь закрыли, увезли все колокола. Только один оставили как пожарный. Церковные украшения, иконы, книги растащили. В военные и послевоенные годы церковь служила клубом, главный Воскресенский придел использовали в качестве столовой. Когда в Туръе построили Дом культуры, храм превратили в складское помещение сельпо. В 1993 году темной осенней ночью из храма украли последний колокол. Несколько лет назад нашлась большая храмовая икона Господа Саваофа. Деревянный образ использовали как дверь в подвал. Сейчас икона украшает красный угол сельского музея.

Главным праздником в Туръе был день Параскевы Пятницы, его возродили в 90-х годах прошлого века. В этот день принято ходить в гости, на кладбище, угощаться суром.

Большие люди маленького села

Древнее село знаменито несколькими своими уроженцами. Самый выдающийся из них – Питирим Сорокин, которого земляки называют Ыджыд морт (Большой человек). Всемирно известный ученый родился 130 лет назад – 4 февраля (по старому стилю – 23 января) 1889 года в доме учителя Туръинского земского училища Ивана Панова, где семья Сорокиных остановилась на зиму. На том месте, где стоял дом Панова, и был установлен памятник Питириму Сорокину. Отец будущего светила социологии – Александр Сорокин, уроженец Великого Устюга, прошел обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима – Пелагея происходила из коми-зырянского крестьянского рода.

Питирим Сорокин прославился тем, что основал факультет социологии в Петроградском университете, а затем, будучи профессором Гарварда, заложил основы американской социологической школы. Он предсказал Вторую мировую войну, мировой кризис, глобализацию, американскую сексуальную революцию. Был одним из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

«Я рад, что прожил детство в этой девственной стране, – писал Питирим Сорокин. – Даже сейчас, если бы мог выбирать, я не променял бы ее на самую цивилизованную среду обитания в самом лучшем жилом районе самого прекрасного города в мире. Я счастлив, что имел возможность жить и расти в этой природной стихии».

Другие известные туръинцы: коми поэт-песенник Федор Щербаков, скульптор Юрий Борисов, первая коми художница-иконописец монахиня Александра Сухарева (два года училась иконописи в Киево-Печерской лавре), героически погибший на фронте чемпион Коми АССР 1941 года по лыжным гонкам Иван Щербаков и многие другие.

Уроженцами села были также мой прадед Александр Некрасов и бабушка Пелагия Некрасова. Про прадеда известно, что он участник Первой мировой войны. 9 ноября 1916 года рядовой 183-й пехотного Пултуского полка Александр Некрасов был ранен под колонией Жарки (исчезнувший населенный пункт в Волынской области на северо-западе Украины). Есть снимок, на котором молодой Александр Некрасов в военной форме запечатлен с двумя однополчанами. Сохранилась также его записная книжка, в которой он красивым почерком грамотно вел записи о своих делах и о родне. И еще есть медный образок, пробитый осколком и спасший солдату жизнь. Помню, как в детстве мы с бабушкой летали на самолете из Княжпогоста в Туръю в гости к родственникам.

Хранительницей истории села стала учительница, проработавшая в местной школе более полувека, краевед и создатель местного музея Ольга Шлопова (она ушла из жизни три года назад). Сейчас ее музейное и краеведческое дело продолжает Светлана Самсонова. В этом году музей отмечает 20 лет со дня основания. Он, как и памятный знак, был открыт в год 110-летия со дня рождения Питирима Сорокина. На открытии музея присутствовал младший сын Питирима Сорокина – профессор Гарвардского и Бостонского университетов композитор Сергей Сорокин. В 2005 году сельскому музею было присвоено имя Питирима Сорокина. Музей располагается в традиционном коми доме, принадлежавшем семье Барановых. Основой коллекции послужил архив школьного музея. В доме сохранен крестьянский интерьер, представлена богатая коллекция по этнографии. Музей посещают гости из самых разных регионов России и даже из-за границы. Как-то приезжали японцы.

Удивительно, что Туръя имеет множество тезок (часть из них, правда, пишется с «ь» вместо «ъ»). Населенные пункты и реки с таким названием есть в Сибири, в Белоруссии, на Украине. О происхождении названия Туръя существует несколько версий. Некоторые считают, что оно пошло от коми названия журавля – тур, поскольку здесь много болот, на которых водятся журавли. Возможно, оно связано со старинным коми названием реки Вымь – Туриаю (журавлиная река). Лингвист Василий Лыткин считал, что в названии Туръя нужно выделить коми слово «тур» («шум»). Таким образом, Туръя обозначало «шумливая» – недалеко от села находятся перекаты и пороги. Встречаются топонимы Турья также на территории Финляндии и Карелии. С финского языка название переводится просто «север».

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "На родине Питирима Сорокина"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.