Медики назвали причины конфликтов с пациентами

О взаимных претензиях врачей и пациентов, а также о способах урегулирования споров шла речь во время тематического круглого стола, состоявшегося в Общественной приемной главы Коми. Мероприятие было организовано по предложению министерства здравоохранения региона, поскольку врачи считают, что в последнее время возникает много сложностей в общении между пациентами, их родственниками и людьми в белых халатах.

Модератор круглого стола – заведующий хирургическим отделением Республиканской детской клинической больницы, председатель КРО «Ассоциация врачей Республики Коми» Вячеслав Сварич отметил, что тема взаимоотношений медиков и пациентов актуальна для каждого человека, поскольку все хоть раз в жизни выступали в качестве пациента. По словам Вячеслава Сварича, взаимное непонимание в ряде случаев возникает из-за неудовлетворенности пациента качеством медицинской помощи или итогом лечения. Отрицательные эмоции, которые испытывает человек, проявляются в словах или поступках, которые подчас мешают дальнейшему эффективному взаимодействию врача и пациента. В особую группу модератор выделил родителей пациентов детских больниц и лиц, их заменяющих.

– Если болеет ребенок, родители воспринимают его болезнь тяжелее, чем восприняли бы свою собственную, мир для них окрашивается в черный цвет, у них только одна мысль: их малыш должен быть вылечен. Если быстрого и полного излечения не происходит, возникают конфликты с медиками, – поделился своими наблюдениями Вячеслав Сварич.

Вице-президент Ассоциации врачей республики Андрей Марков подтвердил, что большая часть конфликтов возникает из-за несовпадения ожиданий пациентов или их родственников и реального хода лечения и темпов выздоровления. Нередко к возникновению негативных эмоций приводят заблуждения: например, поклонницы медицинских сериалов и программ уверены, что знают, как должны производиться те или иные процедуры, через какой промежуток времени должно наступить выздоровление. Участвовавшие в круглом столе врачи подчеркнули, что «телемедицина» имеет мало общего с реальностью, и до тех чудес чуть ли не мгновенного исцеления, которые показывают на экране, реальной медицине пока далеко.

Кроме того, по мнению медиков, пациенты и их родственники обычно считают, что врачи не дают им полной информации о болезни и лечении, не уделяют достаточно внимания, игнорируют. Хотя, как уверены сами врачи, такое впечатление создается исключительно из-за занятости медиков, которые не могут уделять все время одному пациенту.

Отдельный разговор зашел о родственниках больного, которые тоже донимают врачей расспросами о состоянии пациента и прогнозах на исцеление. Их тревога вполне понятна, но, если они не являются официальными представителями пациента, врач просто не может дать им эту информацию.

Медики признали, что частенько недовольство пациентов вызывают и имеющиеся организационные недостатки: например, очереди в регистратуру, долгое ожидание перед кабинетом.

Конфликты в медучреждениях возникают на разной почве, те из них, которые не удается урегулировать врачу, предлагают решать с помощью медиатора – третьего лица, который должен помочь сторонам наладить контакт. Но самое главное, по мнению медиков, чтобы все участники конфликта хотели достичь взаимопонимания. Снизить накал страстей может и установка камер видеонаблюдения в некоторых помещениях медучреждений. Замечено, что там, где установлена система видеофиксации, конфликтов происходит меньше. При этом осознание, что все происходящее фиксируется, дисциплинирует не только пациентов, но и врачей.

Свою точку зрения и как врач, и как законодатель высказал заместитель председателя Госсовета республики Владимир Косов. Он отметил, что многие вопросы во взаимоотношениях пациента и медиков до сих пор законодательно действительно не отрегулированы. По мнению депутата, надо вводить практику документального фиксирования всех этапов лечения – под роспись пациента, чтобы потом он не мог заявить, что его вовремя о чем-то не проинформировали.

Но, по словам Владимира Косова, в рекомендациях для врачей, борющихся, например, с онкологическими заболеваниями, есть отдельный пункт: на больных не обижаться. Сознание человека, страдающего тяжелым заболеванием, изменено, не исключены проявления агрессии с его стороны, и к этому врач должен относиться с пониманием. И все же, по наблюдениям Владимира Косова, не всегда претензии к врачам объясняются только «тяжелым характером» пациента, примерно в десяти-пятнадцати процентах случаев виновны в конфликте медицинские работники.

– Либо врач поступил неправильно, либо просто не поговорил с больным. При любых обстоятельствах к пациенту надо сохранять уважительное отношение, помня о том, что это больной человек. И даже в том случае, если родитель теряет голову из-за того, что его ребенок заболел, – это тоже можно понять, – высказал свое мнение Владимир Косов.

Медицинский психолог Республиканской детской клинической больницы Оксана Баянбаева сообщила, что жалоб непосредственно на лечение мало, чаще пациенты жалуются на невнимание:

– Больной человек испытывает тревогу, он приходит к врачу за разъяснением причин заболевания, прогноза ситуации, и если не получает такового, его тревога усиливается.

Психолог предложила выработать четкие инструкции для пациентов, которые впервые попали в больницу. В этом документе должны содержаться не только правила пребывания в больнице, но и пояснения из бытовой сферы: например, где находится гардероб, куда идти из приемного покоя, в какие часы работают приемные отделения и так далее. Для человека с таким своеобразным «путеводителем» в незнакомом месте станет меньше неопределенности, снизится уровень тревоги, меньше будет поводов для конфликтов.

Глазами пациента и родителей пациента предложила посмотреть на проблему директор благотворительного фонда «Сила добра» Татьяна Козлова. По ее мнению, в медицинских учреждениях, куда попадают пациенты с тяжелыми заболеваниями, должны работать профессиональные психологи, которые смогли бы помочь человеку, который находится в состоянии шока, и помочь принять новую информацию. После этого с ним проще будет вести диалог.

Светлана СОЛОВЬЕВА

Фото Zdrav.ru

Оставьте первый комментарий для "Медики назвали причины конфликтов с пациентами"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.