Потрясение Василия Кандинского

Пьер Броше

Француз Пьер Броше снял фильм о влиянии коми культуры на известного художника

На телеканале «Россия-Культура» прошла премьера очередного фильма из цикла «Моя любовь – Россия!». Его героями стали жители коми глубинки, а также всемирно известный художник-абстракционист Василий Кандинский. Одним из источников вдохновения для его необычного творчества стало путешествие в Коми край. Сюда будущий художник, а тогда еще студент-юрист Московского университета, приехал 130 лет назад – в 1889 году. Фильм рассказывает о том, что удивило и потрясло в зырянской глубинке будущего художника.

Автор получасового фильма «Коми-зыряне. Потрясение Василия Кандинского» француз Пьер Кристиан Броше выяснил, как на коми языке называли разные источники, откуда появилось само это слово – «коми», какие у коми-зырян были обереги, как получилось, что коми расселились на огромной территории, но говорят на одном языке и считают себя одним народом, как выглядели зырянские деревни в конце XIX века и как они изменились.

Гостями программы стали этнограф, кандидат филологических наук Олег Уляшев, руководитель фольклорного коллектива «Оз тусьяс» Ангелина Панюкова и заведующая клубом деревни Зулэб Нина Макарова, которая показала французскому гостю, как готовить чери нянь – рыбник. Съемки программы проходили в деревнях Троицк и Зулэб, а также в Сыктывкаре – в Национальном музее Республики Коми.

«Россия, любовь моя!» – это новый проект канала «Россия-Культура», который повествует о жизни регионов страны под неожиданным углом. О ее народах рассказывает французский путешественник и издатель Пьер Кристиан Броше. Он живет в Москве уже двадцать лет, женат на художнице Анне Голицыной. Желая лучше узнать страну, в которой родились его супруга и дети, Броше побывал на Урале, Чукотке, в Горном Алтае, Якутии, Башкирии, Мордовии, познакомился с традициями и обычаями множества народов. Одна из его передач была посвящена коми-пермякам.

– Я человек, который влюбился в Россию много лет назад, в этой программе объясняюсь в любви к вашей удивительной стране. Отсюда и название «Россия, любовь моя!» – объяснил название своего телепроекта в одном из интервью Пьер Кристиан Броше.

Это не первый фильм, рассказывающий про экспедицию Василия Кандинского в Коми край. В 2017 году в Национальном музее Коми сняли и представили зрителям восемнадцатиминутный фильм «Путешествие Кандинского к «вратам смерти». Это был первый киноопыт музея. В основу фильма легли путевые заметки, сделанные во время поездки Василия Кандинского. На основе его дневниковых записей воссоздается весь преодоленный им путь от Вологды до «центра зырянского края» Усть-Кулома. В путеводителях той эпохи Усть-Кулом называют «вратами смерти» – это один из вариантов перевода коми названия села на русский язык. А в 2013 году в музее издали книгу «Путешествие Василия Кандинского к зырянам в 1889 году». В конце 2017 года в музее разработали и апробировали турмаршрут «По пути Кандинского». Путь-дорога художника через северную тайгу вполне может стать новым интересным маршрутом для развития внутреннего туризма в республике.

Студент Кандинский во время поездки в Коми край должен был собрать материал по культуре коми-зырян. Путешествие до Усть-Кулома, встреча с неизвестной зырянской культурой, таинственным и колдовским лесным миром дали художнику возможность видеть мир по-новому и силы для творческих поисков. Северные дома и предметы зырянского быта вызывали у художника удивление и восхищение. Позднее Василий Кандинский, анализируя свой путь становления как художника, отмечал: «Особенно сильными впечатлениями моего студенческого времени, также определенно сказавшимися в течение многих лет, были: Рембрант в петербургском Эрмитаже и поездка моя в Вологодскую губернию, куда я был командирован Московским обществом естествознания, антропологии и этнографии».

Итогом поездки Кандинского стали его статья «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям)» и рецензия на книгу Георгия Лыткина «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык», опубликованные в журнале «Этнографическое обозрение» в 1889 году. Но главный итог экспедиции молодого студента-юриста Московского университета на север – это то, что будущий правовед стал художником и одним из основателей нового направления в искусстве – абстракционизма.

Артур АРТЕЕВ

 

Оставьте первый комментарий для "Потрясение Василия Кандинского"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.