Анатолий Обедков: «Север требует научного подхода»

Первое в России учебное пособие по северному регионоведению издано недавно в Сыктывкаре. Автор книги – кандидат географических наук Анатолий Обедков – раскрывает проблематику этого важного для нашей страны научно-образовательного направления, посвященного комплексной характеристике северных и арктических территорий России и зарубежных государств. Исследователь рассказал «Республике» о своей новой книге и о такой науке, как северное регионоведение.

– Как давно вы разрабатываете северную проблематику и какое место она занимает в вашем научном творчестве?

– После окончания геофака Ленинградского государственного университета я получил специальность экономико-географа и попал по распределению в отдел экономики Коми филиала АН СССР. Ныне это Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН. Отсчет моего трудового стажа в Сыктывкаре начался осенью 1982 года, а уже к середине следующего года я определился с темой своих научных исследований, связанной с особенностями и проблемами формирования и территориальной организации региональных нефтегазопромышленных комплексов зоны Севера.

С тех пор изучение комплексных проблем освоения и развития северных территорий для меня ключевая тема. Я автор более трехсот научных и учебно-методических работ, в которых рассматривается северная проблематика. Я последовательно расширял круг объектов своего исследования северных территорий и увеличивал территориальный охват и масштаб изучаемых северных регионов от отдельных северных субъектов страны до всего Российского Севера, от отдельных северных государств и территорий до масштабов Севера и Арктической области планеты. Итогом моих многолетних исследований и стало учебное пособие «Северное регионоведение». Объем текста получился значительным, поэтому книгу пришлось разбить на две части и издать их по отдельности.

В первой части рассказывается о становлении и развитии северного регионоведения, истории изучения и освоения северных территорий России и зарубежных стран, основных подходах к определению понятия «зона Севера» и так далее. Во второй части раскрыты особенности урбанизации и расселения населения, региональной экономики, территориальной структуры и организации хозяйства на северных территориях. Охарактеризованы этапы формирования и пути совершенствования северной политики России. На основе единого плана дается характеристика всех стран и территорий зарубежного Севера, включая Аляску, Канадский Север, Гренландию, Исландию, Лапландию и архипелаг Шпицберген.

– Можно ли считать северное регионоведение новой научной дисциплиной?

– Северные территории – давний объект научного изучения и хозяйственного освоения России, а северное регионоведение является одной из старейших среди страноведческих и регионоведческих дисциплин. Приоритет в организации и проведении комплексных исследований Севера и Арктики по праву принадлежит нашей стране, обладающей крупнейшими в мире северными и арктическими территориями. Целенаправленное научное изучение северных территорий началось с образования в 1725 году Петербургской академии наук, а становление северного регионоведения как направления комплексных исследований природы, коренного населения и промыслового хозяйства северных территорий – почти столетие спустя, во второй половине ХIХ века в связи с активизацией научно-экспедиционной деятельности Русского географического общества.

В дореволюционное время область научных знаний, связанная с комплексным изучением северных территорий, не имела своего названия. В связи с активизацией изучения и освоения Российского Севера в первые годы советской власти появился термин «североведение», обозначивший весь комплекс научных исследований природы, населения и хозяйства северных территорий. Современное название научной дисциплины появилось недавно, и связано оно с закреплением в научном словаре понятий «регион» и «регионоведение».

Главная задача северного регионоведения состоит в создании целостных и широких по содержанию комплексных страноведческо-регионоведческих характеристик.

Анатолий Обедков – известный российский ученый в области экономической, социальной, политической и рекреационной географии, градоведения и регионоведения, заслуженный работник Республики Коми, лауреат Государственной премии Республики Коми. Он автор 365 научных и учебно-методических работ, среди которых более 90 книг и брошюр. В область его научных интересов входят россиеведение и северное регионоведение, геоурбанистика и демография, теория и методология общественной географии, региональная экономика и региональная политика, региональное управление и пространственное планирование.

– В состав северного регионоведения входят разные научные дисциплины?

– Сейчас под эгидой северного регионоведения сформировался обширный комплекс физико-географических и общественно-географических наук. Исследованием свойств северной природы традиционно занимаются ученые, специализирующиеся в области полярной географии, гляциологии, морского ледоведения и физики льда. Разнообразные аспекты заселения и расселения, проживания и адаптации человека в условиях Севера исследуют североведение, полярная медицина, демография Севера и геоурбанистика Севера. В ходе комплексного изучения природы, населения и хозяйства северных и арктических территорий в качестве самостоятельных разделов северного регионоведения оформились поляроведение, экология Севера, историческая география Севера и экономика Севера. Рассмотрением северных стран и территорий как субъектов международных отношений и глобальной конкуренции занимаются политическая география и геополитика Севера. А ядром и теоретической основой северного регионоведения как междисциплинарного научно-образовательного направления выступает экономическая, социальная, политическая география.

– Какие территории относятся к северным и арктическим?

– Наиболее строгим физико-географическим критерием северности считается среднегодовая температура воздуха около
0° С. Этот критерий и является южной границей северных территорий. А вот границы и территориальный состав Арктики определяются по-разному. В каждом из арктических государств используются свои критерии определения границ полярных владений. За условную южную границу Арктики чаще всего принимают Северный полярный круг. В этом случае площадь Арктики достигает 21 миллиона квадратных километров, и ее территорию можно наглядно представить на любой географической карте. Согласно другим критериям выделения Арктической зоны ее территория варьируется в пределах от 27 до 30 миллионов квадратных километров. Но при любом варианте распределения полярных владений рейтинг государств с самыми обширными полярными владениями неизменно возглавляет Россия.

Пространство планетарного Севера охватывает две неравные по площади и численности населения части: Российский Север и зарубежный Север. При этом наш Север значительно превосходит весь зарубежный Север по площади и численности постоянного населения, масштабам хозяйственной деятельности и роли в экономике страны, количеству и людности населенных пунктов.

Почти семьдесят процентов территории нашей страны занимают законодательно утвержденные северные территории, представленные районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями. В составе Российского Севера выделяются Европейский Север, Западно-Сибирский Север, Восточно-Сибирский Север и Дальневосточный Север. Наряду с ними давно обозначились контуры северных регионов с исторически сложившимися границами и территориальным составом: Кольский Север, Архангельский Север, Печорский Север, Уральский Север, Обский Север, Таймырский Север, Туруханский Север, Енисейский Север, Ленский Север, Колымский Север и другие так называемые севера со своими особенностями природы, населения и хозяйства.

В составе зарубежного Севера выделяются американский штат Аляска, Канадский Север, Гренландия, Исландия, Лапландия (Скандинавский Север) и архипелаг Шпицберген. Северные территории в своем составе помимо России имеют Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция. Шесть стран владеют акваториями и островами в Северном Ледовитом океане. Только Исландия располагается южнее Северного полярного круга и не имеет арктических земель.

– Среди части российских североведов появилась концепция циркумполярной цивилизации. Как вы к ней относитесь?

– Концепция циркумполярной, или арктической, цивилизации возникла еще в 80-х годах прошлого века и поначалу развивалась в североевропейских и скандинавских странах. В последние десятилетия ее сторонники появились и у нас. Сторонники циркумполярной цивилизации утверждают, что она возникла примерно 12-14 тысяч лет назад в связи с окончанием Ледниковой эпохи, а самые ярые адепты этой концепции говорят о ее существовании даже в межледниковый период. А это 35-30 тысяч лет до н.э. Поэтому делается вывод, что циркумполярная цивилизация – древнейшая и тысячелетия пребывала в гордом одиночестве. Но даже школьникам известно о том, что первые цивилизации возникли в южных широтах в 4-5 тысячелетии до н.э. Постепенно развиваясь и продвигаясь в северном меридиональном направлении, цивилизация сравнительно недавно пришла в Арктику. Так называемая циркумполярная цивилизация словно застыла в своем развитии. Малочисленные аборигенные народы Арктики относятся к совершенно разным языковым семьям (эскимосско-алеутской, чукотско-камчатской, алтайской, уральско-юкагирской, индоевропейской) и во многих случаях практически не контактируют друг с другом, а их этнические территории развиваются самостоятельно и также независимо друг от друга.

Важным критерием любой цивилизации является высокий уровень развития материальной и духовной культуры. Однако мифическая циркумполярная цивилизация не оставила после себя никаких материальных свидетельств своего прошлого существования в виде археологических находок, городов и жилищ, культовых и инженерных сооружений. На момент первых контактов европейцев с коренными малочисленными народами арктических территорий все они находились на стадии первобытно-общинного строя, и многие из них до сих пор ведут традиционный образ жизни.

– Как давно началось и насколько широко распространено преподавание «Северного регионоведения» в нашей стране и за рубежом?

– Первая специализированная университетская кафедра по изучению северных стран и полярных территорий была создана в 1934 году на географическом факультете Ленинградского государственного университета, а вторая – в 1945 году на географическом факультете МГУ. Сейчас «Северное регионоведение» преподается в ряде российских и зарубежных вузов. В Республике Коми преподавание учебных дисциплин «Североведение» и «Северное регионоведение» началось по моей инициативе в разных вузах, и я являюсь единственным профессиональным преподавателем этих научных дисциплин.

– Как будет распределяться тираж вашего учебного пособия?

– Первые экземпляры книги уже отправлены на специализированные кафедры и в научные библиотеки Московского, Санкт-Петербургского и Пермского государственных университетов, с учеными и преподавателями которых я сотрудничаю уже много лет. Информация о содержании моего учебного пособия по северному регионоведению есть в разделе «Книжные новинки» на официальном сайте кафедры экономической и социальной географии России МГУ имени Ломоносова, который имеет широкую аудиторию в России и зарубежных странах. А это значит, что об учебном пособии уже узнали не только российские, но и иностранные специалисты. По крайней мере, так было со всеми моими ранее изданными книгами, которые таким образом оказались в США, Великобритании, Германии, Норвегии, Финляндии и ряде других стран.

Беседовал Артур АРТЕЕВ

Фото Александра БЕЛЛОНА

Оставьте первый комментарий для "Анатолий Обедков: «Север требует научного подхода»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.