Что мешает быстро строить школы и сады

Каждый четвертый житель Коми в том или ином виде получает образование – дошкольное, общее, среднее и высшее профессиональное или же дополнительное. Отрасль образования республики попала во все федеральные проекты, и теперь стоит задача качественно освоить получаемые инвестиции. Всего на развитие образования в регионе в 2018 году направлено 21 миллиард 881 миллион рублей, это самая ресурсоемкая из всех государственных программ республики. Такая информация прозвучала в ходе очередных бюджетных слушаний в Госсовете Коми.

О достижениях отрасли участникам заседания доложила новый исполняющий обязанности министра образования, науки и молодежной политики Наталия Якимова, а курирующая весь социальный блок зампред правительства Коми Наталья Михальченкова дополнила ее выступление необходимыми пояснениями.

По информации и.о. министра, в селе Усть-Кулом завершается строительство школы на 250 мест, за счет ремонтов в республике будет введено 322 новых ученических места и 250 мест в детских садах, закуплены 13 школьных автобусов, отремонтированы три спортзала и оснащены три спортплощадки, проведен капремонт в 27 муниципальных школах и 16 детсадах, организованы мероприятия по антитеррористической защищенности более чем в 130 образовательных организациях. Дополнительно на МРОТ и достижение целевых показателей по зарплате педагогов выделены 2,99 миллиарда рублей, закуплены 168 тысяч экземпляров новых учебников на сумму 86,8 миллиона рублей. Охват питанием в школах составил 90,3 процента обучающихся. Реализованы 20 муниципальных программ по переводу школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, в эффективный режим работы. 48,6 процента молодежи в возрасте от 15 до 19 лет обучается по программам среднего профессионального образования (в среднем по России этот показатель – 43 процента).

Но есть направление, где наблюдается явный сбой, – строительство школ и детских садов. На это особо указала председатель Контрольно-счетной палаты Елена Филимонова.

– Формирование условий для получения качественного образования должно быть обеспечено путем организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, обеспечена безопасность и комфортность условий обучения, – подчеркнула руководитель контролирующего органа и привела данные: – В настоящее время в Коми 10 100 детей (10 процентов) обучаются во вторую смену. Здания двух школ (в селе Дутово городского округа «Вуктыл» и поселке Приуральский Троицко-Печорского района) признаны аварийными, учебный процесс там не проводится.

В целом, по данным минобраза, в Коми дополнительная потребность в создании мест в школах составляет 11 070. Острее всего проблема стоит в Сыктывкаре, где для ликвидации двухсменки нужно создать семь тысяч мест (63,2 процента от потребности).

– В текущем году для решения этой стратегической задачи планировалось выполнение работ по строительству шести новых учебных заведений, – продолжила Елена Филимонова. – Однако расходы по данному направлению составили только 27 процентов (293 миллиона при плане один миллиард рублей). Причина – низкие темпы строительства либо полное отсутствие строительных работ на объектах образования.

За девять месяцев 2018 года полностью отсутствуют расходы на двух объектах – «Строительство средней общеобразовательной школы на 145 мест в селе Часово Сыктывдинского района» и «Школа на 600 мест по улице Новозатонской поселка Краснозатонский». Плановый объем бюджетных ассигнований по этим объектам предусмотрен в размере 223,8 миллиона рублей (в том числе средства федерального бюджета 114 миллионов), указала председатель КСП.

Первоначально планировалось выкупить эти объекты, но требования законодательства поменялись, и теперь такой способ приобретения признан незаконным. В результате после проведения необходимых конкурсных процедур муниципальный контракт на строительство школы в Часово был заключен только 16 октября. А по школе в сыктывкарском поселке Краснозатонский выполнение строительных работ в текущем году и вовсе не планируется.

Строительство уже упоминавшейся выше школы в селе Усть-Кулом, по данным КСП, профинансировано пока менее чем наполовину (54 миллиона при плане 118 миллионов рублей), 32 процента составила оплата работ по строительству средней школы на 400 мест в селе Помоздино (35 миллионов при плане 110 миллионов).

Причины сложившейся ситуации пояснила Наталья Михальченкова. Зампред правительства выделила три ключевых фактора, препятствующих своевременному вводу объектов в эксплуатацию. Во-первых, высокая зависимость от условий предоставления федеральных субсидий. Новые требования к стройкам появляются уже по ходу исполнения проектов, и их нужно переделывать заново. Во-вторых, зачастую оставляет желать лучшего качество подготовки проектно-сметной документации. Документы, не прошедшие экспертизу, приходится вновь направлять на согласование. Например, проект школы в селе Дутово не прошел экспертизу дважды.

Подобная же проблема была и со школой на 1200 мест в столичном микрорайоне Орбита.

– Ответственность размыта – проектируют одни, а строят другие, – отметила Наталья Михальченкова. – Поэтому с 2019 года в Коми будут строить по уже готовым проектам, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны. К примеру, проект по строительству детского сада в Эжве безвозмездно отдает Кировская область, а проекты школы в Приуральском – Алтайский край.

Третья проблема – не хватает исполнителей. Деньги есть, а подрядчики не приходят. Причем это характерно именно для рынка строительства объектов гражданского и социального назначения, ведь жилые дома строят без проблем.

В свою очередь присутствовавший на заседании министр строительства и дорожного хозяйства Андрей Крикуненко привел примеры ошибок в проектно-сметной документации. В частности, власти на местах выбирают неудачное место, как это произошло в селе Большелуг, где участок под строительство образовательного учреждения местные власти отвели рядом с ЛЭП. Строительство приостановлено до тех пор, пока не перенесут высоковольтную линию. Поэтому, по мнению министра, нужно отказаться от практики, когда муниципалитет является заказчиком проектов.

Что касается исполнителей работ, то в 60 процентах случаев на субподряде работают люди, живущие в республике. Но им не хватает собственных оборотных средств, как того требует закон, потому и происходят задержки со строительством, пояснил руководитель профильного ведомства.

Галина ВЛАДИС

Фото gsrk.ru

Оставьте первый комментарий для "Что мешает быстро строить школы и сады"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.