Праздник дороги

На участке Ираель – Каджером открыто рабочее движение

Завершено строительство очередного участка трассы Сыктывкар – Нарьян-Мар. Более 45 километров современной трассы связали город Печору и ее окрестности с «большой» землей. 30 октября на участке Ираель – Каджером официально открылось рабочее движение.

Фактически до нынешней осени автодороги от Сыктывкара до Печоры не было, трасса обрывалась в Ираеле, а потом снова начиналась в Каджероме. Дорожный разрыв легковые и грузовые машины преодолевали по техническим зимникам, предназначенным для нужд лесников. И если в морозы там худо-бедно можно было проехать, то в периоды распутицы чуть ли не до окон вязли даже мощные грузовики.

Три года назад республика заключила концессионное соглашение на реконструкцию участка Малая Пера – Ираель (34,5 километра) и строительство участка Ираель – Каджером (45,62 километра), средства предоставил «Газпромбанк», а выполнение работ взяло на себя АО «ДСК «Автобан» – крупная российская дорожно-строительная компания с сибирскими корнями. Осенью прошлого года завершилась реконструкция участка до Ираеля, до этого он был грунтовым и малопроезжим. Таким образом, куда более доступными стали Усть-Цилемский и Ижемский районы, к которым ведет ответвление дороги от Ираеля. А в нынешнем году, по выражению депутата Госсовета Коми Дмитрия Кологривого, наконец-то «прорублено окно в Печору».

Работы на обоих участках проведены в рекордно короткие сроки – примерно за два с половиной года, хотя сделать нужно было колоссально много, новый участок строили с нуля, прокладывали просеку, производили значительные выемки грунта. Прошлой зимой сюда каждый день завозили с Чиньяворыкского карьера по сто грузовиков щебня, чтобы летом сделать подушку под асфальтобетонное покрытие.

– Самым сложным за эти два с половиной года, наверное, был участок от Рыбницы до Таловой, это уже ближе к Каджерому, там очень большие объемы земляных работ, которые надо было выполнить в короткие сроки. Были и другие непростые периоды, когда работали вопреки погоде. В пиковые моменты у нас на участке количество рабочих достигало 450 человек, а техники – 50-60 единиц, – рассказал начальник участка №2 «СУ 926» АО «ДСК «Автобан» Андрей Романов. – Буквально с первого дня здесь мы начали привлекать местных рабочих, предпринимателей с дорожно-строительной техникой и автотранспортом, которые потом трудились с нами на строительстве дороги.

30 октября во время церемонии открытия дороги все, с кем общался журналист «Республики», называли это событие настоящим праздником. Руководитель администрации Печоры Наталья Паншина искренне и очень эмоционально радовалась тому, что наконец запустили дорогу, которую печорцы ждали с 1991 года.

– Это замечательный, добрый праздник для всех жителей нашего района. Раньше до нас очень трудно было добираться, но сегодня, проехав по новой трассе, я получила истинное наслаждение – красивая ровная дорога, отбойники, разметка. Все мы искренне рады, что сегодня связаны с «большой» землей надежно, круглогодично и надолго. Остались еще маленькие участки, 20 и 38 километров в неважном состоянии, надеюсь, скоро преобразятся и они, – рассказала Наталья Паншина. – Я верю, что теперь наш муниципалитет будет активнее развиваться, появятся новые проекты, новые направления бизнеса.

Начальник участка «СУ 926» АО «ДСК «Автобан» Андрей Романов.

Большим трудовым праздником назвал день открытия дороги и Дмитрий Кологривый, отметив, что таким образом у республики появилось сильное коммуникационное направление, соединяющее со столицей Коми и со всей Россией отдаленные районы республики, и это, конечно, даст положительные результаты для экономики региона. Также депутат особо поблагодарил сотрудников дорожно-строительной компании, заявив, что в последнее время мы как-то отвыкли говорить о трудовых победах, и это напрасно – заслуги людей созидающих надо ценить и отмечать.

Для архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима праздник дороги оказался двойным: в этот день в Ираеле освятили храм в честь святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Раньше церкви в поселке не было, появилась она по инициативе местного предпринимателя Михаила Шереги, вложившего в строительство собственные средства, также свою долю внес и «Автобан».

По словам Михаила Шереги, он давно хотел построить церковь в память о своей бабушке Анне, приведшей его к вере, но все откладывал это. А тут собрался было построить в Ираеле кафе, но увидел знаковый сон, и вместо точки общепита в поселке появился храм. Работать он, к сожалению, будет пока непостоянно, своего священника здесь нет, периодически будет приезжать отец Иоанн, настоятель храма Сергия Радонежского в Нижнем Одесе. Интересно, что и к строительству дороги Михаил Шерега имеет непосредственное отношение. Он выступал в качестве местного субподрядчика у «Автобана».

Архиепископ Питирим отметил, что дата открытия храма и дороги – 30 октября – тоже знаковая. Ведь это День памяти жертв репрессий, а именно ссыльные и заключенные были жителями Ираеля, и они тоже строили дорогу. В поселке и сейчас живут потомки тех, кто оказался на земле Коми не по своей воле.

– Есть прекрасное выражение из фильма «Покаяние»: «К чему дорога, если она не ведет к храму?» Я думаю, сегодня наступила гармония – есть и дорога, и храм, – заявил архиепископ. – И я сердечно благодарю «Автобан» за то, что он участвует в таких благотворительных проектах. Кроме помощи в строительстве храма они дали нам возможность достроить колокольню Свято-Стефановского собора, оплатив весь бетон, необходимый для строительства.

Заместитель председателя правительства – министр энергетики ЖКХ и тарифов Константин Лазарев назвал открытие нового участка дороги эпохальным событием не только для республики, но и для всего Северо-Западного округа России.

– У людей появилась возможность нормально ездить, а не мучиться на этих зимниках, обеспечено нормальное транспортное сообщение от центральной части России до Печоры, – отметил Константин Лазарев. – У нас еще очень большие планы по этой дороге. Остался неотремонтированным небольшой участок Кабанты – Вис – Малая Пера, мы планируем все-таки его в следующем году сделать. Вчера состоялось совещание с министром транспорта России, где была достигнута предварительная договоренность о выделении средств из федерального бюджета. В дальнейших наших планах строительство дороги до Чикшино, строительство моста через Печору. И тогда республика станет абсолютно доступным регионом до Печоры, и, конечно, мы намерены строить эту дорогу дальше. Отдельно мне бы хотелось поблагодарить строителей, приложивших немалые усилия, чтобы с опережением срока провести работы, открыть рабочее движение по всему участку дороги, финансовую организацию, которая профинансировала эти работы.

Министр строительства и дорожного хозяйства Ко-ми Андрей Крикуненко на церемонию открытия дороги немного опоздал, как раз из-за состояния трассы на отрезке в 21 километр перед Малой Перой. Из-за неровности на дороге в кювет слетел грузовик с цистерной, пока его пытались достать, движение на участке было перекрыто.

– Если федеральный центр нам поможет, мы этот участок сделаем в следующем году. Уже вступили в целевую программу, подали заявку, проект тоже есть. Если нас поддержат, то мы можем получить порядка 700 миллионов на этот участок, – сообщил министр. – Кроме того, у нас есть понимание, что федеральный центр в лице минтранса может взять дорогу Сыктывкар – Нарьян-Мар к себе на содержание. В таком случае у нас, во-первых, высвобождаются дополнительные деньги, во-вторых, у федеральных органов власти будет задача достроить эту дорогу до Нарьян-Мара, разрывы там маленькие остаются, но сложные, с мостами. У НАО осталось порядка ста километров до границы с Коми. Надеемся, что в следующем году эта трасса все же станет федеральной, мы провели все обследования, ждем Архангельскую область и НАО, которые дорабатывают документы, чтобы сделать единый километраж.

Архиепископ Питирим освятил дорогу в районе соединения двух участков – того, что реконструировали в прошлом году, и того, что достроили в нынешнем, и спел «Многая лета» сотрудникам «Ав

тобана». После чего один из сопровождавших его священников отправился в машине с открытым люком святить построенный участок на всем его протяжении. А прибывшие на церемонию открытия представители региональных и муниципальных органов власти Коми и дорожно-строительной компании разрезали символическую ленту. Тут же по традиции «Автобана» заиграл марш «Прощание славянки», и по дороге двинулись машины.

После официального запуска дороги сотрудникам дорожно-строительной компании были вручены награды, почетные грамоты от правительства Коми.

Анна ПОТЕХИНА

Фото Александра ФИЛИППОВА

1 Комментарий для "Праздник дороги"

  1. Очень хороший дорогу когда это откритие

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.