Ловушка для йети

Камеры видеонаблюдения в лесу под Чухлэмом запечатлели снежного человека

На днях в Коми побывал известный российский специалист по криптозоологии Игорь Бурцев. Кандидат исторических наук, президент Фонда содействия научным исследованиям и поискам «Криптосфера», директор Международного центра гоминологии, он занимается исследованием проблемы снежного человека аж с 1965 года. Является участником и руководителем многих экспедиций, занятых поисками реликтового гоминоида. В нашу тайгу его привела видеозапись, сделанная в июле неподалеку от села Чухлэм Сысольского района. На кадрах видно, как некое прямоходящее существо быстро прошло среди деревьев. Его видно не очень хорошо, поэтому сложно разобрать, обычный это человек или снежный. Но понятно, что это не лось и не медведь. Добавим, что видеокамера была закреплена на дереве специально для того, чтобы «поймать» неуловимого северного гоминоида. 

Гостинцы для лешего

Началась эта история ровно год назад. В августе 2017-го ко мне обратилась жительница Сыктывкара. Ольга (фамилию девушка просила не называть) рассказала, что недавно увидела в лесу снежного человека.

– Это было примерно в семидесяти километрах от Сыктывкара, – поведала девушка. – Мы с мужем и братом ехали ночью на автомобиле по дороге от Чухлэма к трассе, и некто высокий вышел на дорогу, посмотрел на нас и не спеша удалился в лес. Его рост около двух с половиной или даже трех метров. Он абсолютно черного цвета и покрыт короткой густой шерстью. Скорость нашей машины была примерно 70 километров в час, мы увидели существо на прямом участке метров за сто. Он заинтересованно посмотрел на нас, а когда мы приблизились метров на сорок, развернулся и медленно ушел в лес. Мы наблюдали за ним полминуты, не меньше. Я хорошо рассмотрела его, увидела шерсть и даже мышцы под ней. Лицо было черное, движения плавные. Сама я была за рулем, телефон находился в сумке, видеорегистратора у меня нет. После того как я поняла, что это снежный человек, единственной моей мыслью было уехать оттуда как можно скорее.

Стоп-кадр из видео, где запечатлен йети, в Сысольском районе.

Ольга уточнила, что встреча произошла 16 июля 2017 года между двумя и тремя часами ночи. При виде загадочного существа она решила, что оно разумное и неагрессивное.

– После я пыталась наладить с ним контакт, решила привлечь его к определенному месту и по возможности снять на видео, – рассказала Ольга. – Оставляла гостинцы и наблюдала, что с ними происходит. Он хоть и осторожный, но очень любопытный. Когда я вместе с мужем оставляла на обочине дороги воздушные шарики, яблоки, зерно, конфеты, то на следующий день ничего не находила на этих местах. Яблоки и зерно могли и бурундуки какие-нибудь съесть, но куда делись конфеты? Возле одного из шариков – они висели на некотором расстоянии друг от друга – было сломано два деревца. Как-то я привязала веревочку к металлическому бордюру, а на следующий день она была просто намотана. У меня много идей, как приманить его и собрать хоть какие-то доказательства его существования, но одной мне страшно заходить в лес. Я планирую поговорить с местными жителями того района, собрать и систематизировать информацию.

Ольга добавила, что в 2016 году знакомые ее мамы в том же районе тоже встретили некое черное существо. Они тогда плыли по реке на лодке, таинственный незнакомец долго шел за ними по берегу, а потом скрылся в глухой чаще.

Тихо! Идет съемка!

В конце концов Ольге удалось найти единомышленников, и они установили в лесу видеокамеру. И вот около пяти часов утра 7 июля этого года ловушка сработала, и в объектив попал кто-то темный и высокий. В метрах семидесяти от камеры в просветах между деревьями он, быстро и широко шагая, прошел через лес. Но вот гостинцев не заметил. Эти кадры прокомментировал Игорь Бурцев.

– На 37-й секунде записи, когда он идет влево, видна широко отставленная назад рука, и плечи наклонены вперед. В целом походка соответствует их стилю, – отметил специалист. – Потом идет вправо очень быстро. Пару раз он поменял направление, а под конец припустил вправо. Явно болтался, любопытствовал: а что тут людишки делают? Какого рожна они здесь? А затем ускорился, когда понял, что могли его заметить. Оля потом ездила туда, пыталась пройти примерно по тому же пути, но получилась не ходьба, а какая-то карикатура. Там такие буераки, что она не смогла толком пройтись. И вот еще что интересно: несколько человек (и у нас, и в Америке) считают, что на записи двое существ. Одно большое и медленное, а другое поменьше и пошустрей.

Видеозапись вызвала большой интерес среди криптозоологов. Большинство из них признали, что это все-таки снежный человек.

В конце июля Игорь Бурцев приехал в Коми и вместе с местными единомышленниками провел несколько дней в лесу под Чухлэмом. Там они искали следы и дополнительные доказательства, но ничего не обнаружили.

– Расследование продолжается, – подвел итог экспедиции Игорь Бурцев. – Нового ничего не нашли, только подтверждения старого. Когда более-менее определимся, все выложу в интернете.

До сих пор единственным документальным доказательством бытия человекообразного существа являлся минутный фильм, снятый американцами Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином. В 1967 году в Калифорнии им удалось запечатлеть загадочное существо на кинопленку. Эксперты подтвердили подлинность ленты.

По мнению Игоря Бурцева, снежный человек – это разумное существо, а не животное. У него есть интеллект. Он появился задолго до сапиенсов и представляет собой параллельную ветвь эволюции. Просто в какой-то момент наши пути разошлись. В отличие от нас они не воздействуют на природу, а приспосабливаются к ней, не пользуются огнем и орудиями труда. На всех континентах, за исключением Антарктиды, их несколько тысяч. Страшные волосатые великаны встречаются в сказаниях и легендах большинства народов мира. Описание их внешности совпадает, хотя живут они на разных континентах, а истории о них разделяют сотни или даже тысячи лет. Это существо было известно людям практически во всех регионах мира с незапамятных времен. На Памире – это йети, в Европе – сноумен, в Америке – бигфут, в Гималаях – метч-канг-ми. В Коми же этого лесного великана назвали Яг Мортом.

Запись арабского путешественника

Первая встреча со снежным человеком в наших краях была зафиксирована в начале X века. Одно из древнейших свидетельств существования реликтового гоминоида на северо-востоке Европы оставил секретарь посольства Багдадского халифа к царю Волжской Булгарии Ахмед Ибн-Фадлан. В «Книге Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 годах» на арабском языке описаны природа, нравы и обычаи народов европейского Севера. В том числе и жившего на северо-востоке от Волжской Булгарии племени вису. Ранее считалось, что вису – это летописный народ весь. Но сейчас исследователи больше склоняются к тому, что вису – предки коми и коми-пермяков.

Вот что писал Ахмед Ибн-Фадлан о поймавших снежного человека вису: «Царь (булгар) рассказал мне, что за его спиной, на расстоянии трех месяцев пути, есть народ, называемый вису. В (их) стране есть один человек чрезвычайно огромного телосложения. Итак, когда я прибыл в эту страну, я спросил о нем у царя. Он же сказал: «Да, он раньше был в нашей стране и умер. Он не был из жителей этой страны, да также и вообще не из числа обыкновенных людей. Я доставил его в свое местопребывание и написал жителям страны Вису – а они от нас на расстоянии трех месяцев пути, – спрашивая их о нем. Они же написали мне, извещая меня, что этот человек из числа йаджудж и маджудж. Они подобны скотам, нагие, босые…» Нагой и босой человек огромного телосложения, который к тому же родом не из обыкновенных людей, вполне мог быть реликтовым гоминоидом.

Пещера Яг Морта 

В коми фольклоре встречается описание редкого, но вполне реального существа, которого называют пасьтöм гöна морт (нагой мохнатый человек). О встречах с ним можно прочитать в книге Юрия Рочева «Коми легенды и предания». Так, в 1979 году от жителя поселка Васяхово Тюменской области Василия Конева на коми языке был записан такой случай: «Старик Тынзелов, хант, говорит, что ехал он зимой на лошади. И вдруг на полпути лошадь встала как вкопанная. Смотрю, говорит, а чуть-чуть впереди переходит дорогу нагой мохнатый человек. И с руками, и с ногами, а только сам-то двухметрового роста. Лошадь вся дрожит. А собаки изо всех сил лают. А он и не смотрит на собак, как вот бывает, когда собаки лают на лося, а тот на них и внимания не обращает, идет себе своей дорогой, вот так же и он. Широко шагает, санную дорогу в один шаг и перешагнул. Так и пошел куда-то по снежной целине. Мужского пола. Не на лыжах, а как будто на лыжах идет, быстро так. Шерсть на нем беловатая. А потом, когда он ушел, я подошел, а следы от ног длиной в тридцать сантиметров».

Рассказы о снежном человеке характерны в основном для коми-ижемцев. В фольклоре зырян и пермяков больше бытуют былички о лешем-вöрса. «Нагой мохнатый человек» в ижемском фольклоре – это существо, во всем похожее на человека, только обросшее шерстью, высокого роста и хорошо приспособленное к жизни в лесу. Он сторонится людей, и все встречи с ним происходят случайно. Хотя он чем-то и напоминает вöрса, но все же отличается от лешего. После него на снегу остаются четкие отпечатки босых ног. Вöрса же не оставляет за собой никаких материальных следов пребывания. Рассказы о лесном человеке коми фольклористы впервые записали среди зауральских ижемцев. И решили было, что это заимствование из фольклора хантов. Однако материалы, собранные у ижемцев, в том числе и на Кольском полуострове, заставили по-другому посмотреть на это. В рассказах кольских изьватас высокий черный лесной человек также сторонится людей, и видят его редко.

В 1848 году в «Вологодских губернских ведомостях» Михаилом Истоминым была опубликована ижемская легенда о Яг Морте – боровом человеке. Пожалуй, это самое известное описание нашего реликтового гоминоида.

«В старое-старое время, когда еще на берегах Печоры и Ижмы жили полудикие чудские племена, в дремучем лесу появился человек необыкновенный, – пишет Михаил Истомин. – Ростом он был с добрую сосну, по голосу, по виду дикий зверь. Лицо обросло черной, как смоль, бородою, глаза, налитые кровью, дико сверкали из-под густых бровей, одевался он в косматую шкуру из невыделанной медвежьей шкуры. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны. Однажды у старейшины селения пропала единственная дочь Райда. Ее жених собрал народ, они выследили Яг Морта и убили его. Жил Яг Морт в пещере на берегу реки Кучи – притока Ижмы. Здесь люди обнаружили труп Райды. После этого пещеру Яг Морта засыпали».

Любопытно, что всего за три года до публикации легенды о Яг Морте произошло реальное убийство снежного человека в районе Березово (Тюменская область), где в ту пору обитали ижемцы. Весть об этом нерядовом событии, возможно, послужила поводом опубликовать историю убийства Яг Морта.

Вот что написал об этом в своем донесении от 16 декабря 1845 года в Березовский земский суд отставной урядник Андрей Шахов: «Осенью 1845 года остяк Фалалей Лыкысов и самоед Обыль убили необыкновенное чудовище: постав человеческий, росту аршин трех (2 метра 13 сантиметров), глаза один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, скулы голыя, у рук вместо пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужеска пола…»

Во время допроса ненец Обыль рассказал, что вместе с Фалалеем наткнулся в лесу на чудовище, облаянное собаками, от которых оно отбивалось голыми руками. Фалалей стрелял из ружья в чудовище и застрелил того. Убитого осмотрели со всех сторон и не нашли при нем никакого оружия. «Ростом убиенный был 3 аршин, мохнатый, шерсть густая, длиной в полвершка (около 2,5 см), цвету черноватого, у ног перстов нет, пяты востроватые, у рук персты с когтями» – так охотник описал жертву. Охотники даже разрезали тело и убедились, что мясо и кровь имели вид черноватый. Тело чудовища оставили на том месте. Земский исправник получил приказ найти тело существа, но на поляне, где оставили труп, уже не было никаких следов. Так и осталось дело под названием «Березовское чудо» нераскрытым.

Снежный устьцилем

На севере республики, помимо ижемцев, снежного человека встречали устьцилемы. Вот одна из историй, рассказанная устьцилемом Ефимом Булыгиным и записанная геологом Владимиром Пушкаревым, работавшим в начале 1970-х годов в низовьях Печоры:

«В 1920 году, мне было тогда 15 лет, косили мы сено на реке Цильме, километрах в десяти от Усть-Цильмы. Я и еще человек шесть мальчишек и двое взрослых в трехстах метрах от реки стоговали сено. Неподалеку стояла изба, где мы жили во время сенокоса. Вдруг на противоположном берегу появились две непонятные фигуры. Одна маленькая черная, другая огромного роста, серая, белесая. Они всем были похожи на людей, но мы почувствовали сразу, что это не люди, и смотрели на них, не двигаясь с места. Они стали бегать вокруг большой ивы. Белесый убегал, а черный за ним гонялся. Вроде играли. Бегали очень быстро. Одежды на них никакой не заметили. Так продолжалось несколько минут, а потом они помчались к реке и исчезли. Мы тут же вбежали в избу и целый час не решались выйти. Потом, вооружившись чем попало и захватив ружье, поплыли на лодке туда, где они бегали. Там нашли следы и большого, и маленького. У маленького следа пальцев не помню, но следы большого я рассмотрел хорошо. Они были очень большими, как от валенок. След очень похож на человеческий, но плоский, как у медведя, и пальцы не прижаты, как у человека, а немного расставлены в стороны».

Похожие рассказы Владимир Пушкарев неоднократно слышал и от других жителей района. Что рассказы о встречах со снежными людьми не вымысел, доказывает то, что гоминоидов в наших краях встречали и не знакомые с местным фольклором туристы.

Летом 1956 года на речке Айюва с загадочными лесными обитателями встретились туристы из Куйбышевской области – супруги Харамовы. По их описанию снежные люди были похожи на человека, только отличались крепким телосложением и высоким ростом. Одежды на них не было, тело прикрывали только длинные черные волосы. Еще они звонко хохотали. Два загадочных лесных обитателя внезапно появились на берегу и так же внезапно исчезли, нырнув и стремительно переплыв реку под водой. На другом берегу еще долго слышался их звонкий хохот. Кстати, снова все концы в воду – видимо, жизнь северных гоминоидов тесно связана с реками.

Владимир Пушкарев, работая в северных районах европейской части СССР и Западной Сибири, собрал и систематизировал большое количество сведений об этих существах. «Осень 1972 и зиму 1973 года я работал в Усть-Цильмском районе Коми АССР, – писал геолог. – Там я впервые услышал множество рассказов о диких лесных существах, якобы встречавшихся местным жителям в густых запечорских лесах. Таких историй очень много. Рассказывают их люди совершенно различные: коми, русские, ненцы, старожилы и приезжие, случайно оказавшиеся в этих местах. Многие из них сами видели это существо, другие очень много о нем слышали. Описания у большинства очень реалистичные, лишенные каких-либо фантастических атрибутов».

Тундровый тунгу

Северные соседи ижемцев – ненцы тоже знакомы с неуловимым гоминоидом. Они его называют тунгу. Ненецкие оленеводы встречали его практически по всему Северу – от Кольского полуострова до Енисея. Еще в XVI веке австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» описывал «диких людей чудовищной формы, сплошь покрытых волосами» и живших в низовьях Оби. Встречи ненцев с тунгу были достаточно часты в начале 1960-х годов. Затем они, как считают ненцы, мигрировали куда-то на юг.

Вот рассказ ненецкого оленевода Евгения Тога, записанный в 1970-х годах: «Тунгу – дикий человек, встречается осенью, когда в тундре темнеет. Очень высокий – два метра, наверное. Живет в лесу под корягой. Разговаривать не умеет, только свистит и кричит. Иногда подходит к чумам, чтобы украсть девушку. В 1962 году к нам в чум кидал песок и свистел. Но никто не вышел к нему. Еще в 1929 году я видел его следы. Они длинные и узкие. Тунгу бегает быстрее оленя».

А на Кольском полуострове саамы сложили легенду о злом великане Куйве. Когда-то он напал на людей. Саамы храбро сражались с ним, но победить не могли. И только вмешательство богов, испепеливших Куйве молнией, им помогло. Отпечаток его тела остался на самом высоком пике Ловозерской тундры.

Лесной собрат

Во всех историях снежный человек выглядит вполне реальным существом. Некоторые криптозоологи, занимающиеся его изучением, пришли к выводу, что параллельно с его развитием идет линия эволюции лесного человека. Лесной реликт отличается от своего «снежного» собрата тем, что лицо его обрамлено длинной бородой и более очеловечено. Именно так и выглядит таинственный обитатель наших лесов. Не только его внешний облик, но и повадки, образ жизни идентичны. Это существо не обладает речью, а свистит, хохочет и кричит. В нашей республике основной ареал его обитания – это Ижемский и Усть-Цилемский районы и северное Запечорье. Сейчас же его встретили в Сысольском районе. В конце прошлого века лесного человека неоднократно видели в Кировской области. В вятских лесах обнаружили и следы его деятельности – древесные заломы в виде пирамидок или шалашей.

Существует несколько популяций снежного человека на разных континентах, даже в Австралии и на острове Тасмания видели этих гигантов. Каждая популяция насчитывает несколько сотен особей. Вполне возможно, что существует не один, а несколько видов реликтовых гоминоидов. Специалисты считают, что реликтовый гоминоид появился на Севере задолго до homo sapiens. Другие версии: снежный человек является существом инопланетного происхождения, а также то, что за снежных людей принимают наших одичавших собратьев. В начале XX века в Абхазии князь купил пойманную в горах самку гоминида и много лет держал ее дома. Самка несколько раз рожала детей от разных мужчин. Снежного человека неоднократно ловили. В 1920-е годы в Средней Азии были пойманы несколько йети, но после безуспешных допросов и пыток расстреляны как басмачи.

СССР был единственной страной в мире, где проблема поиска йети рассматривалась на государственном уровне. 31 января 1957 года состоялось заседание президиума Академии наук СССР, посвященное снежному человеку. В 1958 году была создана комиссия Академии наук по изучению вопроса о снежном человеке. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия, сводилась к тому, что снежный человек – это доживший до наших дней примат из ветви неандертальцев.

Артур АРТЕЕВ

Фото vk.соm

1 Комментарий для "Ловушка для йети"

  1. Александр | 09.08.2018 в 10:51 | Ответить

    Примерно в 1942 году, мой отец Бронислав Гаврилович и брат Яков (12-14 лет) шли по веретье к озеру в районе д. Росвино, Усть-Цилемского р-на. Внезапно на поляну выскочило существо человеческого сложения. Затаив дыхание ребята смотрели, как волосатое чудище добежало до озера и прыгнуло в воду. Существо было большого роста, шерсть белесого цвета. Мой отец предложил Якову добежать до озера и посмотреть как плывет это существо, но брат схватил моего отца за руку и они убежали в деревню. Больше никто не видел этого незнакомца.

Добавить комментарий для Александр Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.