Легенды советского сыска

Министр внутренних дел по РК Виктор Половников (слева) и Константин Баранов.

Ветеран МВД Константин Баранов рассказал о раскрытых «глухарях»

5 октября 2018 года в России отмечается столетие уголовного розыска: в этот день в 1918 году постановлением НКВД РСФСР были организованы отделы уголовного розыска. Их задачей была «охрана революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом». К столетию угро пресс-служба МВД по Коми подготовила цикл материалов, рассказывающих о сотрудниках уголовного розыска республики и раскрытых ими преступлениях. Героем одной из публикаций стал Константин Баранов – живая легенда уголовного розыска Коми.

Случайный удар

Константин Баранов с 1978 по 1990 год работал старшим инспектором по особо важным делам уголовного розыска МВД региона, слыл непревзойденным спецом. Если в течение трех суток преступление не раскрывалось сотрудниками милиции города или района, на подмогу местным сыщикам высылали Константина Баранова. Сомнений в том, что он докопается до сути, ни у кого не возникало. Сам же Константин Баранов считает, что раскрытие любого преступления – это труд коллективный.

В начале 1980-х годов в Троицко-Печорске строили железную дорогу, на строительстве трудились осужденные. Многие из них после отбытия срока осели в поселке: кто женился, кто в леспромхоз устроился.

Среди таких осевших был и некий гражданин Евграфов. Попался на краже, отсидел два года, вышел. Жене оказался не нужен. На склоне под оврагом в старой бане устроил для себя жилье. Крепким мужиком был, подрабатывал грузчиком где придется, но жил неплохо: в столовой тушу свиньи разрубит – накормят, разгрузит вагон – дадут на пропитание. В общем, работа всегда была, и деньги были. И друзей-товарищей достаточно. Все – из бывших сидельцев, из среды, говоря языком оперов, «отрицаловки». О гулянках в бане у Евграфова в поселке знали все.

Однажды зимой в очередной раз пришли к нему приятели выпить. В хате холодно – печь не топлена. Евграфов сидит на стуле – мертвый. Гости не побрезговали имуществом покойного: прихватили его ботинки, сапоги зимние, валенки, шапку, электробритву и были таковы. Все это выяснится позже.

А когда на место происшествия прибыли сотрудники прокуратуры и милиции, понятно было совсем немного. Судмедэксперт никаких видимых повреждений на теле не нашел. Привезли труп в морг. А он настолько окоченел и промерз в той бане, что оттаивал две недели. После сделали вскрытие, но и оно ничего не показало. Эксперты решили тщательнее проверить печень и сердце. Надеялись, что эти органы дадут подсказку, от чего скончался любивший выпить гражданин. В печени ничего необычного не усматривалось, а вот на сердце обнаружился точечный кровоподтек.

К исследованию подключился один из сильнейших экспертов в республике Горчаков. На лоскуте ткани тела в области сердца он нашел место микроскопического игольчатого проникновения. Поскольку случай был уникальный, местные эксперты связались с московскими коллегами, у которых оборудование было намного лучше. Повезли исследуемый материал в Москву. В столице установили, что удар игольчатым предметом пришелся в область сердца, называемую пучком Гиса. Смерть наступила мгновенно.

По факту убийства было возбуждено уголовное дело. На раскрытие преступления отправили Константина Баранова. В тот момент он был в Усть-Куломе в командировке и уже собирался возвращаться в Сыктывкар. Однако домой попал лишь через месяц, когда раскрыл убийство Евграфова в Троицко-Печорске.

– Начали работать, – вспоминает ветеран сыска. – Спецконтингент, с которым знался убитый, затаился, занял позицию «ничего не видел, ничего не слышал». Молчали все. А тут у одной женщины в поселке пропали две пластинки оленьего камуса, из которого пимы шьют. Потерпевшая – к участковому с заявлением о краже, а тот  то ли из-за незначительности ущерба, то ли из каких-то других соображений не стал вникать в проблему. Составил отказной материал. С коллегами Мишей Гебешем и Васей Грыжаком мы нашли ту женщину. Благо поселок небольшой. Расспросили. Она уверенно назвала фамилию того, кто украл у нее камус.

Пришли к подозреваемому: «Сядешь за кражу, а если договоримся – за малозначительность срок не дадут». И тот признался: «Да, камус взял я, отдал сапожнику». Как оказалось, в счет оплаты за бутылку беленькой. Выпить решили вместе. Пошли в магазин, который был недалеко от места, где жил Евграфов, приобрели водку. В том же сельмаге на витрине промтоваров сапожник увидел шило и купил его. Ничего удивительного: такой инструмент для сапожника – как молот для кузнеца.

Сапожник Коротков – тоже из бывших жуликов. Жил по соседству с Евграфовым в ветхом домишке со своей женой. Пимы ремонтировал, сапоги, ботинки. Мастерскую оборудовал в летней кухне. Хорошим сапожником слыл в поселке.

Коротков с Евграфовым были «братья по крови» – вместе горбатились на железной дороге, когда сидели. Потом грузчиками работали. Частенько вместе выпивали, в карты перекидывались. Когда Баранов с коллегами наведались к Короткову в гости, тот пошел в отказ: «Евграфова не видел давно, и вообще завязал я с прошлой жизнью!» На это же отрицание и жену подбил.

Но это не спасло сапожника. Его приятель, который камусом расплатился за бутылку, рассказал, как было дело. Пришли к Евграфову. Выпивали. В какой-то момент между хозяином бани и сапожником возник спор. Сгоряча гость выхватил из нагрудного кармана шило и ударил Евграфова в сердце.

Продавщица в сельмаге подтвердила, что он покупал шило, оставалось только найти орудие убийства. Сапожник признался, что спьяну его где-то во дворе бросил.

– Перекопали мы весь снег в его дворе. И нашли-таки то шило, – рассказал Константин Баранов.

За убийство сапожник получил десять лет. Удар шилом в сердечный пучок Гиса был случайным, но этот уникальный факт стал известен на всю страну.

Черные крылья

Вторая история из практики Константина Баранова примечательна тем, что в раскрытии преступления ему помогли подростки с отклонениями в развитии.

Дело было в Корткеросе в конце 70-х годов. Перед въездом в село стоял старенький дом. Жила в нем молодая семья: супруги и дочка лет пяти. Хозяин семейства и его жена работали по сменам. Девочка никогда одна не оставалась. Однажды муж задержался с ночной смены, а жене надо было бежать на работу. Женщина работала в школе при интернате для детей-инвалидов.

Хозяйка дом «закрыла» на метлу, как было принято в селе, и ушла. Дочка пообещала не капризничать и дождаться папу с работы. Но когда мужчина пришел домой, девочки там не было. Отец кинулся искать малышку и нашел в сарае мертвой. Платьице разорвано, тело в крови. Было понятно, что какой-то нелюдь надругался над ребенком.

Дом у дороги, машины, движение, чужие люди. Тут же паромная переправа – моста через Вычегду тогда еще не было. Корткеросские оперативники пытались найти зацепки и выйти на след злодея, но тщетно. Каждый час времени, истекшего с момента совершения чудовищного преступления, давал преступнику шансы скрыться и замести следы.

Начальник вызвал к себе Константина Баранова, только что вернувшегося из очередной командировки, и сообщил, что надо опять ехать – в Корткерос. Сыщик тогда по 280 дней в году проводил в разъездах, поэтому новая командировка не стала неожиданностью.

На месте выяснилось, что осмотр тела ребенка в морге провели без эксперта. Баранов настоял на том, чтобы вызвали эксперта из Сыктывкара. Он и нашел на трупе ребенка важный биологический след. Это была стопроцентная улика для идентификации личности преступника. Для исключения версии о причастности к преступлению отца девочки взяли на экспертизу его биологический материал и сравнили с изъятым. Совпадения, конечно, не произошло.

Константин Баранов пошел в интернат, находившийся неподалеку от дома, где случилась трагедия, поговорил с работниками. Никто ничего не видел. Оставалась надежда на воспитанников. Заместитель директора объяснила, что дети хоть и с особенностями развития, но воспринимать события могут вполне. Воспитателей знают, работников интерната тоже узнают.

Подростки легко пошли на контакт. Одна из девчонок рассказала сыщику, что Петька и Васька жгли костер на улице, могли что-то видеть. Константин Баранов нашел тех самых Петьку и Ваську – оказалось, пацаны лет четырнадцати. Просто так разговаривать не стали, гостинец потребовали, пришлось инспектору в магазин сбегать. Получив подарок, подростки разоткровенничались: видели в тот роковой день у дома, где случилась беда с девочкой, кого-то с черными крыльями. Пояснить, кто это и что это за крылья, подростки не смогли, но один из них очертил в воздухе круг – будто руль крутил.

Чтобы соблюсти установленные процедуры, Константин Баранов обратился к прокурору района с просьбой выдать отдельное поручение, чтобы допросить подростков в присутствии заместителя директора интерната по воспитательной работе. Выбор пал именно на этого педагога неслучайно: ей, как успел заметить опытный сыщик, дети доверяли больше всего, и именно она понимала их язык.

Сбивчивый рассказ своих подопечных зам по воспитательной работе перевела быстро: к дому подъезжала большая машина с черными закрылками. Из машины выходил мужчина и заходил в дом. Потом машина поехала в сторону совхоза.

Обнаружить следы преступника по пути его следования в совхоз было делом техники. В совхозе действительно оказался описанный воспитанниками интерната автомобиль – черный ГАЗ-53 с черными закрылками. Водителя задержали. Провели опознание в присутствии понятых. Задержанный признался в страшном преступлении.

Судебно-психиатрическая экспертиза показала, что подозреваемый вменяем и совершил преступление, осознавая всю его тяжесть. Педофила и убийцу осудили и приговорили к высшей мере наказания.

Никто не мог поверить в то, что преступление с корткеросским педофилом помогут раскрыть подростки с отклонением в развитии. А Константин Баранов поверил. И, как всегда, не ошибся.

– Самое главное для сыщика – обращать внимание на любые детали и мелочи, – говорит Константин Баранов. – И потом сложить их как пазлы. В нашем деле нельзя пренебрегать никакими свидетелями. От их помощи зачастую зависит не только исход дела, но и торжество справедливости.

Елена ИВАНОВА

Фото пресс-службы МВД по РК

Оставьте первый комментарий для "Легенды советского сыска"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.