Александр Плюснин: «Средневековье дает широкие возможности для реконструкции»

На минувшей неделе в столице Коми прошел фестиваль исторического средневекового боя «Медвежий край». Организатором действа выступил историко-реконструкционный клуб «Кречет». С 2006 по 2014 год мероприятие проходило на регулярной основе, но затем последовал большой перерыв. Об итогах фестиваля и перспективах развития этого направления в Коми рассказал руководитель клуба «Кречет» Александр Плюснин.

– «Медвежий край» прошел после четырехлетней паузы. С чем она была связана?

– Прежде всего со сменой поколений в клубе «Кречет». В 2015 году основной организатор публичных клубных мероприятий переехал в другой город, оставшиеся члены клуба не горели желанием проводить крупные мероприятия. Но в 2017 году «Кречет» получил статус юридического лица, став Коми региональной общественной организацией. Соответственно, решили возродить фестиваль, но в связи с занятостью в иных проектах все затянулось до нынешнего года. К тому же все зависит не только от большого желания, но и от возможностей. В этом году нам с помещением помог один из опытнейших бойцов-фехтовальщиков Владимир Аникиенко. Он является генеральным директором спортцентра, на базе которого прошел фестиваль, и предоставил нам площадку на безвозмездной основе. Обычно там проводятся тренировки по историческому фехтованию и современному мечевому бою.

– Довольны ли вы тем, как прошел фестиваль?

– Недочетов, конечно, хватает: малое количество участников, не получилось организовать ярмарку товаров, соответствующих тематике. В первый день фестиваля участвовало десять человек в турнире по стрельбе из лука и тринадцать бойцов в триатлоне и групповых боях, во второй день в мечевых баталиях состязались 47 детей. Очень уж поздно начали непосредственную подготовку, практически за три недели до начала. Представители клубов Санкт-Петербурга, Кирова, Коряжмы, Екатеринбурга, Архангельска хотели бы принять участие, но не получилось со временем. Будем ждать их на следующий год. Но в целом довольны, фестиваль получился, пусть и не очень насыщенный.

– Судя по всему, развивать это направление сложно?

– Действительно не так просто, особенно в последнее время. Но в этом году ситуация лучше. Ребята из Ухты и Воркуты смогли выехать на фестиваль по историческому средневековому бою «Рекон», было еще несколько выездов. То есть по России наши ребята ездят, а вот в республике этих фестивалей гораздо меньше. Ранее на постоянной основе с 2006 года проводился «Медвежий край», в Ухте каждый год проходил подобный фестиваль в феврале-марте, ну и Воркута периодически радовала. Кстати, в этом году фестиваль в заполярном городе состоится в июне. Развитие есть, но оно не носит системного характера. Довольно слабо налажено взаимодействие с органами государственной власти, и в этом тоже есть большая проблема.

– А почему так происходит?

– Проблема в том, что органы госвласти не знают, как с этим взаимодействовать. Отсутствует материально-методическая база по такому историческому периоду, как Средневековье. Если по Второй мировой войне все написано, на этом строится патриотическое воспитание, то по Средневековью никаких методичек нет, их никто никогда не писал. Непонятно, как убедить, что это обычное хобби и оно развивается, как спорт, не несет в себе никакой опасности.

– Сколько всего людей увлечено историческими реконструкциями по всей республике?

– В Коми действуют десять клубов исторической реконструкции, из них девять занимаются реконструкцией Средневековья, один клуб реконструкцией Второй мировой войны. Численный состав клубов невелик, мало кто может похвастаться количеством постоянных участников более десяти человек. В клубе «Кречет» на данный момент тринадцать человек.

– Есть такие масштабные события, как чемпионат мира по историческому средневековому бою «Битва наций», где в бугуртах участвуют десятки человек. Кто-то из Коми в нем участвовал?

– Для участия в «Битве наций» требуется войти в состав сборной России, пройдя отборочные бои по федеральным округам или получить статус судьи HMBIA (Международной ассоциации исторического средневекового боя). Из действующих бойцов в сборную пока никто не попал, но мы не теряем надежды.

– Пообщавшись с участниками фестиваля, я понял, что увлечение это недешевое.

– Необязательно. Доспешный средненький комплект можно за двадцать тысяч собрать. Но этот же комплект из других материалов можно собрать и за восемьдесят. У разных комплектов разная стоимость. Скажем, шлем с бармицей (бармица – кольчужное полотно, обрамляющее шлем по нижнему краю) в среднем пятнадцать тысяч стоит.

– Какие-то мастерские в городе у нас есть, кузнецы, которые этим занимаются?

– В Сыктывкаре с этим сложно. В России много мастерских, есть они и в столице республики, но пока там можно заказать только доспехи, а вот с мечами сложнее, потому что это оружие должно пройти полный цикл: закалка и так далее. Горн (металлургическая печь) для закалки клинков стоит от ста пятидесяти тысяч. В России присутствуют такие мастерские. Что-то несложное можно прямо в боевых условиях починить: вот у бойца на фестивале в процессе боя слетела клепка с забрала, и доспехи прямо на месте отремонтировали. Всякий мелкий ремонт мы сами в состоянии сделать. В принципе комплект из доспехов можно соорудить, не сильно напрягаясь.

– На вас были не латные доспехи, но тоже очень любопытный костюм, где все вплоть до колец соответствовало эпохе. Это все по учебникам делается?

– У меня был костюм X века, это Северная Русь (Новгород, Псков), среднее сословие. Предполагается, что это еще язычник, соответственно, на шее висела секира Перуна – культовый предмет, посвященный этому богу (на фото). Основа костюма из домотканого льна. Это в принципе можно сделать своими руками. Понятно, что какие-то навыки работы нужны, но что касается раннего Средневековья, то приветствуется ручной шов. Кольца сделаны, конечно, не по учебникам, а скорее, по монографиям и научным работам. В среде реконструкторов есть определенное количество действующих ученых-медиевистов, историков, археологов, они, пожалуй, и задают тон для «правильной» реконструкции.

– Увлекаются этим, наверное, не только историки?

– Конечно. Кому-то просто интересна история, и он пытается найти тех, кто тоже этим занимается, единомышленников. Мы же не в информационном вакууме живем. В России проводятся большие фестивали, в Москве в прошлом году фестиваль «Времена и эпохи» на семи площадках проходил с бюджетом восемьдесят миллионов. Кто-то из регионов, там побывав, приезжает к себе, загорается идеей, начинает искать, есть ли это у нас. В республике в основном представлено Средневековье, но в той же Инте  ребята реконструируют бои 28-й Невельской дивизии.

– В обычной жизни как-то вы с историей связаны?

– Нет, я специалист информационной безопасности. Мои родители историки-археологи по образованию, а у меня юридическое образование. Из молодежного состава в «Кречете» есть сейчас юноша, который учится на историческом факультете, но это не связано четко – вот ты историк и приходишь в клуб. Есть медики, инженеры, зубные техники. То есть увлечение совершенно не связано с основной профессией. Бывает зачастую, что человек умеет что-то мастерить, например, по дереву, по коже, металлу, и для собственного развития начинает изготавливать те или иные вещи для тех, кто этим увлекается. А кто-то хочет именно боями заниматься.

– «Кречет» ведь проводит мероприятия не только такого рода?

– Исторический средневековый бой является малой частью того, чем можно заниматься в реконструкции. Сейчас, например, очень популярно такое направление, как «живая история». Это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» или проведения «фестиваля живой истории».

Собственно, у нас в планах реализация проектов в этом формате. К примеру, это могут быть походы в костюмах средних веков – как зимние, на самодельных лыжах, так и, например, водные, на самодельных репликах средневековых речных судов. Кроме того, большой пласт представляют собой ремесленные направления. У нас сейчас как раз готовится к реализации проект Школа выходного дня «Средневековые ремесла».

– Звучит интересно.

– Да, это очень разноплановый проект, и он является лишь частью нашего большого проекта «Центр средневековой культуры и ремесел». Цель создания такого центра состоит не просто в том, чтобы собрать (реконструировать) максимальное количество ремесленных направлений, пришедших к нам из Средневековья, но и максимально адаптировать их под современные реалии. Кроме того, в центре будет постоянная музейная экспозиция и лекторий. Как обычно, все упирается в финансы – своими силами и средствами такой объем просто не поднять. Стараемся подавать заявки на различные грантовые конкурсы, даже уже есть успехи в этом направлении, но этого недостаточно.

Еще, например, у нас есть уникальный для одиннадцатого региона проект историко-географической экспедиции «Водно-волоковые пути Республики Коми». Предполагается строительство парусно-гребной лодки на основе данных о лодках XIV-XVI веков и собственно экспедиция. Мы хотим  пройти водно-волоковыми путями, которыми шли русские землепроходцы. Стоимость такого проекта оценивается в среднем в два миллиона рублей.

Подобные проекты и программы направлены на активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам. Изучение особенностей историко-культурных процессов через практическую сторону (мастер-классы, просто непосредственное участие в мероприятиях) позволяет углубить знания в области истории культуры родной страны.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора и vk.com

Оставьте первый комментарий для "Александр Плюснин: «Средневековье дает широкие возможности для реконструкции»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.