Нужен ли экзамен по географии?

Для выпускников 9 и 11 классов предложили ввести еще один обязательный экзамен – по географии. Документ, подготовленный рабочей группой под эгидой Русского географического общества, может быть принят минобрнауки до конца мая. Необходимость экзамена авторы концепции мотивируют высокой значимостью предмета наряду с русским языком, литературой и историей России для формирования общенациональной идентичности и патриотического воспитания молодежи. Сейчас этот предмет для сдачи выбирают редко, ведь его не нужно сдавать даже на некоторые географические факультеты педвузов.А вы как считаете, нужен ли школьникам обязательный экзамен по географии?

Сергей Ткачев, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Коми республиканской академии государственной службы и управления:

– Инициатива Русского географического общества по поводу введения обязательного экзамена по географии может быть оценена по-разному.

С одной стороны, сама идея возникла, очевидно, на почве ярко выраженной интеллектуальной деградации населения в этой сфере. Результаты опросов общественного мнения демонстрируют крайне низкий уровень географических знаний не только среди школьников и студентов, но и среди людей старшего поколения, которые изучали географию еще в советской школе, не прибегая к помощи интернета.

Это, впрочем, вполне соответствует ситуации в целом ряде зарубежных стран, граждане которых также не блещут географическими знаниями. А зачем они? В современном мире нет необходимости уметь ориентироваться на местности, на это есть GPS-навигаторы. Нет нужды знать, в какой стороне находятся и как далеко расположены населенные пункты, – общественный транспорт доставит. Не нужно знать причины природных процессов и явлений – с ними разберутся соответствующие службы. Ну а если вдруг что-то понадобится (для разгадывания кроссворда, например), то на это есть Всемирный разум. Таким образом, основной причиной снижения интереса к географии и соответственно уровня знаний по этому предмету является развитие технологий, облегчающих человеческую жизнь, и как следствие – ощущение «ненужности» этих знаний.

К сожалению, в концепции современной образовательной политики целевые установки несколько сместились. Идея школьного образования – сформировать личность, обладающую широким кругозором, сменилась иными. Поэтому многие предметы, в том числе география, оказались «за бортом» как ненужные современной цивилизации. Это большая и, возможно, непоправимая ошибка.

Но, к сожалению, введением экзамена по географии в число обязательных проблему, на мой взгляд, не решить. Все хорошо понимают, что собой представляет современный экзамен в школе, как ведется подготовка к нему и каковы остаточные знания. Безусловно, система ОГЭ и ЕГЭ совершенствуется и уже есть результаты, говорящие об этом. Но проблема в том, что в борьбе за продвижение «нужных» предметов мы разрушили систему подготовки учителей по «ненужным». В Республике Коми полностью уничтожена мощная база подготовки учителей-географов, практически не осталось тех, кто может подготовить новое поколение педагогов по этому предмету. Восстановить утраченное крайне сложно, а может, и невозможно. Поэтому возникает вопрос: кто будет учить школьников географии и готовить их к экзамену, когда уйдут последние учителя – профессионалы своего дела?

На мой взгляд, решение проблемы низкого уровня географических знаний кроется не столько в обязательности изучения ее в школе со сдачей соответствующего экзамена, сколько в популяризации географии, привитии интереса к ней среди школьников и не только.

Ирина Чугункина, заместитель директора Усинского филиала УГТУ, Усинск:

– Считаю, что не нужно расширять количество обязательных предметов, потому что, во-первых, это дополнительный стресс для детей, которые и так боятся ЕГЭ, а во-вторых, создаст дополнительные барьеры для успешного завершения школы и выбора профессии.

Более целесообразным будет предусмотреть сдачу экзаменов по географии при поступлении на профильные специальности, в том числе в педагогические вузы.

Анна Поздеева, мама школьника, Усть-Цилемский район:

– Считаю, что обязательный экзамен по географии не нужен. Есть уже утвержденные экзамены для обязательной сдачи. Год назад моя дочь сдавала экзамены в школе после окончания 11 класса. Все сдала успешно и поступила в высшее учебное заведение. Но в период подготовки было огромное напряжение, и если бы еще один предмет, неизвестно, как получилось бы сдать. Географию, конечно, нужно изучать, но сдавать экзамен по этому предмету школьники должны по желанию.

Вячеслав Камашев, педагог дополнительного образования, Сосногорск:

– География страны и краеведение своего региона сами по себе несложные предметы, а могут быть очень интересными. Необходимо заинтересовать, и тогда дети сами будут углублять свои знания. Другое дело, предмет взаимосвязан с путешествиями, экскурсиями, и как ввести это в программу? Надо хотя бы раз в год совершать путешествия к знаковым местам страны и своего региона. Географические диктанты поднимают престиж географии.

Я за экзамен, но в форме эссе, чтобы школьник рассказал о тех местах, где сам побывал.

Галина Козлова, директор школы, Корткеросский район:

– Введение обязательного экзамена по географии не испугает наших девятиклассников и не возмутит их законных представителей, родителей. Наши выпускники, от 30 до 50 процентов, выбирают ежегодно географию для сдачи экзамена по выбору за курс основной школы. Географию, считают ученики, сдавать легче, можно пользоваться атласами, картами, если ими умеешь пользоваться, и сдают экзамен неплохо. Введение обязательного экзамен по географии, возможно, повысит значимость этого предмета, повысит интерес к изучению географии родного края (региона) и России.

Светлана Мозер, заместитель директора Дворца творчества детей и учащейся молодежи, Сыктывкар:

– География считается главной наукой о Земле, наукой, которая учит ребенка жить в соответствии с правилами природы, ведь человек тоже часть этой природы. Еще вчера для нас было нонсенсом, что в пяти километрах от дома потерялись и погибли женщина с ребенком. Сегодня сообщения о том, что люди теряются в трех соснах, уже норма.

Все это происходит потому, что мы не живем в согласии с природой, не знаем и не хотим знать ее законов. Для нас день прожить – и хорошо, а что мы оставим своим детям – уже неважно. Именно география дает человеку максимальное миропонимание, формирует системное мышление, учит бережному отношению к окружающему миру. Этот предмет нужен обязательно.

Ольга Сердитова, учитель основной школы поселка сельского типа Русаново, Троицко-Печорский район:

– Экзамен по географии нужен, только не в форме ГИА или ЕГЭ. Раньше сдавали все экзамены по основным предметам, и дети были намного грамотнее, чем сейчас.

Фото geografo4ka.blogspot.ru

Добавить комментарий