Красный цвет Среднего Тимана

В Коми началась добыча бокситов на Верхне-Щугорском месторождении

4 апреля в Княжпогостском районе на Верхне-Щугорском месторождении была поднята первая тонна бокситов. Ввод в эксплуатацию нового месторождения позволит предприятию «Боксит Тимана» нарастить объемы добычи стратегически важного сырья. На отгрузке первой партии руды присутствовали глава Коми Сергей Гапликов, президент ОК РУСАЛ Владислав Соловьев, представители профильных министерств.

В начале апреля здешние пейзажи в трех цветах: белый – от снега, серо-голубой – от базальта и глины на отвалах и стенах карьеров и кирпично-красный – цвет бокситов. Оттенков красного здесь больше всего, он на дорогах, колесах и бортах техники, он проступает сквозь снег, обувь, и нижняя часть брюк тоже через некоторое время становится красноватой. Деревянные тротуары и лестница, ведущие к «дежурке» возле железнодорожной ветки, на первый взгляд выкрашены стандартной красно-коричневой краской для пола, но нет – это тоже от бокситов.

– Здесь красить ничего не надо. День-два, и все само окрасится, – смеется заместитель начальника Среднетиманского бокситового рудника Юрий Егоров. – А что делать, если на территории куда ни ступи – руда.

Каждый день из карьеров Вежаю-Ворыквинского месторождения к железнодорожной ветке, идущей к Ухте, привозят до 11 тысяч тонн руды. Здесь проводят химический анализ бокситов, руду разделяют по категориям, смешивают, дробят – в зависимости от того, что нужно определенному потребителю. И каждый день на алюминиевые заводы отсюда уходит до 168 вагонов сырья. Сейчас, с вводом в эксплуатацию Верхне-Щугорского месторождения, эти цифры будут расти. Балансовые запасы нового месторождения составляют около 65 миллионов тонн, срок их отработки – более 20 лет.

«Боксит Тимана» – единственное в России предприятие, где бокситы добывают открытым способом. Но чтобы добраться до ценной руды, нужно снять многометровый слой других пород. Обычная глубина карьеров здесь до 30-40 метров, но бывает и до ста. Прежде чем на Верхне-Щугорском месторождении добрались до того самого кирпично-красного слоя бокситов, отсюда вывезли сотни тысяч тонн породы. В нынешнем году на этом карьере планируют добыть полмиллиона тонн бокситов.

– Было дано слово запустить новый карьер в 2018 году – и это слово выполнено. Это уникальное на сегодняшний день сооружение, которое позволит нам в ближайшей перспективе добыть миллионы тонн очень качественного и ценного боксита, – отметил в разговоре с журналистами глава Коми Сергей Гапликов.

Заместитель министра природных ресурсов и экологии России Евгений Киселев, лично оценив ведущиеся на месторождении работы, заявил, что для него это повод пересмотреть свои взгляды на перспективы добычи бокситов в России.

– Для геолога самое важное – увидеть плоды трудов своих, а запуск такого карьера – это очень яркая демонстрация востребованности нашей минерально-сырьевой базы, – пояснил Евгений Киселев. – И я чрезвычайно рад, что сегодняшний день дал мне повод задуматься над перспективами поисков новых месторождений бокситов в России. Хотя еще недавно я считал, что заниматься этим не стоит. А теперь обещаю в кратчайшие сроки заняться соответствующей геологоразведочной программой. Я считаю, что наши бокситы имеют очень большие перспективы.

Добыча бокситов в Коми в свое время началась вопреки мнению специалистов. По словам министра инвестиций, промышленности и транспорта Коми Николая Герасимова, в 1990-х годах геологам, обнаружившим бокситы на Среднем Тимане, упорно доказывали, что никакой ценности эта находка не имеет, полагая, что слишком высок кремнистый модуль, заниматься добычей и вывозкой невыгодно. Но ухтинец Петр Рогачев, гендиректор «Боксита Тимана» в 1993-1998 годах, все же решил рискнуть. В 1994 году на месторождении добыли промышленную пробу – порядка одиннадцати тысяч тонн руды, которые по зимнику за 150 с лишним километров буквально на пределе возможностей дотащили до Ухты. Дальше руда отправилась по железной дороге на Урал.

До этого Россия получала бокситы по толлингу из Габона – эта схема подразумевает переработку иностранного сырья на месте с последующим вывозом готовой продукции. Такой режим позволяет вывозить продукцию беспошлинно, дело выходит довольно выгодное, поэтому на возможную разработку бокситов в Коми смотрели как на явление несерьезное: зачем вкладывать огромные средства в разработку, если и так каналы поставки налажены? Однако плавка промышленной пробы со Среднего Тимана расставила все точки над «i» – качество оказалось такое, что вопрос добычи был решен, началось строительство инфраструктуры. В 2002 году для вывозки руды к месторождению проложили железнодорожную ветку протяженностью 157 километров. Это первая в России частная железная дорога, построенная после революции 1917 года. К нынешнему времени на Среднем Тимане добыто 40 миллионов тонн бокситов.

И пока бокситы из Коми успешно конкурируют с африканскими, на их добыче в Княжпогостском районе бок о бок с россиянами работают выходцы из Африки. В России они учатся горному делу, а на «Боксите Тимана» проходят стажировку. Сейчас здесь работают пятеро граждан Гвинеи, на торжественном запуске добычи на новом месторождении присутствовали двое – Кабине Кокоро и Альфа Ба. По-русски парни уже давно говорят свободно, хотя когда приехали учиться в УГГУ в Екатеринбург, едва русский алфавит знали. Полюбили местную кухню, но вот к особенностям климата так до конца и не привыкли. Этим летом после окончания стажировки гвинейцы вернутся на родину, где будут работать в местном подразделении РУСАЛа.

В честь ввода в эксплуатацию нового объекта повара, работающие на предприятии, испекли огромный торт в виде территории предприятия – с карьерами, лесом, миниатюрными макетами техники. Особенно постарались, сооружая из помадки копию экскаватора Hitachi. Эта машина – местная гордость, настоящая крепость на гусеничном ходу. Высотой примерно с трехэтажный дом, объем ковша – 15 кубометров. Таких гигантов в России всего три. Никакая железнодорожная платформа перевозку такого экскаватора в готовом виде не выдержит, поэтому привезли его сюда по частям, собрали на месте. Сейчас чудо-экскаватор работает на первом Западном карьере, закопался вглубь уже на два своих роста.

– Сейчас мы только садимся на рудное тело, еще нужно поднять базальты, потом терригенный слой. До бокситов здесь еще метров пять, – пояснил заместитель начальника Среднетиманского бокситового рудника Юрий Егоров. – А пока порода отвозится на отвалы. Потом, когда дойдем до руды и всю ее добудем из этого карьера, породу вернем обратно, проведем рекультивацию почвы. Но это произойдет еще очень нескоро, разработка одного карьера занимает несколько лет.

Базальт, который убирают в сторону, чтобы добраться до слоя бокситов, тоже можно было бы использовать, например, для производства щебня, тем более что на предприятии есть дробилка. Но щебень здесь делают в небольших количествах, только для собственных нужд: месторождение стоит в стороне от главных дорог Коми, так что везти отсюда стройматериалы для дорожной одежды невыгодно.

На «Боксите Тимана» работает порядка 800 человек, но их число вырастет до тысячи. Примерно 80 процентов сотрудников – жители Коми, работающие вахтовым методом, также здесь трудятся выходцы из Кировской, Пензенской областей, Краснодарского края и других регионов России. Расширится и инфраструктура месторождения, в этом году запланированы строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений для карьерных вод, автодороги, склада, столовой на 110 мест, нового жилого модуля на 80 мест, ангара для ремонта тепловозов на станции Чиньяворык и других объектов.

Сергей Гапликов отметил, что компания не только активно вкладывается в собственное развитие, но и является надежным социальным партнером республики.

– Социальное партнерство у нас наращивается, мы имеем соответствующую долгосрочную программу. Компания РУСАЛ не только инвестирует в развитие производства, но и реализует на территории региона ряд проектов в социальной, культурной и спортивной сферах. В рамках подготовки к столетию нашей республики при поддержке РУСАЛа запланировано строительство современного социокультурного центра в поселке Чиньяворык Княжпогостского района. На лыжном стадионе имени Раисы Сметаниной благодаря компании появилось новое информационное табло. В Сыктывкаре и Ухте впервые в середине марта прошел «РУСАЛ Фестиваль». Уверен, такое взаимовыгодное сотрудничество будет продолжено, – отметил глава Коми.

Президент ОК РУСАЛ Владислав Соловьев в свою очередь выразил признательность руководству республики за поддержку инициатив компании как в решении стратегических промышленных вопросов, так и при реализации культурных и спортивных проектов.

Владислав Соловьев заверил, что разведка бокситов в Коми будет вестись и дальше, поскольку добыча этого сырья стратегически важна для России.

Анна ПОТЕХИНА

Фото rkomi.ru

Оставьте первый комментарий для "Красный цвет Среднего Тимана"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.