Vip-показания в «деле Гайзера»

В Замоскворецком суде Москвы продолжаются слушания по делу экс-главы Коми Вячеслава Гайзера и группы бывших высокопоставленных чиновников, которые обвиняются в совершении ряда коррупционных преступлений. Речь идет прежде всего о деятельности ОАО «Птицефабрика Зеленецкая» и ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми».

По данным следствия, руководство Коми создало организованное преступное сообщество (ОПС). В числе его членов были высокопоставленные чиновники и известные бизнесмены, в частности бывшие заместитель главы Алексей Чернов, председатель Госсовета Коми Игорь Ковзель, член Совета Федерации, экс-глава региона Владимир Торлопов, руководитель регионального Фонда поддержки инвестиционных проектов Игорь Кудинов, экс-руководитель Сыктывкарского лесопильно-деревоперерабатывающего комбината Валерий Веселов. Бывший зампред правления ГК «Ренова» Александр Зарубин, скрывающийся за рубежом, считается главным организатором и руководителем ОПС.

Как сообщает агентство «REGNUM», в суде состоялся допрос одного из ключевых свидетелей, экс-сенатора от Коми Евгения Самойлова. Изначально Самойлов приехал в Коми, чтобы избраться от региона в Госдуму и начать в республике ряд бизнес-проектов. Позже заместитель губернатора Алексей Чернов разъяснял Самойлову, что для работы в Коми он должен отдать долю от бизнеса в пользу ООО «РК» (структуры предполагаемого ОПС). Окончательно условия сотрудничества были согласованы с Александром Зарубиным на встрече в Москве в начале 2011 года.

Евгений Самойлов подробно рассказал о методах работы ОПС в республике, «черной кассе» и откатах. В феврале 2012 года при поддержке банка «Таврический» Самойлов купил «Интауголь», при этом предприятие, как указывает он сам, уже тогда выглядело не самым привлекательным для вложений. Хотя Гайзер заверил Самойлова, что в случае затруднений республика его финансово поддержит, сам свидетель в итоге сделал вывод, что с «Интауглем» его фактически подставили – в конечном счете по мере ухудшения финансового состояния у Самойлова серьезно испортились отношения с членами ОПС.

В итоге активы Самойлова начали передаваться под контроль членов ОПС в рамках мер антикризисного управления. В августе 2014 года началось и переоформление шахты «Интауголь». После выхода из ОПС Самойлов, однако, по-прежнему вел бизнес в Коми, а потому нуждался в покровительстве региональных властей – за это он передал взятку Гайзеру и Чернову в виде двух долей гостиницы «Авалон» по фиктивной безвозмездной сделке.

Также в качестве свидетелей по «делу Гайзера» в суде были допрошены действующий министр инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми Николай Герасимов и его предшественник на этом посту Константин Мальцев.

Николай Герасимов, который при Гайзере занимал ряд должностей в правительстве республики, рассказал о взаимоотношениях основных фигурантов в то время, когда они занимали посты в руководстве Коми. По мнению свидетеля, определял внутреннюю политику, назначение и согласование большинства должностей бизнесмен Александр Зарубин. Алексей Чернов появился в республике как креатура Зарубина. По словам министра, влияние Зарубина на республику было системным, постоянным. У Зарубина были дружеские отношения с бывшим главой Коми Владимиром Торлоповым.

Характеризуя Владимира Торлопова, Герасимов отметил его «легковесную форму управления республикой» и предположил, что такой стиль управления сформировался за время многолетней работы в профсоюзах.

– Под профсоюзностью я бы обозначил легкое отношение к проблемам, неумение занять позицию «Делай, как я». Практически весь состав правительства работал при нем отдельными звеньями и блоками, которые не соединялись волей первого лица республики, – пояснил министр.

По мнению Николая Герасимова, вместо Торлопова функции лидера в руководстве Коми выполнял его первый заместитель Павел Орда, которого свидетель характеризует как жесткого человека, экономически грамотного и честолюбивого.

В целом время правления Торлопова свидетель оценил со знаком минус. По его мнению, в этот период республика оказалась в стагнирующем положении, отношения с федеральным центром носили легковесный, компромиссный характер. Герасимов привел в пример Башкирию и Татарстан, которые за расторжение союзных договоров выторговали себе значительные бюджетные вливания.

Бывшего главу республики Вячеслава Гайзера Николай Герасимов характеризовал как человека, который всегда был самостоятельной фигурой.

Создание Фонда поддержки инвестиционных проектов Коми свидетель считает большим благом для республики, поскольку такой холдинг позволяет привлечь инвестиции в предприятия, которые находились в государственной собственности. Сегодня такой опыт Коми реализован в десятках регионов России. Герасимову известно, что аналогичные фонду региональные структуры созданы в Ульяновской, Калужской, Ленинградской областях и Татарстане.

Свидетель Константин Мальцев, который в 2009-2010 годах занимал пост министра промышленности и энергетики Коми, а с 2007 по 2009 год возглавлял ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми», сообщил, что в период его руководства фондом отчуждения предприятий не происходило, хотя такие планы обсуждались. Свидетель заявил, что никаких предложений от Гайзера и его заместителей о совершении каких-то незаконных действий с имуществом фонда ему не поступало.

Мальцев отметил, что в фонд передавались разные предприятия по профилю деятельности и в разном финансовом состоянии: СЛВЗ, «Автодор Коми», птицефабрика «Зеленецкая», Зеленецкий свинокомплекс, санатории, гостиницы, имущество и административные здания. Передача в фонд позволила встать на ноги некоторым госпредприятиям, которые были в предбанкротном состоянии. Мальцев заявил, что никто из руководства Коми не давил на него, побуждая принять то или иное решение.

Очередное заседание суда состоялось 4 апреля.

Светлана СОЛОВЬЕВА

Фото из архива «Республики» и БНК

1 Комментарий для "Vip-показания в «деле Гайзера»"

  1. Светлана Секретарева | 06.04.2018 в 15:37 | Ответить

    Да какие уж тут комментарии. Опустили Республику дальше некуда.И сколько времени прошло, а вылезти из долговой ямы регион до сих пор не может. Упустили позиции ещё при Торлопове. Вот теперь и снабжаемся из бюджета по крохам. Ничего для республики не урвали, как Татарстан, например. У нас эта «могучая кучка» бабло добывала только для себя любимых.И сдаётся мне, что Гайзер не так уж и виноват. Раз многое отрицает.Его скорее всего окрутили Черновы, Зарубины и Ковзели. Суд покажет. Как там в комедии говорилось: «Да здравствует самый справедливый суд в мире»?

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.