«Мастер года» расширяет границы

В пятницу в Национальном музее Коми подвели итоги выставки «Мастер года-2017». Главную награду – правительственную премию имени Семена Оверина вручили мастеру по художественной обработке бересты Ларисе Цветковой.

Мастер представила на выставке как свои авторские работы, в числе которых трехцветный пестерь, лапти, корзина, так и реконструкции этнографического толка: пояса, сплетенные на бердо. Лариса Цветкова работает в клубе «Зарни куд» при муниципальном музее истории и культуры в селе Визинга, она постоянный участник республиканских, межрегиональных и всероссийских конкурсов. По ее словам, сколько помнит себя, она всегда занималась декоративно-прикладным творчеством: и берестой, и плетением. На вопрос, не жалко ли снимать бересту с деревьев, обнажая ствол, победительница ответила, что настоящие мастера к этому относятся бережно и берут только ту бересту, которую дерево отдает само.

Первое, что бросилось в глаза еще на открытии выставки, – изобилие работ из текстиля. Хотя по многим позициям выставка заметно теряет. С уходом из жизни мастеров старшего поколения уходят целые направления, например, совсем не видно изделий из кости, мало представлено капа или такого традиционного вида декоративно-прикладного искусства (ДПИ), как трехгранно-выемчатая резьба.

По словам народного мастера России Валерия Торопова, постепенно происходит некое размывание традиций, из ДПИ уходит национальное – то, что присуще только Республике Коми. Взять то же дерево, почему в лесной республике так мало мастеров сегодня обращаются к этому материалу? Ушел из жизни Калеви Сахамес – замечательный мастер по художественной резьбе, и не хватает на выставке его филигранно вырезанных фигурок. Ушел известный мастер по капу Александр Тоинов – и выставка осиротела без его «золотых» ложек, ладей, утиц, которые он с такой любовью выстругивал из осины, ольхи и березового капа.

По мнению Валерия Торопова, никто из молодых мастеров не поддерживает, не занимается пластикой дерева, это трудоемко и долго. В результате многое из того, что делают молодые мастера, не несет в себе функциональной нагрузки, не служит человеку. Вообще, отмечает мастер, отношение к развитию ремесел на государственном уровне несколько меняется. А что нужно, чтобы ДПИ держалось на плаву? Нужна преемственность, как, например, это организовано в школе Владимира Бурчевского в Архангельской области. Благодаря этой школе в каждом муниципальном образовании области работают филиалы, и каждый филиал отдает предпочтение какому-то виду ДПИ. А курируют эти филиалы мастера из головной школы, в каждом районе проводя мастер-классы. В одном районе это будет художественная обработка бересты, в другом – ткачество, в третьем – керамика и т.д. В результате в Архангельской области выстроена четкая преемственность: ученик – учитель – мастер. В Коми, к сожалению, такой преемственности нет. Есть учебные заведения, в которых даются азы прикладного творчества, и на этом все. Настоящее мастерство становится уделом одиночек. К счастью – порой наивысшего класса, таких, например, как мастер по художественной обработке бересты Артем Чичкарёв или керамист Владимир Дурнев. Каждый год можно открывать что-то новое и у мастерицы по художественному текстилю Валерии Ивановой.

Между тем еще несколько лет сам Артем Чичкарёв, будучи председателем Союза мастеров, разработал проект подобной школы, взяв за основу опыт Удмуртии и Марий Эл, то есть по сути выстроил дорожную карту, как могло бы развиваться ДПИ в республике. Проект получил одобрение минкульта и был отправлен в минэкономики. На этом пока все закончилось. Неплохую лепту могла бы внести в развитии ДПИ ремесленная палата Коми, став отличным помощником Союза мастеров. Но такого единения, по словам Чичкарёва, не достигнуто, хотя представители палаты могли бы качественно тиражировать какие-то брендовые изделия мастеров.

Несмотря на все это, выставка «Мастер года» живет и радует жителей столицы региона, каждый раз открывая что-нибудь новое. Не перестает в этом плане удивлять мастер Ольга Томилова. В прошлом году она придумала и изготовила любопытный игровой набор, связанный с традиционными праздниками в Усть-Цильме – «Игрища да гулянья», в этом году сделала вращающуюся на веретене куклу. И это как раз тот пример, когда изделие мастера не только радует глаз как предмет искусства, но и выполняет еще и некую функциональную задачу. То же самое можно сказать и о чудесных ящерах – дудках молодого мастера из Центра народного творчества «Зарань» Александры Поздеевой, изготовленных из бересты и корня сосны.

По традиции, помимо главной премии, на закрытии выставки вручается премия Союза мастеров. На сей раз мастера отметили чудесный гобелен Анны Сурниной – руководителя коллектива «Веста» Дома народного творчества поселка Подтыбок.

Несколько мастеров также были отмечены дипломами лауреатов. В их числе керамист Татьяна Буторина, за авторскую куклу – Ольга Томилова, за художественную обработку бересты – Артем Чичкарёв.

Имя последнего на закрытии упоминали несколько раз. Ежегодно Национальный музей учреждает свою награду мастеру, который наиболее понравился сотрудникам музея. В дар от музея Артем Чичкарёв получил большой каталог выставки из Эрмитажа «Люди. Звери. Боги. Предметы первобытного искусства Северного Приуралья», прошедшей в Национальном музее в минувшем году.

В рамках объявленной акции «Доброта – детям» в Год добровольчества в России посетители могли проголосовать за понравившуюся работу. В этом году гости выставки отметили композицию «На опушке» Раисы Микушевой, работа которой в числе работ других участников акции будет отправлена в одно из детских учреждений республики.

В этом году для молодых мастеров учредили специальную награду «Мастер-ученик», победителями стали два участника. Это Евгения Андони из СГУ имени Питирима Сорокина и Дарья Гичева из колледжа культуры имени Вениамина Чисталева. Награду молодым мастерам вручала председатель Госсовета Коми Надежда Дорофеева.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Марии ШУМЕЙКО, БНК

1 Комментарий для "«Мастер года» расширяет границы"

  1. Статья в точку!!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.