Первый полет на «стремительном»

Ветеран авиации рассказал «Республике» об истории самолетов Ту-134 в Коми

1 апреля исполняется сорок пять лет со дня начала «реактивной» эры в истории гражданской авиации Коми. В 1973 году первый пассажирский авиарейс по маршруту Сыктывкар – Москва совершил знаменитый Ту-134. Командиром экипажа был пилот Владимир Беляев. В мае 1978 года он же выполнил первый международный рейс по маршруту Сыктывкар – Киев – София. Общий трудовой стаж пилота превышает 40 лет. За заслуги в развитии авиации ему присвоено звание «Заслуженный работник народного хозяйства РК», он награжден медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», орденом Дружбы народов.

«Стиляга» в небе

До появления в небе республики Ту-134 весь объем пассажирских авиаперевозок тянули на себе самолеты Ан-10. Отказались от их эксплуатации после нескольких авиакатастроф, самой известной из которых стала катастрофа под Харьковом, случившаяся 18 мая 1972 года. В ней погибли 122 человека. Расследование трагического ЧП выявило конструктивно-производственные недостатки самолета. В 1972 году Ан-10 сняли с авиалиний. После этого авиаперевозки Коми управления гражданской авиации (Коми УГА) резко сократились, основная нагрузка легла на экипажи самолетов Ан-24. В республике в экстренном порядке началось «внедрение» модели Ту-134. Пришлось срочно модернизировать аэропорты: в Сыктывкаре, Воркуте и Ухте удлинили взлетно-посадочные полосы, а в Усинске даже построили новую.

Существует легенда, что инициатором создания самолета Ту-134 выступил генсек Никита Хрущев, на которого огромное впечатление произвел во время визита в Париж демонстрационный полет на новом французском лайнере. В результате появилось постановление Совета Министров СССР о создании в ОКБ имени Туполева для советской гражданской авиации подобного самолета с турбореактивными двигателями и скоростью от 800 километров в час.

Первые серийные самолеты Ту-134 «Аэрофлот» получил в 1966 году, в дальнейшем они стали использоваться для регулярных полетов внутри страны. Среди специалистов за новым лайнером сразу закрепилось несколько прозвищ. Новый самолет окрестили «стилягой» за изящный удлиненный фюзеляж, иногда называли «свистком» за характерный высокий звук при запуске двигателей. На летчиков Коми новый реактивный самолет тоже произвел впечатление: Ту-134 сразу же признали самым красивым и изящным из существовавших типов самолетов, а за невероятную по тем временам скорость дали прозвище «стремительный».

Строго говоря, свой первый полет на «стремительном» Владимир Беляев совершил вовсе не 1 апреля, а еще в марте, когда экипаж перегонял новый самолет из Ульяновска. Первый полет прошел спокойно, а вот перед вторым – с пассажирами – летчики волновались: ведь сейчас не только за себя отвечают, но и за чужие жизни, кто знает, как поведет себя в воздухе новая машина. Кто-то даже заметил, что нехорошее число выбрали для первого-то полета – День юмора и смеха, который в народе называют просто Днем дурака. Как бы в дураках не оказаться.

Как говорит Владимир Беляев, настроение перед полетом было не самым радужным. А на взлетной полосе летчиков ожидал сюрприз: съемочная группа во главе с известным тележурналистом Анатолием Пошуменским – не могли телевизионщики пропустить такое знаменательное событие. Вот и начал журналист вопросы задавать – о характеристиках нового самолета, о впечатлениях пилотов, о прогнозах на первый полет. Не хотелось тогда командиру экипажа Владимиру Беляеву прогнозы делать: человек он не суеверный, но все-таки иногда лучше промолчать, чтобы не сглазить. Но пришлось сказать, что прогноз самый благоприятный, полет пройдет нормально. И прогноз этот сбылся: полет прошел удивительно спокойно.

– День солнечный, самолет новый, моторы – как звери, полтора часа – и мы в Москве, – вспоминает Владимир Беляев.

Пассажиры того рейса тоже по достоинству оценили короткое и приятное путешествие в современном лайнере.

Уже в 1973 году Владимиру Беляеву доверили проводить летную подготовку экипажей самолета Ту-134 по программе первоначального обучения. Так что в Коми большинство пилотов, выполнявших полеты на Ту-134, учились у него.

Благополучное стечение обстоятельств

По словам Владимира Беляева, пусть не с первого, но со второго полета он просто влюбился в новую машину – и она будто отвечала ему взаимностью: за все время полетов ни одного неприятного инцидента. А вот у коллег всякое случалось, хотя чаще всего неприятности происходили из-за «человеческого фактора», самолет подводил редко.

Например, командир экипажа Ту-134 Сергей Княжев спас самолет и пассажиров от катастрофы на взлетно-посадочной полосе Шереметьево и был награжден за это орденом Мужества. В тот день на борту самолета находились 60 человек – 53 пассажира и семь членов экипажа.

Как следует из особого приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 22 ноября 1995 года № 112/ДВ-125, 25 июля 1995 года в международном аэропорту Шереметьево произошел серьезный инцидент с самолетами Ту-134 RA-65069 авиакомпании «Комиавиа» и DC-8 62F FAR-371, принадлежащего Перу. Самолет из Коми взлетал с разрешения диспетчера, а в это время на взлетную полосу самовольно вырулил перуанский лайнер.

«Только благодаря решительным действиям экипажа российского самолета под управлением капитана воздушного судна Княжева Сергея Михайловича, который осуществил взлет перед находившимся на взлетно-посадочной полосе самолетом DC-8, данный инцидент не закончился тяжелым авиационным происшествием. Экипаж самолета Ту-134, увидев выруливающий на взлетно-посадочную полосу самолет ДС-8, учитывая сложившуюся обстановку и невозможность прекращения взлета, принял решение продолжить взлет. Пытаясь предотвратить возможное столкновение с самолетом ДС-8, экипаж самолета Ту-134, пробежав порядка 1100 метров и не достигнув расчетной скорости отрыва, «подорвал» самолет, создал левый крен до пяти градусов и, пролетев с превышением до 10-15 метров относительно самолета ДС-8, произвел взлет. После этого экипаж осуществил полет по маршруту Шереметьево – Сыктывкар и благополучно произвел посадку в аэропорту назначения», – говорится в приказе.

Когда проводили анализ этого инцидента, специалисты пришли к выводу, что по законам аэродинамики Ту-134 в таких условиях просто не мог успеть взлететь. Но как-то успел – вопреки всем законам природы, хоть и прошел в опасной близости, всего-то в нескольких метрах, от перуанского лайнера. Как это произошло, никто до сих пор понять не может. То ли мастерство экипажа и его командира помогло, то ли просто чудо произошло. Даже сам Сергей Княжев не мог объяснить, как так получилось. Только, говорят, после этого инцидента в волосах командира экипажа появилась седая прядь.

Комиссия ГосНИИ «Аэронавигация» рассмотрела материалы об этом случае и пришла к выводу: «Авиационный инцидент, произошедший на взлетно-посадочной полосе аэропорта Шереметьево-2 между воздушными судами Ту-134 и DС-8, неминуемо должен был привести к столкновению указанных воздушных судов. Избежать катастрофы удалось только благодаря решительным действиям экипажа Ту-134 и благополучному стечению обстоятельств».

Экипаж одного из Ту-134, командиром которого был пилот Алексей Гоцуляк, в ноябре 1990 года предотвратил угон самолета, следовавшего по маршруту Шереметьево – Сыктывкар. Об этом происшествии известно немного: в воздухе члены экипажа обезвредили угонщика и после приземления передали его сотрудникам КГБ и МВД.

Экипаж Ту-134 после возвращения в Сыктывкар. Командир воздушного судна Владимир Беляев крайний слева.

Был в истории гражданской авиации Коми и почти удавшийся угон самолета. 24 ноября 1994 года шахтер из Воркуты Владимир Божко попытался угнать самолет Ту-134, выполнявший рейс Сыктывкар – Санкт-Петербург – Минск. Угонщик, угрожая взорвать самолет, приказал лететь в Данию. Командир экипажа сослался на нехватку топлива и настоял на посадке в Эстонии для дозаправки. Самолет с 70 пассажирами на борту сделал временную остановку в Таллине, где после нескольких часов переговоров угонщик освободил всех заложников и сам сдался властям. Владимир Божко покончил жизнь самоубийством в камере предварительного заключения.

По воздуху – в Болгарию

Владимир Беляев стал и «родоначальником» международных полетов из Коми. В мае 1978 года именно он был командиром экипажа, который вел Ту-134 в Софию. Хоть и была тогда в СССР поговорка: «Курица – не птица, Болгария – не заграница», для жителей Коми прямой перелет в другое государство стал значимым событием.

О той подготовке, которую прошли пилоты, Владимир Беляев не рассказывает даже сейчас. На вопрос, инструктировали ли летчиков сотрудники КГБ, ветеран авиации ответил вопросом: «А вы как думаете?»

Но в целом, по словам собеседника, полеты за границу мало чем отличались от перелетов внутри страны: возможно, потому, что летали в социалистическую Болгарию. Разве что в пути пассажирам предлагали не только еду и прохладительные напитки, но даже «горячительное». На выбор можно было взять бокал вина или бутылку пива. Это новшество многих пассажиров, конечно, порадовало.

При этом за время своей долгой летной практики Владимир Беляев ни разу не сталкивался с так называемыми авиадебоширами, которые сейчас доставляют немало хлопот экипажам воздушных судов. Тогда пьяного до невменяемости пассажира просто не пустили бы на борт самолета. А на борту напиться шансов вообще не было: от бокала вина не опьянеешь.

И все же самая, пожалуй, серьезная на памяти Владимира Беляева неприятность, была связана именно с международным полетом. Ночью 26 апреля 1986 года Ту-134 вылетел из Софии в Сыктывкар. Полет прошел нормально, а вот в аэропорту столицы Коми самолет встретили суровые люди с дозиметрами радиации. Не сразу выяснилось, что проверяли на радиацию из-за взрыва на Чернобыльской АЭС – прямо над ней пролегал маршрут самолета. На высоте пять тысяч метров, ни летчики, ни пассажиры, конечно, не заметили ничего необычного. К счастью, превышения радиационного фона не было выявлено.

По информации Коми межрегионального территориального управления воздушного транспорта, республиканское управление гражданской авиации было крупнейшим в СССР эксплуатантом Ту-134А. В апреле 1988 года в Коми их насчитывалось 46, причем больше половины из них были получены из других управлений. В 1984 году после нашумевшего «хлопкового дела» несколько «тушек» прибыли в Сыктывкар из Ташкента, в их числе был и служебный самолет первого секретаря ЦК компартии Узбекистана Шарафа Рашидова.

В 1984 году Ту-134 был снят с производства, а в XXI веке выведен из парка воздушных судов Республики Коми. Но Владимир Беляев считает, что без «стиляги» Ту-134 небо опустело.

Людмила ВЛАСОВА

Фото автора и из архива Коми межрегионального территориального управления воздушного транспорта

Оставьте первый комментарий для "Первый полет на «стремительном»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.