Островок спасения для заблудших душ

На двери сыктывкарского филиала автономной некоммерческой организации «Ника» нет никаких опознавательных табличек. С виду это обычная квартира в одной из столичных новостроек. Но для тех, кто здесь проживает, это не просто квартира. Это островок спасения в море жизни, которое таит для них массу непосильных искушений, способных утащить на дно. Журналист «Республики» побывала в центре и пообщалась с его обитателями.

Благотворительная столовая для бездомных.

Одна судьба на всех

В уставе организации, которая была создана в Перми и имеет уже сеть филиалов в разных городах страны, говорится, что создана она «в целях осуществления благотворительной деятельности в области решения социально-духовных проблем людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Среди обратившихся за помощью в «Нику» – наркоманы и алкоголики, а также освободившиеся из мест заключения и просто бездомные. Обычно зависимые от наркотиков и алкоголя ищут здесь временного укрытия от старых связей, чтобы набраться сил для последующего возвращения в нормальную жизнь. А бездомных приводят сюда морозы и возможность решить проблемы, которые без посторонней помощи решить невозможно. Такие, например, как восстановление документов. Сегодня в большой трехкомнатной квартире проживает 15 человек – 13 мужчин и две женщины.

Почти все они приехали сюда из других городов республики и страны. 46-летний Александр родом из Ижевска. В 2014 году освободился из мест заключения. Полтора года жил в филиале «Ники» в другом городе, потом его отправили в сыктывкарский филиал, где он живет уже полгода. О своем прошлом говорит неохотно. Истории жизни практически у всех здесь одинаковые: «Украл, выпил, в тюрьму». Своей семьи у Александра никогда не было. Как и своей квартиры. А после последней «отсидки» решил он попытаться вернуться к нормальной человеческой жизни. Скоро – пятьдесят, жизнь к закату идет, у сверстников уже и дети выросли, и внуки родились, а ему и вспомнить нечего.

О центре «Ника» Александр узнал из рекламных листков, которые давали освободившимся из мест заключения. Пришел и остался надолго. Сейчас он работает дворником в одном из сыктывкарских ТСЖ, а в центре является помощником руководителя – выполняет функции старшего по хозяйству, следит за тем, чтобы постояльцы поддерживали порядок в квартире. На вопрос, о чем он мечтает, Александр ответил: «Встретить женщину и создать семью». В принципе мечта вполне исполнимая: в центре бывают случаи, когда люди здесь встречают родственную душу и вступают в брак. Но пока уйти отсюда Александр не может – боится снова сорваться и запить. Да и зацепиться пока не за что в жизни, а здесь сама атмосфера располагает к дисциплине: курить и выпивать в центре категорически запрещено, а чтобы клиенты не поддались искушению, заработанные деньги на руки они не получают – все уходит на питание и проживание.

Главное условие – смена обстановки

Специалисты утверждают, что для социальной адаптации человека, желающего вернуться в нормальную жизнь, необходима полная смена обстановки: новое место жительства, новое окружение, новая работа, новые правила поведения. Именно поэтому обратившихся в «Нику» направляют в центры других городов – чтобы удалить от подстерегающих на каждом углу искушений. Люди, руководящие такими социальными центрами, как правило, сами из бывших наркоманов или алкоголиков. И это неслучайно. Потому что взвалить на себя такую непростую задачу, как помощь заблудшим, и понять психологию падшего человека может только тот, кто сам когда-то побывал на дне и сумел подняться. Кроме того, для самого руководителя такая помощь людям – лучшая профилактика собственных повторных срывов. Ведь ничто так не дисциплинирует, как ответственность за других.

Во время экскурсии в музее.

Руководитель сыктывкарского филиала «Ника» Сергей Тукмачев сам в течение 12 лет «сидел на героине», был осужден и отбывал наказание. Вернувшись из мест заключения в родную Пермь, понял, что надо куда-то уезжать, чтобы не вернуться к тому, от чего ушел. Во время отбывания срока он сумел оторваться от наркотиков и боялся, что, встретив старых друзей, не устоит.

– Вначале в нашей компании было 12 человек. Сейчас половина из них уже умерли – кто от передозировки, кто от болезней: наркотики ведь очень быстро разрушают организм. Кто-то сидит в тюрьме. И только двое сумели вырваться, устроить свою жизнь, завели семьи, – констатирует Сергей печальную статистику. – Обратиться в «Нику», чтобы пройти курс восстановления, мне посоветовали родители. Поскольку первый шаг для реабилитации – это обязательная смена обстановки, родители мне предложили обратиться в «Нику», чтобы оторваться от привычной среды. Сначала я был в кировском филиале, потом меня отправили в Сыктывкар.

Хотя пришедших в центр и называют реабилитантами, реабилитацией в привычном понимании в «Нике» не занимаются. Это центр социальной помощи, где могут предоставить временный приют, помогут подыскать работу, окажут духовную и психологическую поддержку. Будучи реабилитантом, Сергей хорошо зарекомендовал себя, и ему предложили руководить филиалом «Ники» в Кирово-Чепецке. Потом там филиал закрыли, и он вернулся в Сыктывкар.

Трезвость – норма жизни

Попасть на восстановление в «Нику» можно только со справкой из тубдиспансера. Всех пришедших здесь сначала знакомят с уставом, в котором прописаны правила проживания. И только после этого с ними заключают договор об оказании услуг. Услуги – предоставление койко-места, трехразовое питание, психологическая и духовная помощь. Правилами проживания запрещается курить, пить, вступать во внебрачные отношения, лгать, воровать. Никаких поблажек не допускается, нарушившего правила по условиям договора выселяют, и договор с ним расторгается.

Сыктывкарский филиал «Ники» сотрудничает со многими государственными и некоммерческими учреждениями, ответственными за работу с людьми в трудной жизненной ситуации.

– В Ухте мы взаимодействуем с молодежным центром «Милосердие». Если у них не хватает мест, они направляют обратившихся за помощью людей к нам. Так в прошлом году к нам приехала целая семья погорельцев – муж с женой и ребенок. Мы им выделили комнату, устроили на постоянную работу. Вскоре они встали на ноги, сняли квартиру и ушли, – рассказал руководитель центра.

Договоры о сотрудничестве подписаны также с Коми республиканским наркологическим диспансером, Центром социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, епархиальным молодежным центром. В рамках сотрудничества с наркологическим диспансером в «Нике» принимают на адаптацию алкоголезависимых после прохождения лечения. Кроме того, с обратившимися в центр работает приходящий медицинский психолог Елена Мартынова.

В зимнее время для некоторых людей без определенного места жительства «Ника» становится домом. Ведь в сыктывкарском кризисном центре на ночлег принимают только с 19 вечера до 7 утра. Целый день люди потом находятся на улице. К тому же бесплатно услугами ночлежки можно пользоваться только первые два месяца, а потом приходится платить 380 рублей за ночевку. Но даже зимой толпами в «Нику» бездомные не идут, потому что пить здесь нельзя. Поэтому приходят сюда обычно те, кто еще может прожить какое-то время без выпивки или надеется здесь обрести силу для старта в новую жизнь.

– Некоторые умоляют: «Примите меня, я буду проходить восстановление», – рассказывает Сергей Тукмачев. – Но приходит весна, и они опять спешат на волю. Мол, что я всю жизнь, что ли, буду в центре жить? Я обычно говорю: «Никто тебя здесь не держит, ты сначала восстановись физически и морально, а потом иди куда хочешь». Обычно убедить таких не удается – уходят. Но дойти успевают только до вокзала – и снова пьяные. Просто месяц для восстановления алкоголика – это ни о чем.

Рекомендуемый курс восстановления – от трех месяцев до полугода. Но некоторые уже больше полугода живут. По словам руководителя, 80 процентов здесь тех, кто хочет просто пережить зиму в тепле. Но их не выгоняют, – на улице человек просто замерзнет.

О чистой радости жить трезво и по совести здесь говорят много. Духовное окормление находящихся в «Нике» людей совершает православный священник отец Александр (Митрофанов), который возглавляет в республике «Братство трезвости». Один-два раза в месяц он приходит в центр, беседует с постояльцами. Никто здесь никого насильно в веру не обращает. Если человек сам не захочет, проповедями его не заставишь изменить сознание. А о смысле жизни и в благополучной-то среде задумываются очень немногие.

Помогая другим, помогаешь себе

– Тем, кто был в зависимости, расслабляться нельзя никогда, потому что бывших алкоголиков и наркоманов не бывает. Война между добром и злом длится всю жизнь. Мы здесь стараемся человека хотя бы на время оградить от соблазнов, помочь ему восстановиться и найти новые цели в жизни. Но если человек не понимает, помочь ему невозможно, – говорит Сергей Тукмачев.

Жизнь обитателей «Ники» – самая обычная: работа, дом, телевизор. На досуге иногда играют в футбол или волейбол в арендованном спортзале, готовят благотворительные концерты для сирот из детских домов. По воскресеньям у одного из городских храмов устраивают благотворительную столовую – кормят бездомных. Питание, оплата проживания, благотворительные акции – на средства, заработанные самими реабилитантами. Здесь никто не бездельничает. Восстановление трудовых навыков прописано в договоре. Каждое утро все идут работать. Правда, работа не у всех постоянная. Многие выполняют разовые заказы: кому-то дров наколоть, кому-то торф на даче раскидать, кому-то снег с крыши убрать, помочь в переезде и т.д.

– Многие сюда пришли с улицы, и у них нет паспорта, – рассказывает Сергей Тукмачев. – На восстановление документов они тоже сами зарабатывают. Конечно, многие из тех, кто к нам приходит, уже забыли, как это – работать. У большинства вообще никакой профессии нет. Но что-то делать они все равно могут. Поэтому мы им подыскиваем посильную работу. Кто-то работает дворником, женщины убирают подъезды, но в основном – разнорабочими.

Звонки с просьбами прислать рабочих поступают Сергею Тукмачеву на телефон, а он, зная физическое состояние своих подопечных и кто что может делать, сам распределяет, кому куда идти. Заработки небольшие – 300-400 рублей в день, но на питание и проживание хватает. Если работы нет, все равно все обязаны заниматься делами. В основном во время простоев люди расклеивают листовки о центре и его услугах по городу.

«Ника» – еще одно зримое подтверждение того, что благое дело всегда найдет единомышленников и поддержку. Все, что есть в центре, – мебель, посуда, постельные принадлежности, либо куплено за символическую цену, либо пожертвовано людьми. Кровати для постояльцев предоставила одна из ликвидированных столичных гостиниц, постельное белье пожертвовала гостиница «Сыктывкар», диваны, телевизоры, шкафы, мебель, ковры отдавали люди, которым реабилитанты помогали переезжать.

По словам Сергея Тукмачева, работать с таким контингентом – дело непростое. Было время, когда он хотел бросить все и уйти. Думал: «Что я тут вообще делаю? Я же уже отошел от наркотиков». Но удержал страх сорваться. Все-таки, помогая другим, он и себе помогает.

– Упасть легко, а подниматься очень непросто, – признается он. – Я со дна поднялся и знаю это. Поэтому в центре работаю по убеждению, стараюсь помочь людям. Ведь даже то, что человек здесь находится, зарабатывает себе на жизнь, а не валяется под трубами, уже хорошо.

Галина ГАЕВА

Фото «ВКонтакте»

Оставьте первый комментарий для "Островок спасения для заблудших душ"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.