Одной правой

 Майор Росгвардии кавалер ордена Мужества Руслан Руснак считает себя счастливым человеком: у него есть семья – жена и две очаровательные дочери, любимая работа, уважение друзей и коллег. Свое счастье мужчина выстроил буквально одной правой – левую руку он потерял после тяжелейшего ранения в Чечне. Став инвалидом в 21 год, солдат из Коми не только не впал в отчаяние, но даже жизненные планы не изменил – с детства хотел стать военным – и сумел продолжить службу.

Под небом Чечни

Вырос Руслан Руснак в городе Емве Княжпогостского района, его дед и отец носили военную форму, поэтому он решил продолжить династию. В 2000 году после учебы в сыктывкарском инженерно-саперном полку на командира саперного отделения молодого человека направили служить в Санкт-Петербург. Но в городе на Неве довелось ему провести всего сутки. Сапера сразу же отправили в командировку в Чечню.

– Мы тогда не представляли, что там происходит, – вспоминает Руслан. – Еще шутили, что на юг летим, отдыхать.

Когда самолет с военнослужащими пошел на снижение над Ханкалой, солдаты будто не южный пейзаж увидели, а кадры военной кинохроники: пылающий город в сполохах огня и клубах дыма. Тогда-то и поняли, что отдыхать не придется. Под первый обстрел попали, как только самолет приземлился.

Собеседник не скрывает: в военных действиях мало героического. Когда в тебя стреляют, становится неважно, как ты выглядишь, насколько гордо выпрямлена спина или мужественно выражение лица. В первый раз под свист пуль просто падаешь на землю, думая, в какую бы нору забиться, чтобы не задело.

О боевых действиях в Чечне майор рассказывает неохотно. В его изложении служба в горячей точке похожа на туристическую поездку: бродили по лесам и горам, вычисляли, где находятся бандформирования. Но все время рядом была смерть. О гибели одного из своих сослуживцев, подорвавшегося на мине, Руслан Руснак вспоминал так:

– Его изувеченное тело пока еще в наших руках, а душа уже рвется в небо.

Тогда, чувствуя боль израненного солдата будто свою, он и не подозревал, что вскоре точно так же будет рваться в бездонное голубое небо его душа.

«Мы выполнили свою задачу»

В марте 2001 года чеченская командировка могла благополучно завершиться: прилетела смена, младшего сержанта Руснака ждал вертолет, чтобы отвезти на большую землю. Но тут вмешалась судьба в лице сослуживцев – предложили остаться еще на неделю, чтобы потом полететь вместе. И он остался. Сейчас мужчина даже не размышляет о том, как сложилась бы его жизнь, если бы он улетел в том вертолете. Все вышло так, как вышло. И искренне верит, что все, даже самое плохое, было в конечном итоге к лучшему.

Утро 8 марта 2001 года Руслан запомнил на всю жизнь – еще думал, что, будь дома, обязательно бы порадовал маму подарком на праздник. День был солнечный, теплый, голубое небо без единого облачка – словно и нет вокруг боевых действий. Инженерно-разведывательный дозор выдвинулся к селу Октябрьское, по пути попали в засаду. Радиофугас рванул рядом с Русланом. Он утверждает, что в первый момент и не понял, что произошло, только почувствовал, будто кипятком с ног до головы ошпарило. Падая, успел удивиться, почему вдруг стало таким непослушным, словно ватным, тело. Сознание от боли не потерял, но будто ослеп и оглох. А вокруг уже шел бой.

Сослуживцы вытащили Руслана из-под обстрела, обкололи обезболивающим, перевязали раны, перетянули жгутом левую руку, из которой хлестала кровь, вместо шины привязали саперную лопату.

А потом время будто остановилось, и где-то уже на той грани, за которой вечность, Руслан невидящим взглядом смотрел в бездонное небо, откуда-то, будто из невероятного далека, слышал звуки боя, а в голове засело – подарок маме не подарил.

В том бою отряд потерял четверых бойцов, но потери противника были в несколько раз больше.

– Мы выполнили свою задачу, – четко, по-военному описал итог боя собеседник издания.

В засаду отряд попал рано утром, а вертолет санавиации сумел приземлиться и забрать раненого только к шести часам вечера. Был он к тому времени в таком состоянии, что сослуживцы его из списка живых вычеркнули: тело изрезано осколками, левая рука почти оторвана, сильнейшая кровопотеря. Никто не верил, что выкарабкается. После нескольких тяжелых операций Руслан пришел в себя в реанимации. Понял, что не чувствует левую руку, перевел взгляд, а вместо руки – гипсовый кокон.

Потом врачи объяснили, что спасло изрешеченного Руслана только чудо, а точнее – бронежилет. Один из осколков остался в «броне» прямо напротив сердца. Руку спасти не удалось, из ног вытащили множество осколков. Предстояли еще мучительные операции по извлечению осколков из глаза.

– Ничего, главное – живой остался, теперь пойдешь на поправку, – оптимистично заверил хирург.

Подарок маме

А мама Руслана, Татьяна Алексеевна, получила телеграмму с сообщением о гибели сына. Сама помертвела от горя, только через несколько дней пришла вторая телеграмма – не погиб, тяжело ранен, находится в военном госпитале в Москве. Мать поехала туда. Когда она вошла в палату, Руслан растерялся и как-то смущенно пробормотал:

– Мам, прости. Так получилось.

А она, увидев культю вместо руки, не заплакала, не закричала, лишь вздохнула с облегчением, обняла сына и прошептала:

– Живой.

Много позже Руслан неудачно пошутил: «Вот и преподнес подарок маме на Восьмое марта». А мать сурово отрезала: «Конечно, подарок, нечего судьбу гневить – сын живой остался, а дороже этого подарка для матери быть не может».

Но мало остаться в живых, надо еще как-то жить дальше в новых непростых реалиях. Сначала физическая боль донимала – Руслан и криком кричал, и зубами подушку грыз. Потом добавились моральные страдания: чувствовал себя беспомощным калекой – ни одеться самостоятельно, ни обуться, как в детстве, во всем помогала мама. То и дело приходила мысль: «Да кому я теперь такой нужен».

С выздоравливающими военными работали психологи, но над усилиями медиков пациенты втайне посмеивались: ну предложат для релаксации закрыть глаза и послушать шум моря – да разве плеск волн поможет, если на душе кошки скребут, а самому волком выть хочется.

Больше помогали разговоры с такими же выздоравливающими: молодости свойственна вера в то, что все будет хорошо, главное – не сдаваться под натиском депрессии. Тогда же Руслан нашел рецепт исцеления от душевной тоски: когда кажется, что тебе очень плохо, что хуже уже некуда, найди того, кому еще хуже, и помоги. Помогать в военном госпитале было кому: регулярно из зоны боевых действий приходили «борта» с ранеными – у кого рук нет, у кого ног. Выздоравливающие их поддерживали и морально, и просто физически, поскольку сами знали, как важно вовремя подставленное плечо.

Время, молодость и крепкий организм взяли свое: Руслан начал выздоравливать не только физически, но и морально, задумался о будущем и решил продолжить службу во внутренних войсках. Некоторые друзья по несчастью его не поняли, считали, что для них теперь один удел – пенсия по инвалидности. Другие одобряли за решимость, но убеждали не строить иллюзий – зачем нужен однорукий боец, в 21 год можно освоить и какую-нибудь мирную специальность.

Руслан был непреклонен: написал рапорт о приеме на службу во внутренние войска. Неизвестно, как отнеслись бы к этому рапорту, не вмешайся опять судьба: в мае в госпиталь приехали министр внутренних дел и главнокомандующий внутренними войсками – поздравляли раненых с Днем Победы. Начальник госпиталя доложил главкому, что сержант Руснак хочет продолжить службу по контракту.

– Если хочет – пусть служит, – дал распоряжение главнокомандующий.

Возвращение домой

Служить Руслана отправили почти домой – в ту самую сыктывкарскую войсковую часть № 5134, в которую он когда-то попал новобранцем. Молодой лейтенант, командир роты охраны военного объекта, курсант Санкт-Петербургского института внутренних войск, он как-то не очень заводил отношения с девушками – и времени не было, да и сомневался, вызывает ли он интерес или представительницы прекрасного пола испытывают к нему лишь сочувствие.

И тут снова вмешалась судьба, которая будто решила вознаградить парня за стойко выдержанное испытание. В какой-то момент Руслан понял, что для успешного завершения обучения в институте ему нужен репетитор. Одна из служащих воинской части сказала, что ее дочь может помочь. Девушка по имени Ольга оказалась не только умницей, но и красавицей – у Руслана с первого взгляда аж дух перехватило.

– Я учился заочно, Ольга помогала мне контрольные делать, – не без смущения открыл семейную тайну Руслан.

14 января 2005 года Руслан и Ольга поженились. Сейчас они растят двух дочерей.

Руслан теперь начальник клуба войсковой части № 5134. О своих должностных обязанностях тоже рассказывает по-военному коротко: «Это воспитательная работа и организация досуга военнослужащих». Сразу даже не скажешь, какая из этих двух «составляющих» важнее. В плане воспитания для новобранцев сам начальник клуба – живой пример храбрости, упорства в достижении цели и способности не сдаваться под натиском обстоятельств. А досуг, уверен Руслан, надо проводить ярко, интересно и деятельно, чтобы не давать ни одного шанса извечным врагам счастливой жизни – тоске и унынию.

Людмила ВЛАСОВА

Фото Ярослава СЕВРУКА и из личного архива Руслана Руснака

Второй год в России 27 марта отмечается День национальной гвардии. Эта структура была создана в 2016 году на базе внутренних войск МВД России. В честь Дня Росгвардии в Сыктывкаре у мемориала «Вечный огонь» состоялся митинг.

От имени главы Коми Сергея Гапликова личный состав регионального управления Росгвардии поздравил с праздником руководитель администрации главы региона Михаил Порядин.

– В этом году Национальной гвардии России исполнилось два года, за это время она стала ощутимой силой в обеспечении государственной и общественной безопасности. В ваши ряды вошли такие подразделения, как ОМОН, СОБР, опытнейшие бойцы, ведущие непримиримую борьбу с экстремизмом, терроризмом. Мы всегда знаем, что защищены, так как в этой сфере работают профессионалы, имеющие отличную боевую подготовку, – подчеркнул Михаил Порядин.

Председатель Госсовета Коми Надежда Дорофеева пожелала военнослужащим и ветеранам, а также их семьям здоровья, счастья и благополучия.

Память павших при выполнении воинского долга защитников Отечества участники митинга почтили минутой молчания.

Фото gsrk.ru

 

Оставьте первый комментарий для "Одной правой"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.