Ирина Экк: «Родительской любви тоже надо учиться»

Среднестатистический родитель тратит в среднем на общение с ребенком всего 17 минут в день. Сыктывкарский проект «Школа родительской любви», который реализуется в учебных заведениях столицы Коми уже год, помогает родителям задуматься, в чем-то пересмотреть свои взгляды по отношению к своему ребенку. О том, каковы цели и задачи школы, в интервью «Республике» рассказала разработчик и ведущий проекта – педагог-организатор Сыктывкарского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, заместитель председателя региональной общественной организации «Русский мир» Ирина Экк.

– Откуда возникла идея подобного проекта?

– Идея родилась в общественной организации «Русский мир», в задачи которой входит возрождение русских национальных традиций. Размышляя над направлениями своей работы, мы исходили из мысли, что личность берет свое начало в родительской семье. Но хорошими родителями ведь тоже не рождаются, ими становятся в процессе жизни. И многим на этом пути требуется помощь. К тому же сегодня в обществе существует серьезная проблема – отсутствие у вечно занятых родителей времени на полноценное общение с собственными детьми. Воспитанием в полном смысле этого слова сегодня вообще мало кто из родителей занимается.

Данные социологических исследований говорят, что среднестатистический родитель тратит в среднем на общение с ребенком 17 минут в день. Имеется в виду время, в которое происходит закладка каких-то базовых человеческих ценностей. Более того: во многих семьях, особенно в молодых, моменты духовно-нравственного развития вообще выпадают. И если в воспитании не участвуют бабушки и дедушки, то совсем все плохо. Потому что нынешние бабушки и дедушки учились еще в советской школе, которая воспитание всесторонне развитой личности ставила во главу угла. И естественно, для более-менее ответственных людей советской закалки вопрос «хороший ли я человек?» – далеко не праздный. Пусть нечасто, но бывают случаи, когда взрослые даже не осознают в этом своей родительской задачи.

– На чем основаны такие выводы?

– Это демонстрируют результаты родительских опросов. Я проводила опросы для родителей младших школьников, в которых одно из тестовых заданий предлагает перечислить свои родительские обязанности. И вот из десяти основных своих задач родители худо-бедно могут назвать три-четыре. И обычно на первом месте стоит материальное обеспечение, далее идет помощь в учении, потом помощь в поступлении в вуз и содержание ребенка, пока он получает профессию. Часто также указывают заботу о здоровье ребенка. Но мало кто говорит об обязанностях по воспитанию всесторонне развитой личности.

– Что еще входит в перечень обязанностей, о которых должны бы знать родители?

– Это духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей, обязательная подготовка к самопознанию и самовоспитанию, чтобы ребенок умел смотреть на себя со стороны, анализировать и видеть причинно-следственные связи в происходящем в его жизни. И вообще никогда никто не называет половое воспитание и подготовку к будущей семейной жизни. Понятно, что образец семейной жизни – это отношения в родительской семье. Но мало кто из родителей об этом задумывается. Потому что конфликты и сцены между супругами в большинстве семей – это вполне обычная практика. А ведь это же все работает на формирование образа семьи, и ребенок потом понесет эту модель в жизнь и будет неосознанно это повторять.

В большинстве случаев причина всего этого в том, что с родителями никто такую работу не ведет. А она необходима. Кстати, из советской школы много чего хорошего можно позаимствовать. И в частности, родительский всеобуч. Когда я пришла работать в школу после института, мне наряду с моей программой и планами воспитательной работы как классному руководителю еще вменялось в обязанность составить план родительского всеобуча и проводить его. Это помимо общешкольных родительских собраний. То есть я должна была просвещать родителей в вопросах воспитания, поскольку я педагог, а они нет.

В общем, мы в своей организации «Русский мир» решили этот пробел восполнить. Разработали проект и начали проводить «Школу родительской любви» для родителей Сыктывкара на базе Дома дружбы. Но, к сожалению, к нам на занятия приходили только родители детей, посещающих православную воскресную школу. Видно, было недостаточно информации. Необходимо было расширять аудиторию. И в этом году по просьбе руководства нашего центра я с помощью наших психологов разработала программу «Школа родительской любви» для общеобразовательных школ.

– Каковы основные направления программы?

– Конечно, это не лекции, когда слушатели приходят, послушают и уходят. Это цикл интерактивных занятий, в ходе которых родители взаимодействуют друг с другом в парах и в группах, вырабатывают тактику при решении той или иной воспитательной проблемы и публично обосновывают эти свои решения. И уже после этого мы изучаем мнение специалистов по этой проблеме.

– Каким воспитательным проблемам бывают посвящены занятия?

– Отдельными уроками в программе обозначены темы «Мудрость родительской любви», «Поощрение и наказание», «Особенности материнской любви», «Особенности отцовской любви». Кроме того, у нас есть отдельное занятие по знакомству с концепцией духовно-нравственного воспитания гражданина России. Почти никто из родителей даже не знает, что такой документ существует, хотя многие моменты там вменены в обязанность родителям.

В ходе занятий мы говорим о типах родительской любви, которые негативно влияют на развитие ребенка. Это, например, любовь-умиление, когда в семье ребенка возводят на пьедестал и любое его желание исполняется. Чаще всего это бывает в семьях возрастных родителей или в тех семьях, где рождения ребенка долго ждали. В таких условиях в ребенке взращивается эгоизм, который не позволяет ему учитывать чужие желания. Впоследствии ему будет очень трудно построить нормальную семью и иметь настоящих друзей.

Еще один тип родительской любви, который сейчас очень распространен, – это любовь-подкуп. Родители, не имеющие времени на ребенка, заменяют свое внимание подарками. Обычно это выглядит так: «Я не смогу сегодня с тобой пойти, куда мы планировали, но ты на меня не обижайся, я тебе за это куплю что ты хочешь». Впоследствии такие дети привыкают все мерить деньгами и материальными благами и друзей себе выбирают по принципу «а что ты можешь мне дать?».

Еще один вариант искаженной любви – это любовь деспотическая. Когда родители, пользуясь своей властью над ребенком, воспитывают его в атмосфере мелких придирок, упреков и постоянного возврата к ситуациям, где ребенок совершил ошибку. Но ребенок – это же растущая личность, он имеет право на ошибки и падения. Через это мы приобретаем опыт. Но некоторые родители ожидают от ребенка жизни по инструкции и рассуждают так: «Я успешный и добился всего в жизни, и ты не имеешь права допускать таких ошибок, чтобы не позорить фамилию». Из таких детей вырастает личность с низкой самооценкой, склонная к депрессиям и неуверенная в себе.

Что интересно: почти все родители признаются, что в разных ситуациях видят себя во всех этих типах. Я обычно говорю им, что это не страшно. Мы все ведем себя иногда не так, как требует уважение к личности другого. Главное – увидеть это и захотеть изменить. А ребенок ждет от нас только любви и принятия его таким, какой он есть. Мы должны его любить любого. И так, чтобы ребенок это чувствовал. Даже когда мы его журим за что-то, он не должен после наших отповедей уходить, в душе сомневаясь в родительской любви. Он должен уходить, понимая, что хоть его и поругали, но его любят и желают ему добра. Каким образом родители могут это сделать? Каждый это решает сам. Кто-то потреплет по макушке, кого-то надо приобнять, объяснять, что мы его любим, но все же поступок его осуждаем.

В ходе занятий родители в мини-группах сообща думают, что максимально полезного можно дать ребенку за эти пресловутые 17 минут. Кто-то вместе с ребенком приготовит какое-то блюдо, при этом пообщавшись о том, как прошел день. Кто-то книжку вместе почитает, кто-то партию в шахматы сыграет. А кто-то практикует обнимашки. Потому что тактильный контакт очень важен не только ребенку, но каждому человеку в любом возрасте.

К примеру, очень распространенная ситуация: вечерами ребенка невозможно уложить. Как только спать, так сразу ему все захотелось – и кушать, и чаю попить, и еще что-нибудь. «Почему невозможно уложить ребенка?» – спрашивают родители. Да просто ему не хватает родительского внимания, и он неосознанно таким образом хочет его получить. Ведь это время, когда мама и папа полностью в распоряжении ребенка – выключается телевизор, тишина, родители ни на что не отвлечены. И вот он пьет чай, а папа с мамой сидят рядом и не принадлежат сейчас ни телевизору, ни компьютеру. Поэтому я всегда даю совет: на этот час перед сном отложите все свои дела, побудьте с ребенком. Не надо его лишать детства.

– А какие в основном проблемы беспокоят самих родителей?

– Многих волнует проблема матерной ругани. Сегодня и учителя бьют тревогу: дети ругаются матом. Еще одна проблема: дружить не умеют, разбиваются на враждебные группировки.

– Что предполагают занятия по работе над проблемой загрязненности детской речи матом?

– Занятия по лингвоэкологии я провожу в основном с детьми. Это тоже интерактивные занятия в группах по три-четыре человека. Сначала я им рассказываю, насколько губительно могут влиять матерные слова на жизнь и судьбу человека, какой реальный вред может принести человеку чертыхание. В народе ведь не зря говорят: «Кого позовешь, тот и явится». Конечно, здесь без религиозного подтекста никак не обойтись, потому что о силе слова говорит Священное Писание: «В начале было Слово». Словом мы творим свою реальность. Но в современном мире слово настолько обесценилось, что многие в его силу перестали верить. Но от того, что люди не верят в это, творящая сила слова никуда не исчезает. Поэтому я привожу детям жизненные примеры губительного воздействия злых слов, исследования современных ученых по воздействию звуковых волн на молодые ростки и воду. Мы смотрим с ними видео, где показано, как добрые и злые слова меняют структуру воды и влияют на рост и развитие растений. А на практическом задании они на листе ватмана схематично изображают очистные сооружения на пути злословия. В качестве противоядия сами разрабатывают такие методы, как чтение хорошей литературы, самовоспитание.

– Планируете ли вы ввести эти занятия и для родителей среднего и старшего звена? Ведь в этом возрасте проблемы воспитания беспокоят родителей не меньше.

– Идея реализации проекта была встречена в школах буквально на ура. А значит, эти знания нужны родителям. Но сейчас появилась другая проблема: эти занятия я веду одна, и мне катастрофически не хватает времени удовлетворить все заявки школ. Но тем не менее я думаю над разработкой программы для родителей школьников среднего звена. Моя главная задача – закинуть зерна, помочь родителям задуматься, в чем-то пересмотреть свои взгляды. На благодатной почве эти семена обязательно прорастут. Да я верю, что все родители после таких занятий начинают понимать всю ответственность родительства. Потому что родительская любовь заложена самой природой. Просто иногда взрослым на пути к душе ребенка нужны ориентиры.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото vkfaces.com

Добавить комментарий