Лесные законы нуждаются в поправках

На отраслевом форуме были высказаны замечания к нормативной базе

В лесах Коми годами гниет невостребованная древесина, срубленная при прокладке дорог, геоизысканиях, строительстве различных государственных объектов инфраструктуры. Арендаторы участков забрать ее не имеют права, и Росимущество не знает, как с ней поступить. Этот и ряд других вопросов, касающихся рационального лесопользования, поднял на недавнем республиканском Лесном форуме руководитель Каджеромского лесничества Владимир Бакалейко.

Каджеромский лесничий рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются в своей работе он и его коллеги, и предложил пути их решения. В основном это касалось обновления нормативной базы в сфере лесопользования. Нередко получается так, что формулировки свежих законов заводят лесничих в правовой тупик.

– Например, в новом лесохозяйственном регламенте мы не нашли проведения сплошных рубок в эксплуатационных лесах в нашей подзоне. Этот норматив не прописан в новых правилах заготовки. Но и выборочные мы в своем лесничестве проводить не можем, потому что у нас средняя полнота древесины ниже, чем предписано лесохозяйственными требованиями, – рассказал Владимир Бакалейко. – Дело в том, что территория Каджеромского лесничества полностью пройдена сплошными, экстенсивными рубками. Почти 70 лет на территории лесничества работал крупнейший леспромхоз объединения «Комилес-пром», а еще у поселка Чикшино была зона, где заключенные валили лес. Вырубили все на расстоянии ста километров от Каджерома и в сторону Ижмы, и в сторону Вуктыла, и в сторону Сосногорска. Остались только небольшие участки леса вокруг поселков по полтора, максимум три гектара, при этом низкобонитетные, переувлажненные.

Как пояснил лесничий, эти незавидные для крупных лесозаготовителей участки тем не менее исправно снабжали население деревень под Печорой дровами. А со следующего года, когда примут новый регламент, этого делать будет нельзя.

– Если в этот регламент не внести изменения, у нас будет социальный взрыв. И я не утрирую ситуацию, – заявил Владимир Бакалейко. – Будем из Летки дрова на машинах возить, благо дорогу обещают достроить?

Еще одна острая проблема, озвученная руководителем Каджеромского лесничества, – пробелы в новых требованиях к проектной документации лесного участка, действующих с прошлого лета.

– На основании этих требований мы готовим договоры аренды участков. И сейчас из этого документа напрочь исчезло такое понятие, как вынос границ в натуру. Если раньше был акт натурного технического обследования, то теперь этого нет, – рассказал лесничий. – Проектную документацию готовят в Москве, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре не выходя из кабинетов, как и договоры аренды. Так, может, и осмотр мест рубок мы из кабинетов проводить будем? Потому что ездить туда, если нет натурно-технического акта, смысла нет никакого. Даже если мы каким-то дедуктивным образом выявим, что арендатор нарушил границы и вырубил не там, мы в судах ничего не докажем: нет акта, нет никаких отметок – затесов, пометок, краской, да хоть фантиков с ленточками. Как работать?

Отметив другие недостатки новых документов, касающиеся в том числе согласования с лесничествами проектной документации, прочих изменений, от которых, по его словам, «сходят с ума и лесничества, и арендаторы», Владимир Бакалейко высказал пожелание, чтобы чиновники прислушались к жалобам тех, кто работает в лесу, и довели документацию до ума.

Также он заявил, что нужен нормативный акт, который бы позволил включать в стоимость аренды древесину, которая была вырублена ранее в процессе строительства различных государственных объектов, проведения изысканий. По его словам, штабеля такого леса, как правило, так и остаются на участках невостребованными, и годами гниют, становясь рассадником вредителей.

– Одна из основных целей, которые перед нами поставлены, – это получение дохода от использования лесов. А о каком доходе может идти речь, если эта древесина на участке лежит, арендатору не принадлежит, а Росимущество на запросы отвечает, что не знает, что с ней делать? – рассказал руководитель лесничества. – Еще лет семь назад был проект документа, где говорилось, что нужно добавить процент арендной платы и отдавать эту древесину арендатору, чтобы они ее продавали или перерабатывали. Если это принять – добавить хотя бы минимальную стоимость к аренде – будут сплошные плюсы. Во-первых, добавятся отчисления в бюджет, во-вторых, древесина не будет гнить просто так, в-третьих, у нас не будет проблем с приемкой земель, на которых лежат эти штабеля.

Анна ПОТЕХИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Лесные законы нуждаются в поправках"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.