Как стать миллионером

«Работодатель года» Илья Гадиятуллин раскрыл секрет своего успеха

На конкурсе «Молодой предприниматель России», который прошел в конце ноября в Москве, республику представляли четверо победителей регионального этапа конкурса. В Коми лучшим в номинации «Работодатель года» стал 28-летний предприниматель из Ухты Илья Гадиятуллин, открывший по франшизе от известной компании сеть салонов сотовой связи в Троицко-Печорском, Усть-Цилемском, Ижемском и Вуктыльском районах.

Илья Гадиятуллин обеспечил создание тринадцати рабочих мест, о таком годовом доходе, как у него, многие его сверстники могут только мечтать. На вопрос члена жюри конкурса о том, как удалось достичь такого успеха, молодой человек ответил коротко: «Я не побоялся».

В США есть понятие «американская мечта» – этакая бизнес-сказка о том, как мальчик – чистильщик обуви сумел своим трудом заработать миллион долларов. Илья Гадиятуллин практически осуществил «американскую мечту» в Коми: свой бизнес он начинал с разноски газет.

Как рассказал собеседник издания, его родители не занимались бизнесом, поэтому никаких «семейных капиталов» – ни больших денег, ни нужных связей – в его распоряжении не было. Отец работал электромонтером линейной связи, мать – бухгалтером у индивидуального предпринимателя, работы было много, а зарплата оставляла желать лучшего.

– Я видел, как тяжело даются моим родителям деньги, поэтому решил сам зарабатывать, – рассказал Илья Гадиятуллин. – На четвертом курсе университета официально зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Начал с разноски газет, раздачи рекламных листовок, проведения промомероприятий.

Отправной точкой для развития нынешнего бизнеса он считает работу с группой промоутеров по продаже sim-карт известной компании сотовой связи. Тогда молодые люди под руководством предпринимателя организовывали самые разные рекламные акции, связисты приметили креативную молодежь и предложили распространять sim-карты. Многим жителям республики еще памятны те времена, когда в крупных магазинах располагались стойки, за которыми юноши и девушки оформляли «симки». Вряд ли тогда можно было предположить, что кто-то из этих промоутеров «дорастет» до миллионера и сам станет работодателем.

Потом Илья Гадиятуллин по поручению компании буквально понес сотовую связь в глубинку республики. В маленькие отдаленные поселки региона сотовая связь пришла не сразу, но, когда она там появилась, людям потребовались сотовые телефоны и sim-карты. Молодой предприниматель обеспечивал доставку «симок» и телефонов на дом, был этаким современным коробейником, объездил с товаром немало труднодоступных населенных пунктов. Вспоминал, что работа была хоть и несложная, но тяжелая физически: зачастую в холод и в грязь, где-то на перекладных, где-то на своих двоих – никакого сидения в офисе с бумагами. И все же те времена Илья Гадиятуллин считает хорошей школой: с одной стороны, научился переносить трудности без жалоб, с другой – понял, как сложно иногда бывает на все сто процентов выполнить взятые на себя по договору обязательства. Этот опыт помогает сейчас лучше понимать и партнеров по бизнесу, и наемных работников.

Работоспособный, исполнительный, ответственный молодой предприниматель хорошо себя зарекомендовал и однажды получил выгодное предложение – открыть по франшизе сеть салонов той самой компании сотовой связи, с которой сотрудничал. Он сразу сказал, что стал вторым человеком, которому поступило это предложение. Предприниматель, получивший его первым, подумал-подумал и отказался. Илья Гадиятуллин не скрывает: тоже решился не сразу, все-таки работа под известным брендом ко многому обязывает. Несмотря на все сомнения, молодой бизнесмен, как он сам отметил, не побоялся начать.

Сейчас ухтинец считает работу по франшизе лучшим способом для начинающего предпринимателя, тем более в непростой экономической ситуации, когда, скажем, не очень много денег на рекламу. Бренд уже известен, рекламу обеспечивает компания, которая предоставляет франшизу, – и это само по себе огромный плюс. Магазин под новым названием раскрутить с нуля непросто, потребовалось бы немало времени, чтобы завоевать доверие покупателей, а салоны, оформленные в разрекламированном корпоративном стиле известной компании сотовой связи, люди узнают с первого взгляда.

Кроме того, компания-франчайзер помогает своему подопечному (франчайзи) на всех этапах становления бизнеса, квалифицированные специалисты проводят семинары и тренинги, на которых обучают всему – начиная от единого для всех офисов компании стиля выкладки товаров, заканчивая особенностями общения с покупателями. Не надо думать, как оформить офисы, – есть единая цветовая гамма и узнаваемый корпоративный стиль.

Одним из минусов франшизы среди начинающих предпринимателей считаются «роялти» – денежные отчисления за право пользования брендом. Но Илье Гадиятуллину и тут повезло – франшиза именно этой компании не предполагала никаких выплат франчайзеру. Выгоду, по словам предпринимателя, компания получает от продвижения ее sim-карт и товаров под корпоративным брендом в отдаленные районы. Не ограничен коммерсант-франчайзи и в выборе товаров: по условиям договора определенный набор продукции компании должен присутствовать на витринах (предоставляется возможность закупать их по сниженным ценам), но можно продавать и товары других марок.

Каждый сотрудник салона сотовой связи проходит обучение у специалистов компании-франчайзера. Качество обслуживания представители компании проверяют регулярно – чтобы даже в глубинке салоны соответствовали тому, что обещает «центральная» реклама.

Собеседник вспоминает, что в первые же дни работы по франшизе ему просто удивительно повезло – будто как-то очень удачно сошлись звезды. Тогда в Коми ликвидировалась местная сеть салонов сотовой связи, Илью Гадиятуллина познакомили с ее владельцем, тот предложил начинающему предпринимателю и помещения, которые арендовал, и товар на крупную сумму с беспроцентной рассрочкой на полгода.

– Я до сих пор благодарен этому человеку, который в меня поверил. Я сам тогда в себя не настолько верил, сомневался, получится ли расплатиться в срок, но очень хотел сдержать слово, – признается молодой человек.

Помещения, доставшиеся в аренду, надо было привести в соответствие с корпоративным стилем и цветом. На ремонт ухтинец потратил свои деньги – около двухсот тысяч рублей. Оборудование для офиса предоставила компания-франчайзер. Удачным получилось и время открытия первого салона в Вуктыле – ноябрь 2012 года. Узнав, что открылся новый салон под известным брендом, люди спешили купить новогодние подарки, так что весь доверенный товар раскупили. За счет этого Илья Гадиятуллин отдал все долги, потом, правда, взял кредит в банке – на развитие бизнеса. Несмотря на то что сейчас его чистый годовой доход составляет около двух миллионов рублей, предприниматель не считает себя миллионером – все «свободные» деньги вкладывает в дело.

Конечно, и проблем у бизнесмена немало, иногда приходится принимать сложные и даже жесткие решения. Большим счастьем Илья Гадиятуллин считает то, что увольнять по своей инициативе никого из сотрудников не приходилось. За этот год сменились только две сотрудницы: одна недавно ушла в декрет, вторая нашла работу ближе к дому. Успешную кадровую политику молодой предприниматель объясняет тем, что изначально ответственно подходит к подбору персонала, помогают и специалисты по кадрам компании-франчайзера. К тому же, памятуя о своем непростом трудовом прошлом, ухтинец знает, как важны комфортные условия работы, и старается их обеспечить, так же как и соблюдение всех социальных гарантий.

А сотрудницы салонов, которые открыл Илья Гадиятуллин, вспомнили о приятном сюрпризе, который преподнес им работодатель: за хорошую работу по итогам 2013 года зимой 2014 года премировал коллектив корпоративным отдыхом на популярном заграничном курорте. Возможно, в крупных компаниях таким подарком сотрудников не удивишь, но от частного предпринимателя, как признаются работницы, они такой премии – десятидневного отдыха у теплого моря – даже не ожидали.

Без производственных трудностей жизнь предпринимателя тоже не обходится. Непросто, по мнению собеседника, разбираться с покупателем, который недоволен качеством проданного товара, но этого вряд ли хоть один коммерсант избежит. Даже если причина неисправности техники – заводской брак, покупатель все равно считает ответственным за него продавца. Все разногласия, как заверил Илья Гадиятуллин, решаются в соответствии с законодательством о правах потребителя.

Также сложно, например, предсказать покупательский спрос. Хоть определенный опыт уже наработан, но все же иногда случаются ошибки: закуплен вроде бы ходовой в других регионах товар, но в Коми ожидаемого спроса на него нет. Вот тогда-то, как поведал по секрету ухтинец, коммерсанты и устраивают те самые «аукционы невиданной щедрости» – распродажи, сбывая товар по закупочной цене, а то даже и дешевле. Так что и потери в бизнесе – дело обычное, к этому надо быть готовым.

Илья Гадиятуллин не скрывает, что уровень жизни у него несколько выше, чем у многих сверстников: уже и по заграницам поездил, и квартиру родителям купил, но олигархом его не назовешь. При этом молодой предприниматель не забывает о благотворительности – в меру имеющихся возможностей. То по просьбе какого-нибудь социального учреждения выделит ко Дню пожилого человека сотовый телефон с крупными кнопками, которые так удобны для пенсионеров, то на школьную викторину предоставит призы с символикой компании-франчайзера, то привезет в больницу сюрпризы для маленьких пациентов. О благотворительной деятельности сам собеседник скромно молчал, просто отзывы о ней есть в социальных сетях. По просьбе корреспондента «Республики» молодой предприниматель объяснил свое отношение к благотворительности:

– Мне в жизни часто помогали люди, просто так, не требуя оплаты, не ожидая от меня что-то взамен. И я тоже стараюсь, насколько это в моих силах, делать добрые дела, помогать. Это очень важно прежде всего для меня. Помню историю, которая не могла оставить меня равнодушным: в Усть-Цилемском районе сгорел дом, без крыши над головой осталась многодетная семья. Они выскочили из горящего здания в чем были, у них ничего не осталось: ни вещей, ни денег, ни сотовых телефонов. А ведь понятно, что в такой ситуации людям потребуется сделать множество звонков, чтобы решить хотя бы первоочередные проблемы. Я принял решение выделить им четыре сотовых телефона, наши девочки в Усть-Цильме передали. Хоть и небольшая поддержка, но в трудную минуту она важна.

Начинающим предпринимателям Илья Гадиятуллин дал все тот же совет: не бояться. Времена сейчас для бизнеса действительно непростые, но это не значит, что реализацию своих идей надо откладывать на какое-то «благополучное завтра».

Пример молодого человека вдохновил его друзей заняться бизнесом. Один из них, например, в Ухте открыл по франшизе парикмахерскую под известным брендом – не побоялся и не прогадал.

Людмила ВЛАСОВА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Франшиза – это платное право открыть бизнес под эгидой известной торговой марки (бренда), используя его правила, технологии, способ ведения предпринимательской деятельности.

Добавить комментарий