Светлана Денисенко: «Мы всегда готовы взять на себя решение новых задач»

Восьмого декабря исполнится 25 лет с даты подписания Президентом России Указа о создании в стране Федерального казначейства. Именно этот день 1992 года принято считать днем создания службы. Однако история казначейского ведомства насчитывает уже не одну сотню лет. О 25-летнем пути возрожденного Казначейства в интервью «Республике» рассказала руководитель регионального управления Федерального казначейства Светлана Владимировна Денисенко.

Руководители Федерального казначейства (слева направо) А.В. Смирнов, Т.Г. Нестеренко, Р.Е. Артюхин.

– Когда в нашей стране впервые встал вопрос о воссоздании Казначейства?

– Идея возродить Казначейство возникла в конце 80-х годов прошлого века. Министр финансов СССР В.С. Павлов в докладе о государственном бюджете, озвученном 25.09.1989, заявил, что «расширение товарно-денежных отношений, развитие разнообразных форм собственности требуют изменения функции и структуры финансовой системы. Это – создание специализированных органов контроля за движением государственного имущества в виде ценных бумаг, взимание арендной платы и другие операции. Иными словами, речь идёт о том, чтобы возродить такой хорошо известный в прошлом государственный институт, как казначейство».

В течение 1992 г. в Минфине России вырабатывались концептуальные предложения, связанные с образованием и установлением казначейской системы исполнения бюджета. 8 декабря 1992 г. в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств, Указом Президента РФ была образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство). Этот день принято считать датой возрождения российского Казначейства. В августе 1993 г. в развитие Указа Президента РФ постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации.

– Произошло изменение системы исполнения государственного бюджета?

– Да. До 1992 г. в государстве существовала банковская система кассового исполнения бюджета и все расчетно-кассовые операции осуществлял Госбанк СССР. На начало 90-х выпадает пик развития банковской системы, все счета бюджетов бюджетной системы были организованы именно в банковской сфере. На этот же период выпадает и массовое банкротство банков, в результате которого, по оценкам специалистов, до четверти бюджетных средств была так или иначе потеряна.

Первый руководитель возрождённого российского Казначейства А.В. Смирнов вспоминал: «Важным фактором, способствовавшим выбору именно казначейской системы, было отсутствие в то время должного контроля за движением, использованием государственных федеральных бюджетных средств. Центральный банк в этот период испытывал перегрузки в вопросах перестройки своей деятельности, нацеливая основные усилия уже не на исполнение бюджета, а на регулирование активно нарождающихся банковского и коммерческого секторов. В этих условиях была выбрана модель, при которой у государства создаётся свой орган, непосредственно занимающийся и контролем, и проверками, и совершением операций со средствами федерального бюджета».

– Можно говорить о каких-то этапах воссоздания казначейства?

– Первые годы можно назвать периодом организации и становления. К концу 1993 г. были назначены руководители управлений в 54 регионах, в последовавшие 3 года – еще в 29 субъектах. По состоянию на 01.10.1998 управления были созданы в 87 субъектах РФ, а к январю 2005 г. в составе Федерального казначейства по всей стране насчитывалось 89 территориальных управлений (по количеству субъектов) и 2 249 отделений.

Датой образования нашего Управления принято считать дату приказа Минфина России – 16.12.1993 о назначении начальником УФК А.Ю. Мамонова, исполнявшего на тот момент обязанности заместителя министра – начальника бюджетного отдела Минфина Республики Коми. К апрелю 1995 г. была сформирована сеть отделений по городам и районам республики, было осуществлено их материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение.

С 1998 г. Казначейство возглавила Т.Г. Нестеренко. В это время создается серьезная нормативная правовая база по всем направлениям нашей деятельности: принимаются основные инструкции и документы по учету регулирующих доходов, по нормативам их распределения, по учету расходов, по бухгалтерскому учету, по ведению лицевых счетов.

К 2004 г. произошло упорядочение всей казначейской системы, был достигнут максимальный охват казначейскими процедурами средств федерального бюджета, создан единый казначейский счет, обеспечено кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы России.

Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение в 2004 г. административной реформы, в результате которой с 1 января 2005 г. Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов РФ и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов РФ.

С октября 2007 г. руководителем службы является Р.Е. Артюхин.

В период 2008-2012 гг. Казначейство России становится оператором крупнейших государственных информационных систем. В этот же период проводилась оптимизация функциональной деятельности Казна­чейства и повышение эффективности деятельности всей структуры территориальных органов: подведом­ственные Управлениям по субъектам РФ отделения присоединялись к Управ­лениям уже в виде структурных подразделений.

С 2013 г. начал работу единый портал бюджетной системы РФ, оператором которого является Казначейство России. Одна из ключевых целей данного портала — обеспечение прозрачности бюджета и бюджетного процесса для общества. С этого времени мы вступили в новый для себя этап – внедрение «Электронного бюджета» в органах власти: от стадии проектирования, до полноценного эксплуатирования. Наши бюджетополучатели в настоящее время активно работают в таких подсистемах «Электронного бюджета», как «Управление расходами», «Учет и отчетность», а также в подразделе «Ведение Сводного реестра».

С 2014 г. через территориальные органы Федерального казначейства обеспечивается кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.

В феврале 2016 г. во исполнение Указа Президента РФ Федеральному казначейству были переданы функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также – функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Таким образом, с прошлого года органы Федерального казначейства наделены полномочиями не только в рамках текущего финансового контроля, но также и последующего контроля: организуются и проводятся ревизии и проверки, при осуществлении внутреннего госфинконтроля выявляются бюджетные и административные правонарушения.

Если вести речь о том, с каким багажом и какими перспективами подходит к отмечаемому юбилею наше Управление, то можно сказать, что мы, как неотъемлемая часть единой казначейской системы, вместе со всеми прошли через все этапы становления и развития.

Сегодня мы можем проинформировать наших читателей, что Правительством РК принято решение о передаче УФК по Республике Коми с 1 января 2018 г. функций по полному кассовому обслуживанию исполнения республиканского бюджета Республики Коми, а в последующем – по исполнению и местных бюджетов. Таким образом, со следующего года мы еще сильнее будем сопряжены с финансовой жизнью сектора госуправления нашей республики.

25 лет – солидная веха: нам есть чем гордиться и что записать себе в актив. Мы не стоим на месте и всегда готовы взять на себя решение новых задач. Для этого у нас имеются и знания, и опыт, и ответственное отношение к делу.

Беседу вела Анна ПЕТРОВА

Геральдический знак-эмблема Федерального казначейства.

Добавить комментарий