В Сыктывкаре поставили «Баядерку»

Высокую оценку дал сыктывкарский зритель премьерным спектаклям балета «Баядерка» Людвига Минкуса, прошедшим на сцене Государственного театра оперы и балета Коми в минувший уик-энд. Спектакль по хореографии Мариуса Петипа поставила главный балетмейстер театра Наталья Терентьева.

Уже на сдаче спектакля стало очевидно, что постановка «обречена» на успех. И дело не только в сюжете, в основе которого лежит восточная легенда о несчастной любви баядерки (храмовой танцовщицы) и воина. Спектакль, поставленный в сжатые сроки, образно говоря, это то жаркое, экзотическое, приправленное картинками древней Индии блюдо, которого давно не хватало северному зрителю.

Сюжет балета прост. У раджи Дугманта есть дочь, прекрасная Гамзатти. Властитель решил отдать ее замуж за знаменитого воина Солора, не подозревая, что тот давно связан взаимной любовью с баядеркой Никией. Влюбленные сговорились бежать, воин поклялся баядерке в вечной любви и верности. Между тем у Солора есть соперник: великий брамин, несмотря на сан и обет безбрачия, страстно полюбивший Никию. Баядерка отвергает его притязания.

Брамин в порыве мести рассказывает о любви баядерки радже, который решает убить соперницу дочери. На свадебном празднике Никия во время танца получает корзину цветов, в которой спрятана ядовитая змея, смертельно жалящая баядерку.

Вся эта история рассказывается в первом действии. Во втором действии, согласно традициям русского балетного романтизма («Жизель», «Сильфида»), возлюбленные герои перемещаются в мир теней, где их души соединяются в мире вечной любви. Именно не сюжетная фабула, а второе действие, в котором поется гимн истинной любви, и является самым лакомым и интересным зрелищем для ценителей балета.

В постановке нового спектакля главному балетмейстеру помогали педагоги-репетиторы Ринат Бикмухаметов и Анна Полищук. Дирижер-постановщик спектакля – главный дирижер театра Азат Максутов. Сценография спектакля – идея главного художника театра Юрия Самодурова. Замечательные экзотические восточные костюмы придумала и изготовила Наталия Кравченко, все оттенки древней Индии и мерцающего загробного голубого мира теней зрителям донесла художник по свету Нелли Сватова. Благодаря сплоченности и профессионализму каждого из постановочной группы новый спектакль получился гармоничным и наполненным. Трогательную нотку внесли юные воспитанники Детской студии классического балета при театре, которой руководит народная артистка Коми Наталья Супрун. «Арапчата» и маленькие участницы танца с кувшином украсили и без того эффектный спектакль.

На сдаче спектакля и первой премьере партии Никии и Солора исполняли Наталья Супрун и Роман Миронов, Гамзатти – Татьяна Бикмухаметова. На следующей премьере «соперницы» поменялись местами, и уже в противоположных образах каждая выглядела более чем убедительно.

– Для нашего театра такая классическая постановка – огромный шаг вперед и тот материал, на котором любой артист балета может расти. Причем не сиюминутно, здесь и сейчас, а в долгосрочной перспективе. В спектакле хорошая сбалансированная энергетика. Отрадно, что театр продолжает сотрудничество с гимназией искусств, мои студенты тоже приняли участие в «сцене теней». И что вообще этот акт «теней», с огромным количеством кордебалета, удалось осуществить. Не каждый театр себе может позволить столь сложный балет с такой синхронной работой – это заслуга репетиторов, – отметила после сдачи спектакля заместитель директора по хореографическому отделению гимназии искусств при главе Коми Светлана Фролова.

По мнению театроведа, преподавателя республиканского колледжа культуры имени Чисталева Веры Морозовой, в новом спектакле ощущается гармония всех составляющих: оркестра, сценографии, костюмов и, конечно, танца. Наталья Терентьева, отметила критик, вывела труппу на более высокий уровень. «Баядерка» – это серьезная заявка и свидетельство о неиссякаемом потенциале артистов и всех, кто прикасается к этому высокому искусству.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Добавить комментарий