«Золотые» отходы

Легальных мусорных полигонов в Коми по-прежнему слишком мало

Тема размещения и переработки бытовых отходов стала одной из основных при обсуждении в Госсовете Коми программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды». Большинство полигонов для мусора в республике – вне закона, зато в Сыктывкаре намечается строительство завода по сжиганию отходов.

Особо актуальной эта тема в последнее время стала благодаря, во-первых, «мусорной революции», когда на федеральном уровне был значительно ужесточен порядок обращения с отходами. Во-вторых, работа в этой области стала одним из показателей, по которым оценивают эффективность обсуждаемой программы, касается это, главным образом, доли площади региона, охваченной полигонами твердых коммунальных отходов, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

В материалах, которые получили депутаты Госсовета перед заседанием, значилось, что в ГРОРО всего восемь полигонов твердых бытовых отходов. Но первый заместитель министра промышленности, природных ресурсов, транспорта и энергетики Коми Роман Полшведкин в своем докладе озвучил уже цифру девять. Как позже оказалось, совсем недавно в реестр легальных попал полигон в Инте.

– Динамика по внесению объектов в ГРОРО у нас со стороны муниципалитетов слабая, в результате всего девять полигонов на восемь муниципалитетов. При этом у нас есть 350 объектов, которые сейчас не подлежат включению в реестр, но эксплуатируются, потому что мусор все равно возить некуда. Большинство из них располагаются на землях государственного лесного фонда, – пояснил Роман Полшведкин. – Основные причины, почему их нельзя внести в ГРОРО, – отсутствие проектной документации, нахождение на землях, где таким объектам располагаться нельзя, отсутствие правоустанавливающих документов. Приходится работать с муниципалитетами буквально в ручном режиме. Сейчас вот работаем с администрацией Печоры, собираем необходимую информацию, чтобы и их полигон включить в реестр.

По словам замминистра, надо отдать должное региональному Росприроднадзору: несмотря на жесткое законодательство в этой сфере, они и министерству очень помогают, и муниципалитетам.

– Ну, наша функция здесь сводится к почтальонской. Мы рассматриваем документы и передаем для рассмотрения в центральный аппарат, – скромно ответил на похвалу начальник управления Росприроднадзора по Коми Александр Попов. – А динамика по муниципалитетам действительно слабая. Но мы знаем, что при нормальном сопровождении и наседании на администрации, на местные хозяйствующие субъекты результатов можно добиться. Как в той же Инте, например, где все-таки нашли документацию на полигон, разработанную еще в 70-х годах. Так что работу нужно продолжать и именно в ручном режиме. Потому что мы в прошлом и позапрошлом годах проводили совещания с муниципалитетами, объясняли им пошагово, что нужно делать. А потом, к сожалению, получили только 32 заявки на рассмотрение из 350 возможных. Беда в том, что объекты создавались 30-40 лет назад, сегодняшние руководители просто не знают, где что искать. Там, где раньше была нормальная власть, хоть какие-то документы остались, а где полигоны образовывались исключительно по указанию чьей-то руки – там и следов документов нет. Сыктывкар и Воркуту мы буквально за руку водили, прежде чем все оформили.

Как заявил сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор Юрий Гудков, 90 процентов из 350 объектов, которые не включены в ГРОРО, никогда туда включены и не будут:

– Потому что по сути это несанкционированные свалки, которые нужно рекультивировать. И что тут обсуждать? Вот о ситуации с Корткеросом уже два года говорим, и ничего не происходит. Кроме того, очень много средств в рамках этой госпрограммы было потрачено в 2012-2014 годах на разработку проектной документации. Разработали 27 проектов, но только десять из них прошли экологическую экспертизу. А что с остальными? Просто деньги потрачены?

Происходящее в Корткеросском районе действительно уже второй год обсуждают во время слушаний «природной» программы. Этот муниципалитет получил больше 120 миллионов рублей из бюджета региона на решение вопроса с отходами (как бытовыми, так и производственными – от лесоперерабатывающих предприятий), он должен был стать чуть ли не образцово-показательным в этом плане, однако что-то пошло не так.

– По состоянию на 1 октября в Корткеросском районе площадки временного хранения твердых бытовых отходов и площадки складирования и временного хранения древесных отходов, построенные в 2014-2015 годах в Мордино, Богородске и Аджероме, не эксплуатируются, – отметила заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Коми Лариса Братцевская. – Функционирование этих объектов возможно только после ввода в эксплуатацию межпоселенческого полигона в Сторожевске, строительство которого планировалось в 2014 году. По информации администрации района, его ввод запланирован на ноябрь этого года. В настоящее время техника, приобретенная в целях эксплуатации объектов, используется на территории района для нужд бюджетных организаций, а мусоровозы «законсервированы» до ввода в эксплуатацию полигона.

По информации КСП, не все ладно и в вопросе строительства межпоселенческого полигона в Койгородке и площадок в Подзе, Кажыме и Вежъю Койгородского района. На этот проект в нынешнем году планировалось направить 26,6 миллиона рублей, но аукцион на строительство этих объектов, назначенный на 13 сентября, не состоялся. Повторное проведение аукциона намечено на 23 октября.

Впрочем, Роман Полшведкин о строительстве хранилищ мусора в Койгородском районе высказался вполне оптимистично, заявив, что работы идут. Уже есть подъездные дороги к этим объектам, к полигону в Койгородке проведена линия электропередачи, приобретен генератор для выработки электроэнергии. На следующий год запланировано еще 15,3 миллиона на завершение работ. После этого в Койгородском районе появятся соответствующие современным требованиям полигон и площадки, которые можно будет включить в ГРОРО.

– Скоро у нас появится полигон в Когородке, потом в Ижме, но две трети республики все равно остаются без таких объектов. А это огромнейшие затраты на перемещение, региональному оператору придется вывозить мусор за сотни километров. Просто «золотые» отходы у нас будут, – заметил Юрий Гудков, высказав мнение, что все это в конечном итоге может привести к росту тарифов на вывоз мусора для населения и социальной напряженности.

Кроме того, он высказался, что отходы хорошо бы не просто складировать, а сжигать или перерабатывать на специализированных предприятиях.

Депутат Нина Нестерова припомнила, что слышала о проекте строительстве мусороперерабатывающего завода в Эжвинском районе Сыктывкара.

– Не перерабатывающий, а мусоросжигательный завод, – поправил Роман Полшведкин. – Отходы планируется сжигать в печах высокого давления, по предварительным подсчетам, завод при полной мощности может забирать до двухсот тысяч тонн отходов в год. У нас в Сыктывкаре за год появляется примерно 140 тысяч тонн. Так что завод – решение проблемы не только для Сыктывкара, но и для Сыктывдинского района. Компания-инициатор заключила инвестиционное соглашение, глава республики его подписал, земельный участок в Эжвинском районе выделен. В течение лета должны были осуществить проектирование и экспертизу. Но пока больше никакой информации у меня об этом нет.

Заместитель министра отметил, что этот проект для республики и Сыктывкара очень важен. С другой стороны, есть еще проект строительства полигона в Мандаче, там уже площадка выделена.

– Проект тот дорогой, инвесторы пока вокруг ходят. А еще одна компания – встречаемся с ее представителями на следующей неделе – инициирует проект по переработке мусора. Так у нас мусора в городе на всех не хватит, – пошутил Роман Полшведкин. – Поэтому мы должны расставить приоритеты. Сегодня переработка важнее, чем сжигание. Но сжигание важнее, чем захоронение. К началу следующего года должен быть найден баланс этих проектов.

Слова о мусоросжигании напомнили председателю комитета Госсовета Коми по природным ресурсам, природопользованию и экологии Василию Смалию о ситуации в родной Инте.

– Недавно увидел по телевизору, что там свалка горит. Кто-то говорит, что все нормально, кто-то пишет, что люди задыхаются там. Что происходит? Пожалуй, съезжу в Инту, сам посмотрю, самому уже интересно, что там творится. Главное, чтобы не вышло, как с пожаром на воркутинской свалке, – озаботился депутат.

Роман Полшведкин сказал, что сам уже подумывал о поездке, но, по его данным, ситуация стабилизируется. А вообще в таких случаях главная проблема от неразберихи, никто, в том числе местная администрация, которая и должна решать вопрос о привлечении пожарных формирований, толком не понимает, кто и что должен делать.

Председатель Молодежного парламента Коми Олег Бекетов обратился к заместителю министра с двумя просьбами. Во-первых, чтобы сделали бессрочной акцию по раздельному сбору отходов (батареек, бумаги и прочего), которая сейчас заканчивается. А во-вторых, чтобы муниципальные молодежные советы, входящие в структуру парламента, приглашали на общественное обсуждение территориальной схемы размещения отходов в регионе.

– Нашу молодежь другие ведомства, к сожалению, редко привлекают к обсуждениям, говорят, потому что у общественных советов соответствующей пометки на документах нет, – посетовал Олег Бекетов.

Роман Полшведкин пообещал, готовя документы к обсуждению, нужную пометку ставить, а заодно напомнил Олегу Бекетову, что его коллега по парламенту Екатерина Вишнякова является сотрудницей министерства, точнее его подразделения – Княжпогостского районного комитета по охране окружающей среды. Так что все вопросы по сотрудничеству можно решать и через нее.

Что касается акций по раздельному сбору мусора, то таковые, по словам Романа Полшведкина, по сути бессрочными и являются, возобновляясь, время от времени. Но он бы хотел выйти со встречным предложением к Молодежному парламенту. Сейчас в Сыктывкаре реализован проект по раздельному сбору бумаги и пластика, есть контейнерные площадки со специальными баками, предприятия, которые принимают макулатуру или пластик. Но людям не хватает знаний, куда можно отнести вторсырье.

– Создайте интерактивную карту по раздельному сбору мусора в городе. Нужно просто пройти по городу ногами, поработать с администрацией, отметить, где стоят контейнеры, где находятся предприятия по переработке, приему отходов, – дал задание молодежи заместитель министра.

Кроме того, Роман Полшведкин заверил всех, что содержимое 175 баков для раздельного сбора мусора, вопреки слухам, не соединяется вновь на помойке. Бумагу и пластик везут на переработку. Но, к сожалению, в основном за пределы региона – в Кировскую и Нижегородскую области.

Анна ПОТЕХИНА

Фото gsrk.ru

Год назад в Коми утверждена территориальная схема по обращению с отходами. Также был разработан проект соответствующей региональной программы. Но, по словам Романа Полшведкина, к проекту программы есть ряд замечаний, которые нужно устранить, и территориальная схема тоже требует изменений, связанных с тарифами. Обновить территориальную схему разработчик должен в течение двух недель, после чего она должна пройти общественные обсуждения. До конца апреля 2018 года должен быть проведен конкурс по выбору регионального оператора по обращению с отходами.

2 Комментариев для "«Золотые» отходы"

  1. «… Недавно увидел по телевизору, что там свалка горит. Кто-то говорит, что все нормально, кто-то пишет, что люди задыхаются там. Что происходит?…»
    Это слова чиновника, который в первую очередь должен знать о проблеме….»Я увидел по телевизору…. » — то слова председателю комитета Госсовета Коми по природным ресурсам, природопользованию и экологии Василию Смалий. Интинца….
    ЧТО МОЖНО ТУТ ОБСУЖДАТЬ…?

  2. Глава республики что-то подписал, а зам. министра и не в курсе что там и как там. Вот умора. Люди уже деньги кредитные под эти бумажки получили и благополучно рассосались…..)))))

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.