Тариф с экономией

В Госсовете Коми обсудили, из чего складываются цены на ЖКУ

Что можно включать в тарифы на «коммуналку», почему их хотят регулировать по «альтернативной котельной» и как справиться с задолженностью за ЖКУ – обсуждали на заседании экспертного совета при постоянной комиссии Госсовета Коми по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

На встречу с депутатами пришли представители ресурсоснабжающих организаций, ТСЖ, специалисты министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Коми. К заседанию было подготовлено несколько вопросов, касающихся тарифных методик, на которые отвечала и.о. заместителя министра строительства региона Анна Тюрнина.

В начале встречи Анна Тюрнина в целом рассказала о современных подходах к формированию тарифов на коммунальные услуги на примере Сыктывкарского водоканала.

– Нормативные акты, регламентирующие водоснабжение и водоотведение, вышли позднее, чем другие в этой сфере, поэтому они более совершенные и доработанные, чем те, что применяются, например, в сферах тепло- и электроснабжения, – пояснила свой выбор специалист минстроя. – И деятельность Сыктывкарского водоканала, на наш взгляд, является эффективной, хотя кое-какие помехи и возникают.

По словам Анны Тюрниной, базовыми для Коми являются два метода тарифного регулирования – метод индексации и метод экономической обоснованности. Но вне зависимости от выбранного метода все регулируемые тарифы устанавливаются с учетом строгих ограничений, в первую очередь это касается предельного роста платы за коммунальные ресурсы для граждан. В прошлом году предельный индекс для Коми составлял 4,1 процента. В основе тарифа за ту или иную услугу лежит производственная программа предприятия, которая учитывает все грядущие затраты. У водоканала, в частности, учитывается количество воды, которое подается потребителям, ее потери и расход на собственные нужды. Объемы подсчитываются исходя из расходов за предыдущие три года с поправкой на новых потребителей и тех, кто, наоборот, по каким-то причинам больше не пользуется водоснабжением и водоотведением.

До 2016 года, сообщила Анна Тюрнина, чуть ли не единственным для Коми был метод экономически обоснованных расходов, в перечень которых входят сбытовые, административные, ремонтные, арендные и прочие затраты. Но Федеральная антимонопольная служба полагает, что этот метод формирования тарифов, как ни странно, может приводить к разрастанию этих затрат (и росту тарифов), поскольку организации при его использовании не заинтересованы в экономии. Поэтому в последнее время в регионе начали внедрять относительно новый для нас метод – сравнения аналогов, который, правда, не годится для широкого распространения в республике из-за ограничений по протяженности сетей. Суть второго базового для Коми метода – индексации – в том, что тарифы сразу определяются на три года, а потом, на второй и третий годы, проходит лишь индексация операционных расходов – зарплаты, ремонтных работ и т.д. С точки зрения ФАС при таком положении дел ресурсоснабжающие организации более склонны к экономии, поскольку индексация ограничена правительственным постановлением и в ее рамки, хочешь ты того или нет, придется вписываться.

Анна Тюрнина напомнила, что сейчас на уровне России разрабатываются нормативные акты, которые предусматривают расчет тарифов методом «альтернативной котельной» – некоего эталонного предприятия, которое есть в том или ином регионе или же его можно построить. Например, если стоимость тепла от существующих котельных превышает ту, что покажет эталонная, цены заморозят.

Присутствующие ресурсники тут же задались вопросом: «Кто будет вычислять эти эталонные затраты, будь такой закон принят?» Оказалось, что по планам это должно происходить на федеральном уровне.

Далее участники заседания обсудили вопрос учета затрат на арендную плату в необходимой валовой выручке. Это тоже одна из составляющих тарифа, с расчетом которой часто возникают большие недоразумения. Особенно если в аренду берется муниципальное имущество, например, земля, через которую проходит трубопровод. Дело в том, что муниципалитеты не являются плательщиками налога на имущество, в результате у арендатора происходят нестыковки с расшифровкой платежей перед ФАС.

– А если с точки зрения структуры бизнеса ничего не остается, только арендовать эту территорию у муниципалитета? Давайте примем решение, город или республика сдают эту землю «за ноль», только за то, что мы ее содержим. И мы включим в тарифы только затраты на содержание, как было бы в случае, если бы земля была наша, – предложил представитель тепловиков, директор филиала «Коми» Группы «Т Плюс» Олег Грошев. – Конечно, при условии, что такой участок будет передан только под магистрали и никто там никакого доходного коммерческого заведения строить не будет. Речь идет только о поставке ресурса населению.

При этом Олег Грошев пояснил, что пока возглавляемое им предприятие с такой проблемой не сталкивалось, но в будущем это возможно, так что стоит решить вопрос заранее.

Другие участники поддержали идею, заявив, что в таком случае речь идет и о том, что с «нулевой» арендой и расходы у ресурсника будут меньше, а значит – меньше платить населению. Но Анна Тюрнина с сожалением отметила, что на уровне региона этот вопрос не решить.

Как выяснилось, проблемы с арендой есть и у обслуживающих организаций. В случаях, когда управляющая компания берет технические сети в аренду, она передает их на техобслуживание. При этом организация, которая за это взялась, по закону не имеет права проводить на этих сетях капремонт, для этого нужно забрать сети под свою аренду, а это накладно и хлопотно.

– Что у нас через десять лет будет с сетями, если сейчас, когда утечка, вскрыли, «чопик» забили и поехали дальше? – задался вопросом председатель ТСЖ Борис Кузьмин.

У «Комиэнерго», как оказалось, проблемы с арендой уже частной недвижимости. Иногда в райцентрах снять помещение под офис выходит дороже, чем в центре Сыктывкара. Собственник цену снижать не хочет, а альтернативы другой нет. А антимонопольщики и правоохранительные органы, разбираясь в формировании тарифов, вряд ли похвалят за «золотую» аренду.

– У меня предложение. Давайте выйдем на уровень республики, договоримся, чтобы в МФЦ для тепловиков, водоканала и других выделяли места для работы с населением? – сгенерировал очередную идею Олег Грошев.

Следующей темой стал учет в тарифах фактических потерь организаций. В частности – дебиторской задолженности. Сейчас в тариф можно включить не более двух процентов сбытовых расходов, и касается это только задолженности населения. Подразумевается, что сбор «коммуналки» должен быть стопроцентным, но есть безнадежные случаи, когда должник умер или уехал в неизвестном направлении, или гол как сокол, и судебные приставы признают, что взять с него нечего. Теоретически, если ресурсник докажет, что у него безнадежных долгов больше, он может включить еще какое-то их количество в тариф, но опять же при этом оплата услуги населением не должна повыситься больше чем на 4,1 процента в год.

– По должникам ситуация постоянно сложная. Значительная часть людей, которые имеют задолженности, являются нанимателями муниципального имущества. Город, естественно, идет нам навстречу и со своей стороны также направляет письма о том, что нарушаются условия найма. Но пока не будет реальных судебных решений и выселений, как бы это ни было жестоко, никуда это не сдвинется, – высказался гендиректор ОАО «Сыктывкарский водоканал» Константин Тимшин.

Впрочем, как выяснилось, бывали случаи, когда мэрия выселяла должника, но те, кому он должен, все равно оставались ни с чем. В квартиру заселяли очередника, который по старым долгам платить не обязан, а со злостного неплательщика по-прежнему взыскать было нечего.

От безвыходности ситуации некоторые участники совещания в шутку предложили вернуться к дореволюционной практике «долговых ям» или же ввести принудительную отработку коммунальных долгов.

– Мы можем бесконечно людей пугать судами и приставами, но это мало на кого действует. Действует только одно: риск потерять то, что раньше доставалось бесплатно. Нам, ресурсникам, совместно с администрациями городов нужно действовать сообща, выходить одним фронтом к злостным неплательщикам. Чтобы глава города шел впереди и объяснял, почему не платить нельзя, а кто не платит – того ограничивают в коммунальной услуге. Приходим все вместе и сразу отключаем должнику свет, тепло, канализацию, горячую воду. Тут всем станет понятно, что это не шутка и что так будет с каждым должником, – предложил кардинальную меру Олег Грошев. – Лишиться телевизора, который пристав отберет, – это одно, а вот когда канализацию отключат – это, согласитесь, посерьезнее будет. Но инициатором должна выступать городская власть, которая будет объяснять жителю: требуешь качественных услуг – плати.

В завершение встречи ее участники обсудили также вопрос о включении в тарифы кредитных обязательств, возникающих из-за непредвиденных обстоятельств. Например, когда закрылась шахта и уголь пришлось покупать у другого поставщика, гораздо дороже, так что запланированных средств не хватило.

В финале депутаты еще раз напомнили ресурсникам, что их главная задача – по максимуму сдерживать тарифы, ведь цены на «коммуналку» растут порой быстрее, чем зарплаты. Те в свою очередь напомнили о необходимости экономии ресурсов.

Анна ПОТЕХИНА

Фото gsrk.ru

Оставьте первый комментарий для "Тариф с экономией"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.