Юлия Телюк: «Ездовой спорт для меня больше, чем хобби»

Ухтинка Юлия Телюк и ее хаски Иней и Блейд – многократные победители соревнований по ездовому спорту как регионального, так и российского уровня. Этим необычным видом спорта Юлия Телюк увлеченно занимается уже четыре года. Она успешно выступает в дисциплинах с такими причудливыми для непосвященных названиями, как «байкджоринг», «каникросс», «дог-скутеринг», и других. Снаряжение и подготовка собак требуют больших финансовых вложений, но это не останавливает энтузиастку на пути к новым победам. В интервью «Республике» спортсменка рассказала о хобби, переросшем в нечто большее.

– С чего началось увлечение ездовым спортом?

– Просто решили в семье завести собаку. Изначально спортивных целей не было. Позже, узнав о том, что есть возможность участвовать в соревнованиях, стали целенаправленно готовиться. Поначалу неумело тренировались у себя в Ухте, потом выехали на всероссийские старты и с тех пор втянулись. Постоянно ездим в разные города, участвуем во многих гонках, в некоторых уже являемся многократными призерами.

– Как регулярно проходят соревнования?

– Они проходят везде и всюду, практически каждый месяц. В некоторых городах их проводят, можно сказать, каждую неделю, в таких отдаленных местах, как Мурманская область. В августе заняли два первых места в Ижевске, участвуя в драйленде «На крыльях лета» (гонки на собаках делятся на «снежные» и «сухие», в переводе с английского dryland – сухая земля), который организует питомник северных ездовых собак «Клан Симурана». До этого были в тренировочном лагере «Волчий берег» в Перми, где две недели отрабатывали множество разных компонентов ездового спорта: масс-старты, каникроссы (собака тянет за собой бегущего спортсмена), парные старты, дуатлоны, когда нужно пробежать каникросс и, уходя на второй круг, пересесть на велосипед (байкджоринг, буксировка собакой велосипеда со спортсменом). Там в рамках учебно-тренировочного сбора также проходили соревновательные старты, и мы тоже заняли первые места, причем одно золото завоевал мой сын Александр, он участвовал среди юниоров.

– Вы участвуете в этапах Кубка мира, побеждаете на всероссийских стартах. Соревнования местного уровня, например, недавний драйленд «Дух безумия», который проходил под Сыктывкаром, для вас своего рода тренировка?

– Я бы так не сказала, потому что тут тоже встречаются неплохие спортсмены. Но в основном да: отрабатываем порядок стартов, выход на старт, правила поведения на трассе, чтобы собаки были адаптированы к другим более серьезным соревнованиям.

– С обычной собакой погулял двадцать минут утром и двадцать вечером, а спортивных – как долго нужно выгуливать?

– С любой надо заниматься, она может быть дворнягой, но любая готова бегать. Просто у всех разные скорости и комплекция, соответственно, и потребности тоже. Но как минимум час вечером любая собака должна гулять.

– В каком возрасте нужно начинать тренировать и готовить к стартам ездовую собаку?

– Обучают где-то с четырехмесячного возраста, потому что ездовые качества у них в крови, и чем раньше их начинаешь развивать, тем лучше. Нагрузки поначалу даются небольшие. Основная закладка идет до года, и именно с раннего возраста, и нам в этом плане было тяжело, потому что регион удаленный: не было обучающих программ и тренеров, которые могли бы что-то подсказать. Например, тот же Пермский край в этом плане более развит, у них есть специалисты, которые обучают каюров и их питомцев.

– Как проходят тренировки и где вы в Ухте тренируетесь?

– Собак «раскатывают» на скорость, давая проходить определенные дистанции. Сначала небольшие, потом их увеличивают. Контролируют время, мы записываем все показанные собаками результаты: смотрим, за какое время пройдена дистанция, что повлияло на скорость, может быть, дождь идет или слишком сухая погода. Это целая наука. Потом все эти показатели помогают выстроить правильный план на ту или иную гонку в соответствии с погодными условиями. В Ухте мы изредка выходим тренироваться на лыжную базу, но так, чтобы никому не мешать. Бывает, выходим туда на скиджоринг (буксировка лыжника собакой) часиков в шесть утра, пока еще город спит, либо очень поздно вечером. А так у нас есть свои места с накатанными снегоходами трассами, там мы бегаем по пять-семь или по десять километров. Хочу подчеркнуть, что не только собака должна быть в хорошей физической форме, но и каюр. Собака может быть суперскоростной, но если она попадет к слабому физически человеку, то результата не будет.

– Много ли в Ухте таких энтузиастов, как вы?

– Буквально несколько человек, которые имеют определенные цели, допустим, создать упряжку и выехать на соревнования в Сыктывкар или Киров, чтобы занять призовые места.

– Часто ли бывает такое, что собака проявляет агрессию?

– Без этого никак. Бывают и шрамы, бывает, и дерутся не твои собаки, а ты влезаешь, разнимаешь, и попадает тебе. В основном такое бывает, когда кобели сук защищают. На трассе есть команда «мимо», которую надо отрабатывать с малолетства, во время обгона собаки не должны никак агрессировать, в это время подается такая команда. Если собаки сидят на стейкауте (на соревнованиях животных размещают недалеко друг от друга с помощью специальных взаимоскрепленных тросиков и карабинов), то все делается по науке, есть определенная длина, чтобы они друг другу не мешали, не запутывались, исключается травматизм, тросики собака не может перегрызть, и карабины безопасные.

– Сколько стоит приблизительно вырастить серьезную ездовую собаку с покупки щенка?

– Столько, что можно купить машину, причем не одну. Снаряжение, упряжь, шлейки, сани, велосипеды, скутеры, багажник на крыше машины, питание. Даже если не брать затраты на корма, то это все очень дорогое удовольствие. Кто-то покупает собаку просто для себя и не готов вкладывать силы и средства, в итоге хаски превращаются в пухленьких диванных собак, которые будут выходить на двадцать минут на улицу. Кто-то в это втягивается, и, как правило, в таком случае одной собакой никогда не ограничивается. Когда увлечешься, то траты уже не считаешь. Тот же бензин если взять, то десять-пятнадцать тысяч рублей выйдет в Ижевск съездить, не считая еды, и так далее. Но это все мелочи по сравнению с тем удовольствием, которое получаешь от этого увлечения.

– Впервые на драйленде «Дух безумия» можно было увидеть дог-скутер (в дисциплине «дог-скутеринг» собака буксирует каюра на специальном самокате, который называют скутером). Пока это диковинка не только для Коми, но и для России в целом. Насколько они дорогие и где можно приобрести?

– В обычном веломагазине такой скутер не купить. Это заводская сборка, делают финны, дилер в Питере, соответственно, и доставка идет оттуда. В максимальной комплектации он стоит сейчас пятьдесят-шестьдесят тысяч рублей. Все развивается, увеличивается скорость, уменьшается вес, и мой сейчас считается тяжеловатым. Каждый грамм лишнего веса усложняет путь к победе. Сейчас, чтобы приобрести новый скутер, мне нужно порядка ста – ста пятидесяти тысяч рублей. Если хочешь побеждать на трассе, то такие вложения неизбежны. Это касается всего. Те же нарты можно купить за двадцать-тридцать тысяч, но они будут такие, на которых ты будешь просто по снегу елозить – и все, а если хочешь показать хороший результат, то опять же нужны хорошие вложения, а это от ста тысяч и выше.

– Можно ли окупить эти затраты призовыми или разведением собак?

– Призовые в нашем виде спорта символические, а разведением собак я не занимаюсь, у меня чисто спортивная карьера. Либо ты хороший заводчик и продаешь собак шоу-класса, либо спортсмен. Есть заводчики спортивных линий, но это, как правило, большие питомники с отличными спортивными результатами на соревнованиях серьезного уровня, с хорошей племенной работой. Таких немного. Поэтому говорить об окупаемости не приходится, но для меня это даже не хобби, а уже как вторая жизнь, может быть, основная.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Юлия Телюк: «Ездовой спорт для меня больше, чем хобби»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.