Александр Хохлов: «Первоочередная задача – трудоустройство людей с инвалидностью»

В этом году в республике действует программа дополнительных мер в сфере занятости населения. О направлениях этой программы и о том, кто может стать ее участником, в интервью «Республике» рассказал начальник Управления по занятости Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Александр Хохлов.

– В прошлые годы республика уже была участницей федеральных программ по предоставлению дополнительных мер в сфере занятости. В этом году есть какие-то изменения?

– В 2015-2016 годах программы дополнительных мер были в основном направлены на выравнивание ситуации, связанной с высвобождением рабочих в угольной промышленности и на некоторых других предприятиях. В угольной промышленности это было связано в основном с аварией на шахте «Северная».

Большая часть средств программы этого года направлена на трудоустройство людей с инвалидностью. 9 марта этого года вышел протокол поручений председателя правительства России Дмитрия Медведева о необходимости увеличения доли трудоустройства людей с инвалидностью, а в мае вышел план правительства страны по повышению уровня занятости инвалидов. Благодаря решению главы республики Сергея Гапликова на реализацию дополнительных мероприятий государственной программы Коми «Содействие занятости населения» выделены дополнительные средства из республиканского бюджета в размере 30 миллионов рублей. Во исполнение плана в рамках этой программы служба занятости Коми возмещает работодателям затраты на оборудование и оснащение рабочего места для людей с инвалидностью 1 и 2 групп, в том числе с учетом видов заболеваний и степеней ограничения жизнедеятельности.

Вообще, мы с 2010 года уже реализуем мероприятия по созданию рабочих мест для людей с 1 и 2 группами инвалидности – с нарушениями слуха, зрения и маломобильных. В этом году меры направлены на то, чтобы в первую очередь заинтересовать работодателя принять человека с инвалидностью на работу. Потому что наша главная задача – сделать все возможное, чтобы такие люди работали. Те работодатели, которые соглашаются трудоустраивать, получают возмещение в размере от 30 тысяч рублей на юге республики до 40 тысяч на севере. Это минимальный размер оплаты труда за три месяца, увеличенный на размер выплат во внебюджетные фонды.

– Можно заинтересовать работодателя, но, наверное, не всегда удается заинтересовать самого инвалида. Насколько известно, люди, привыкшие сидеть дома, очень неохотно идут на подобные перемены.

– Такая проблема есть, к сожалению. Многие инвалиды говорят, что им легче сидеть дома, чем выходить на работу. Конечно, есть среди них и те, кому действительно трудно передвигаться, тем более когда с доступностью объектов у нас пока не все хорошо. В этом случае действительно нет смысла говорить о мерах поддержки, которые предоставляет служба занятости, если во многих учреждениях маломобильному человеку нет доступа на верхние этажи или нет возможности добраться до работы. Мы знаем случаи, когда человек просит установить подъемник или ступенькоход в подъезде, чтобы самостоятельно выезжать на улицу, а остальные жильцы протестуют против этого.

По большей части речь идет о тех, чье заболевание не очень ограничивает его возможности. При общении с врачами медико-социальной экспертизы мы часто узнаем, что инвалидность – вовсе не приговор. Это просто некие ограничения. И очень часто людям даже с тяжелыми заболеваниями лучше дома не замыкаться, а выполнять какой-то несложный труд.

Но здесь вступают в силу другие обстоятельства. Многим кажется, что если они будут работать, то, узнав об этом, врачи медико-социальной экспертизы сделают все, чтобы снять с них группу инвалидности. На самом деле эти опасения не имеют оснований. Труд ведь не улучшает здоровье человека так, чтобы ему не подтвердили группу инвалидности. Он просто дает ему возможность получить дополнительные деньги и адаптацию в обществе. Второй миф – это страх, что их не будут воспринимать другие работники и сами работодатели. Да, возможно, такие случаи есть. Но трудоустраивая человека с инвалидностью, мы учитываем все эти нюансы. Как правило, в большинстве случаев это решаемые вещи.

Еще одна проблема, которая тормозит процесс трудо-устройства таких граждан, – страх потерять льготы за жилищно-коммунальные услуги. Вот она реально существует, особенно для жителей сельской местности. Человек, получающий субсидию от государства, выйдя на работу, увеличит свой доход, но компенсация на ЖКУ у него снизится. И тогда он говорит: «Нет, я к вам не на 15 тысяч выхожу работать, а на 10, потому что на 5 тысяч снизится моя субсидия».

– Но это веский аргумент против.

– С этим, конечно, не поспоришь. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми предложило не сразу снимать компенсации за ЖКУ, а постепенно, чтобы стимулировать людей к труду. То есть по сути расширить спектр дополнительных мер. Но это возможно только в случае, если позволяет бюджет. К сожалению, у бюджета сейчас нет таких возможностей расширить льготы. Дополнительные меры поддержки занятости инвалидов – это возможность зарабатывать себе на жизнь, а не социальная программа, которая позволяет оставить инвалиду и пенсии, и выплаты, лишь бы он работал.

Специальные программы мы реализуем только для людей с ментальными нарушениями. Например, для воспитанников психоневрологического интерната. Создаем специальный заказ для дееспособных. Такая программа успешно реализуется, в том числе в Сысольском районе. Администрация Сысольского района совместно с центром занятости сделала все возможное для трудоустройства инвалидов, в связи с чем в районе достигнут высокий уровень трудоустройства этой категории граждан. Мы обеспечиваем индивидуальную траекторию трудоустройства гражданина с инвалидностью. Подбираем ему рабочее место и коллектив. Общее число граждан, обращающихся в службу занятости в течение года, – около 50 тысяч. Предоставить каждому из них индивидуальную траекторию трудоустройства нельзя, но обеспечить это для отдельных категорий возможно. Мы создаем дополнительно 50 специализированных рабочих мест с инфраструктурой. Возмещаем работодателю до 80 тысяч рублей за одно такое место, а также оплачиваем труд наставников. И мы также создаем 300 рабочих мест для инвалидов молодого возраста – от 16 до 44 лет.

У нас есть хорошие примеры, когда люди с инвалидностью открывают собственное дело. Есть и такие, кто до этого не работал в течение пяти-семи лет, но благодаря этим дополнительным мерам трудоустроился. Это очень важно, потому что после такого перерыва вернуть человека в рабочий режим непросто.

– Какие еще меры поддержки предусмотрены этой программой?

– Вторая часть – это приоритетное обеспечение трудоустройством местного населения и переобучение при трудоустройстве. За счет этих средств мы расширили программу переобучения и в этом году обучим более 2,5 тысячи человек. Причем обучаем мы самым востребованным профессиям, которые входят в топ-50. Понятно, что мы не можем направить на получение специальности медсестры или врача. Но монтажник, пекарь, швея, водитель большегруза – это возможно. Если по каким-то специальностям не готовят у нас в республике, мы можем привлечь образовательные организации из других регионов. У нас уже есть такой опыт. Хотя это, конечно, скорее исключение, чем правило. Процесс переобучения происходит во взаимодействии с работодателями, с последующим гарантированным трудоустройством.

Многих мы переобучаем на условиях софинансирования с работодателями. Это для нас экономия бюджета, а когда работодатель вкладывает в обучение работника, это гарантия того, что он в нем заинтересован.

К сожалению, не все востребованные специальности в почете у наших клиентов. Некоторым профессия водителя большегрузов кажется непрестижной, в отличие от работы водителя категории В или С, но за такую работу платят 15-20 тысяч рублей, так как она менее затратна. А вот за работу, сопряженную с дополнительными трудностями, когда требуется работать машинистом крана или водителем громадного автомобиля, где нужны здоровье и силы, оплата выше. В республике всегда требуются водители большегрузов. Это перспективная профессия, хоть и работа непростая.

– Какие еще категории безработных попадают в разряд участников программы дополнительных мер?

– Это выпускники профессиональных образовательных учреждений. Третья, самая небольшая часть программы направлена на помощь в трудоустройстве выпускников. Система профобразования с нами постоянно регулирует контрольные цифры приема ребят по определенным профессиям, но часть выпускников после окончания вуза или техникума не желают работать по специальности и приходят к нам в службу занятости за помощью в трудоустройстве по иной специальности. Конечно, нам приходится слышать укоры, что человек уже обучился за государственные деньги, теперь его еще и переучивают за счет бюджета. Во многих регионах считают, что выпускникам, особенно с высшим образованием, помогать не надо. Но я считаю, что в попытке спасти человеку будущее можно еще один раз его обучить. Ведь не все сразу могут выбрать правильный профессиональный путь.

В Воркуте, к примеру, проблема с трудоустройством выпускников связана с аварией на шахте «Северная», которая была закрыта, в результате чего произошло значительное сокращение рабочих мест. А выпускники Воркутинского горно-экономического колледжа поступали учиться еще до аварии, и они не виновны в том, что сегодня для них в городе не оказалось работы по специальности. Поэтому нам придется сохранять, хоть и в небольшом объеме – в пределах сотни человек, программу трудоустройства выпускников.

– О каких суммах по каждому направлению идет речь?

– На все направления выделено 30 миллионов рублей. Самая большая сумма – 16 миллионов – на трудоустройство инвалидов. 10 миллионов – на проф-обучение и 1 миллион – на трудоустройство выпускников. И еще у нас есть трехмиллионный стратегический запас на поддержание занятости двух моногородов – Инты и Воркуты.

– При трудоустройстве инвалидов как-то учитывается то, что он квалифицированный специалист или не имеет профессионального образования?

– Безусловно, учитывается. В случае если человеку необходимо профессиональное обучение, оно ему будет предоставлено, но все-таки основная наша задача – трудоустройство людей с инвалидностью, не требующих проф-обучения.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото Ярослава СЕВРУКА

Оставьте первый комментарий для "Александр Хохлов: «Первоочередная задача – трудоустройство людей с инвалидностью»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.