От любви до ненависти, от предательства – до мистики

В юбилейном сезоне музтеатр покажет зрителю гамму чувств и красок

Двумя десятками юных артистов пополнилась балетная труппа Государственного театра оперы и балета республики. В разгар сезона зрителей ждут «Сказки Гофмана», новый балетный спектакль на музыку Михаила Герцмана и многое другое. С чем подошел храм Мельпомены к 60-му театральному сезону, какие наметил точки роста и чем будет радовать зрителя – об этом рассказали на встрече с журналистами директор театра Дмитрий Степанов, главный дирижер Азат Максутов, главный балетмейстер Наталья Терентьева и автор музыки нового балета.

Премьеры

Дмитрий Степанов задал оптимистичный тон пресс-конференции, отметив, что театр подходит к открытию в хорошей форме и в творческом настроении. Планов же в новом сезоне, как оказалось, громадье.

Сезон открывается 21 сентября с праздничного концерта, в котором зрителям предлагается перенестись в ту далекую атмосферу 1958 года, когда, собственно, и состоялось открытие республиканского музыкального театра. Вниманию публики представят сцены из знаковых и любимых спектаклей, которые занимают особое место в афише. Это визитные карточки – жемчужины оперного и балетного классического репертуара: опера Петра Чайковского «Евгений Онегин», которой открылся театр в 1958 году, и балет «Лебединое озеро», которым в 1969 году открылось новое здание театра.

В новом сезоне ожидается два балетных спектакля. Как отметила Наталья Терентьева, ее выбор, как приверженца классической хореографии, пал на давно любимый и популярный балет Людвига Минкуса «Баядерка». Это красивая история о верной любви и коварной ненависти, приправленная очаровательным романтизмом Востока.

С хореографией, отметила балетмейстер, все просто – есть постановка Мариуса Петипа. А вот с точки зрения человеческого ресурса сложнее. В Большом и Мариинском театрах в «Баядерке» задействованы по 80 человек, здесь, понятно, будет в разы меньше. Тем не менее за труппу можно порадоваться. В балете помимо постоянных артистов сегодня репетируют студенты Гимназии искусств при главе Коми, колледжа искусств и воспитанники хореографической студии театра. В отличие от классической версии спектакля, идущего в трех актах, балет сократят до двух. Премьерные показы пройдут 17-18 ноября.

Второй премьерный балетный спектакль с условным пока названием «Подари мне детство» предназначен для семейного просмотра. Его создатели: автор музыки – композитор Михаил Герцман, автор либретто – Борис Лагода. Ставить спектакль будет молодой режиссер из Москвы, имя пока остается в секрете. На пресс-конференции Михаил Герцман попытался описать суть своего нового детища, не раскрывая его замысла. В балете затронута тема, над которой композитор думал всю жизнь. Косвенно она касается когда-то поразившей его сказки Экзюпери «Маленький принц». Но только косвенно, так как более прагматичный и жестокий XXI век открыл в спектакле, в котором все-таки звучат мотивы Экзюпери, новые темы и повороты. В балете затронуты чувства, которые никогда бы не могли быть у автора чудесной сказки. Это тема предательства. Это «то ужасное, трагическое, мистическое и необъяснимое», что может произойти с приручением («Мы в ответе за тех, кого приручили»). Произведение большое, в нем много контрастов, по словам композитора, это своего рода философская притча о том, что человек мечтает об одном, а получает то другое, что не приносит ему радости.

Михаил Герцман не скрывал волнения:

– Бесконечно переживаю, хотя премьера – это всегда волнение. Но я написал шесть или семь мюзиклов и обычно предвидел реакцию публики, знал, где будут аплодировать, где засмеются. Здесь я этого не знаю, сама интрига наполняет меня мистическим ужасом.

Музыку же, по признанию композитора, он написал в чрезвычайно жесткие сроки – за полтора месяца, сцены из балета снились ему, все это время он пребывал «в фантасмагорическом состоянии». Еще одна интрига – в финале балета прозвучит песня, когда-то давно написанная Герцманом.  Спектакль ставится в рамках гранта главы Республики Коми.

О новой оперной постановке «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха рассказал Азат Максутов.

Эрнст Теодор Амадей Гофман – писатель сложный и противоречивый. Его произведения полны смешения фантастического и реального, веселого и трагического. Его герои разрываются между высокой поэзией творчества и суровой правдой жизни. В опере «Сказки Гофмана» Жак Оффенбах, взяв три новеллы Гофмана и по-своему разместив их, провел писателя-романтика дорогой его же персонажей. Композитор поставил философский вопрос взаимоотношения поэта и женщины. Женщины-куклы, женщины-певицы, женщины-куртизанки.

Ставит новую оперу главный режиссер театра Илья Можайский, музыкальным руководителем, как и всех новых спектаклей, выступает Азат Максутов.

Все три постановки, как было отмечено, финансово затратные. Тем не менее театр решил подойти к юбилею во всеоружии, помимо всего, как отметил Дмитрий Степанов, планируется провести реконструкцию декораций и костюмов оперы «Евгений Онегин», оперетты «Летучая мышь» – чтобы спектакли заиграли новыми красками. Предполагаются и вводы в эти спектакли новых артистов.

Концерты

Продолжится цикл симфонических концертов оркестра театра с приглашенными солистами-инструменталистами «Отражение вечности». Меломаны хорошо помнят первый концерт Петра Чайковского в блестящем исполнении пианиста Владимира Овчинникова (Москва), концерт скрипача Николая Саченко, исполнявшего музыку Иоганна Брамса и просто невероятного музыканта – пианиста Андрея Дубова, в прошлом году взорвавшего зал музыкой Игоря Стравинского, Сергея Рахманинова и Роберта Шумана.

В этом году первый концерт в рамках цикла будет состоять из легкой романтической европейской музыки. Имя приглашенного инструменталиста пока тоже держится в секрете.

О втором концерте, который запланирован на 26 января, Азат Максутов, по его же признанию, говорил с особой радостью и гордостью.

– Мы замахиваемся на мегапроект – большой сводный хор: театра, Гимназии искусств при главе Коми, республиканского колледжа искусств и мужского хора филармонии. Запланирована кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский». Это будет второе отделение концерта, а в первом прозвучит музыка Петра Чайковского, солистом выступит художественный руководитель Кировской филармонии Андрей Сандалов. Проведет концерты их «штатный представитель» Михаил Герцман.

Театр ежегодно организует и проводит концерты «Таланты XXI века» совместно с колледжем искусств и Гимназией искусств при главе республики. В этом году к концерту подключатся воркутинский колледж и ухтинская музыкальная школа.

Таким образом, отметил главный дирижер, делаются своего рода инвестиции в морально-нравственный облик республики, который она будет иметь через 5-10 лет.

Гастроли

Плотной гастрольной деятельностью насыщена первая часть театрального сезона. Впервые за историю существования федеральной программы «Большие гастроли», которая курируется Минкультом России, появилась возможность вписаться в проект и региональным театрам. Причем на условиях софинансирования. С одной стороны, это будет грант главы республики, с другой – средства из федерального бюджета. Вписаться в программу могут не все региональные театры, а только те, кто прошел отбор.

Таким образом расширится география гастролей. В октябре состоятся гастроли балетной труппы театра в Киров, где покажут четыре спектакля: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и национальный балет «Яг-Морт».

В ноябре в Ижевске и Йошкар-Оле в рамках обменных гастролей труппа представит разножанровый репертуар: классические постановки, спектакли для детей и взрослых. Это опера «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини, заглавную партию в ней исполнит уроженка Коми Ольга Георгиева, которая буквально на днях стала лауреатом Международного конкурса в Италии, а также получила несколько занятных предложений о работе от европейских агентов. Помимо этого труппа везет оперетты: «Севастопольский вальс» Константина Листова и «Цыганский барон» Иоганна Штрауса, которые, как было отмечено, после работы режиссера Ильи Можайского «заиграли новыми красками», а также музыкальную сказку Бориса Лагоды «Детектив в стиле РОК-Н-РЭП-КА».

В декабре балетной труппе театра предстоят большие гастроли в Германию, где на разных площадках пройдут «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», всего 38 спектаклей.

Новички, гости и ложечка дегтя

В новом сезоне ожидается большое количество новых солистов, которые будут участвовать в текущем репертуаре. Это будут яркие звезды из приезжих, тем не менее приоритет, отметил директор театра, отдается местным артистам.

На этой неделе в театр приезжает очередной новый режиссер. С этого сезона приступает к работе в оркестре замечательный валторнист Александр Иванов. Помимо того, главный дирижер, по его признанию, третий год гоняется за «суперскрипачом», в прошлом – концертмейстером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Сергеем Емельяновым. Приобретение такого специалиста, предположил дирижер, скажется на внутренней культуре каждого оркестранта. Судя по настроению Азата Максутова, догнать первую скрипку ему все же удалось. Тем не менее проблема с кадрами остается.

– К сожалению, мы никак не можем который год добиться решения вопроса о достижении нормы по штатному расписанию, – изменил настроение Азат Максутов. – Как нам не хватало ставок, так все и остается. Это при том, что нам крайне необходимы бас, баритон, меццо-сопрано, драм-сопрано. А кроме того, помимо «грубых» разделений существуют еще и разные басы, например, бас-буф, бас-профундо. Без всех этих голосов мы задыхаемся.

Похоже, недостаток своих басов и баритонов с лихвой будет компенсироваться гостями.

1 декабря в опере «Риголетто» зрители встретятся с полюбившимся по партии Григория Грязнова («Царская невеста») Александром Красновым – солистом Екатеринбургского театра оперы и балета и Большого театра, а также с уроженцем Коми Владиславом Поповым, в этой же опере исполняющим партию Собакина, выпускницей Московской консерватории Юлией Проняевой, которая будет петь заглавную партию в опере «Кармен», и многими другими.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

2 ответов на От любви до ненависти, от предательства – до мистики

  1. Азат Максутов.:

    Марина Щербинина — безусловно, хороший журналист. Но, к сожалению, она отнеслась очень вольно к цитированию, что во многом исказило смыл заявленного руководством театра на пресс конференции. Очень жаль.

  2. Азат Максутов.:

    https://www.komi.kp.ru/daily/26726/3753542/
    Здесь воспроизведено более точное цитирование моих слов.

Добавить комментарий