К Арктике с любовью и ответственностью

Международный туристский форум в Воркуте стал площадкой для обмена бесценным опытом

Вопросы ответственного и социального туризма, дороговизны трафиков в Арктической зоне для русского туриста, проблемы безопасности маршрутов и многие другие обсудили участники II Международного туристского форума, который прошел в Воркуте с 17 по 19 августа. Всего в работе форума приняли участие порядка 140 человек из России, а также Норвегии, Финляндии и Нидерландов. Как и было обещано, «Республика» рассказывает о наиболее любопытных моментах, которые обсуждались на площадках форума.

Экологи перед дилеммой

Безусловно, самое привлекательное, что может происходить на подобных собраниях, – это новые знакомства, общение и обмен бесценным опытом. В этой связи можно было только удивляться, насколько с разных позиций участники подошли к теме арктического туризма. Президент ассоциации деятелей культуры для поддержки и развития талантливой молодежи, продюсер проекта «Молодая Арктика» (Москва) Виктория Лукина, например, представила проект, который на первый взгляд далек от туризма. Но только на первый. Ведь международный молодежный фестиваль визуальных искусств, посвященный завораживающей своей красотой природе, животному миру, народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, – продукт, направленный на экологическое просвещение и побуждение человека вживую прикоснуться к этому прекрасному миру.

Свое видение перспективы развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях представила заместитель директора Республиканского центра обеспечения функционирования ООПТ Татьяна Плато. К особо охраняемым природным территориям в Коми относятся Национальный парк «Югыд ва» и Печоро-Илычский заповедник, которые являются объектами федерального значения, а также 162 государственных природных заказника, 73 памятника природы и один охраняемый ландшафт, находящийся на территории Воркуты.

По убеждению Татьяны Плато, познавательный туризм может развиваться в наиболее привлекательных живописных местах республики при наличии нескольких условий. Первое – если у местного населения существует интерес к этим местам. Важнейший компонент – создание определенной инфраструктуры: без урн и биотуалетов, считает заместитель директора, развивать туризм на этих территориях бессмысленно. И третье – отработанная система туристических маршрутов, чтобы заранее заинтересовать потенциального туриста.

– Да, наша организация работает над реализацией программы по развитию туризма. Но здесь у нас дилемма. С одной стороны – открыть территории, чтобы туристов было больше. С другой – турпоток несет массу проблем, которые ставят вопрос: а нужно ли открывать? Это лесные пожары – следствие костров, шашлыков, уничтожающие уникальность природы. Это и уничтожение уникальной фауны автотранспортом, въезд которого разрешен, а также банальное браконьерство. Ежегодно заказники наполняются продуктами жизнедеятельности человека, несмотря на то, что в эти заповедные места приезжают на транспорте, но вывезти мусор за собой многие не считают нужным.

Если с федеральными заказниками вопрос стоит отдельно, то привести в божеский вид более двух сотен природных заказников силами центра физически нереально, – отметила выступавшая. – Тут вся надежда на социальное партнерство с бизнес-структурами.

Не менее важная проблема – бесплатное посещение объектов. Специалисты центра считают, что в этом плане стоило бы придерживаться мировой практики, когда туристы платят за вхождение в заповедные зоны. Центр пытался решить этот  вопрос, дело даже дошло до прокуратуры, но та дала отпор, обосновав свою позицию прописанными в конституции принципами свободного перемещения.

– А вы судитесь, и вопрос наверняка будет решен, как практика показывает, – неожиданно посоветовал Татьяне Плато один из участников форума, директор Национального парка «Русская Арктика» (Архангельская область) Александр Кириллов.

Большая уборка

«Русская Арктика» – это самая северная и самая большая особо охраняемая природная территория в России. Национальный парк был создан в 2009 году, сегодня в него входит северная часть острова Северный архипелаг Новая Земля с прилегающими островами, а также самая северная суша Евразии – Земля Франца-Иосифа. Главная задача национального парка – сохранение культурного, исторического и природного наследия, а также ликвидация накопленного экологического ущерба. В 2010 году Владимир Путин, посетивший Землю Франца-Иосифа, заявил о необходимости провести «генеральную уборку» в Арктике, в качестве пилотной территории был выбран архипелаг Земля Франца-Иосифа. Большое количество отходов уже ликвидировано.

Александр Кириллов рассказал, что уборка мусора осуществляется не только силами сотрудников нацпарка, но и туристами. Когда те высаживаются в бухту Тихая, каждому дается пакет. Таким образом в год, по словам Кириллова, собираются тонны мусора. Взамен на выходе туристы получают памятную открытку «Почистил Арктику».

Порядка 95 процентов туристов «Русской Арктики» – иностранцы, из них 27 процентов – китайцы, по большей части пенсионеры. Около 20 процентов из общего туристического потока – немцы. И только шесть – русские. В прошлом году 954 туриста побывали в «Русской Арктике». В России такие туры никто не организует. Если русскому удалось накопить денег – а путешествие обойдется более чем в полтора миллиона рублей, – ему придется обратиться к иностранным компаниям, представители которых есть в крупных городах России.

Туры дорогие из-за длительного пребывания в пути. От Архангельска до Земли Франца-Иосифа пароход идет четыре-пять суток в одну сторону. И как минимум столько же – назад. По прибытии туристы не живут на островах – там нет инфраструктуры, они живут на судах. В долгом пути огромные средства требуются на питание, быт, досуг.

Чтобы Архангельской области начать зарабатывать на туризме, придется вложить нереальные деньги. Самый быстрый способ добраться до Арктики – самолет, но в «Русской Арктике» нет гражданского аэродрома.  Александр Кириллов  считает, что это вряд ли можно считать минусом. Вопрос массового туризма в Арктике скорее риторический: нужен ли он в месте, которое считается заповедным? И, может, не так уж плохо, что билет в Арктику достать непросто?

Тем не менее при обсуждении дороговизны билетов на суда один из участников площадки заявил: а может, летать на дирижабле? В пять раз дешевле обойдется.

Относительно же платы за посещение особо охраняемых территорий Александр Кириллов привел пример Национального парка «Куршская коса», который взимает плату с человека на обоих КПП парка (со стороны Зеленограда и со стороны Литовской Республики) независимо от способа передвижения. По его мнению, на собираемые средства можно содержать еще два аналогичных парка. Кстати, плата взимается в соответствии с федеральным законодательством.

Вопрос дорогого трафика к островам архипелага долго не давал покоя участникам этой площадки: дескать, китайцы и немцы могут, а мы-то что ж, по русской Арктике – и никогда? В этой связи абсолютно противоположную реакцию вызвало выступление директора туроператора «Северный Урал» Дмитрия Кириллова (на снимке).

Как стать социальным туристом

В арсенале этого туроператора – маршруты по северной тайге, вертолетные заброски на плато Маньпупунер, на перевал Дятлова и новый маршрут – «Единый Северный Урал», проходящий вдоль всего основного хребта – от Вишерского (Пермский край) до Печоро-Илычского заповедника. Но на форуме Дмитрий представил не маршруты, а разработанный им и уже воплощенный в жизнь уникальный проект «Горные модули», обеспечивающий максимально безопасное пребывание человека в экстремальных условиях. Создание проекта Дмитрий, который порядка 20 лет занимается профессиональным туризмом, подкрепляет своей весьма убедительной философией: «Желание брать от природы со временем изменилось на желание отдать». Началось с того, что он сдал все свои охотничьи ружья в милицию, а на территории своего частного охотхозяйства запретил какую-либо охоту вообще.

А потом придумал идею модулей. Идея возникла в силу двух причин. Первая – трагическая: в июне 2015 года в горах Алтая четверо туристов погибли от переохлаждения из-за ледяного дождя. Вторая причина – на плато под горой Отортен, к которой в 1959 году стремилась печально известная экспедиция Дятлова, над озером Одинокого гусиного пера был задумал тематический туристский лагерь для занятия йогой. Но в этом месте сумасшедшие ветра: палатки бы разорвало. Построить хоть какую сараюшку из бруса или бревна? Но тут, как говорится, телушка – полушка, да рубль перевоз. Посмотрев иностранные сайты, Дмитрий с коллегами ничего подходящего не нашли. Тогда в голову пермского бизнесмена и пришла идея горных модулей, которые бы легко транспортировались вертолетом. Разрезав (на компьютере, разумеется) вертолет Ми-8 на две части, Дмитрий со товарищи «сконструировали» в нем модуль – небольшой домик.

Сегодня горных модульных домиков для пеших туристов уже более десяти. Шесть на Камчатке, четыре – на плато горы Тулым (Вишерский заповедник), первый – санитарный – на плато Маньпупунер, где планируется поставить еще несколько модулей. Домики из стеклопластика предназначены для недлительного проживания в них туристов-пешеходов. Каждый модуль оборудован лежаками (от четырех до восьми), печкой, приспособленной только для обогрева, четырьмя столиками, аптечкой, солнечными батареями, аккумулятором, розетками. В каждом модуле – диодное освещение. Для пеших туристов – домики бесплатные, причем расположены они так, что на автомобиле к ним не подъехать. Дабы, по словам Дмитрия, не поддаться искушению разжиться на халяву тем же аккумулятором. И еще – ежемесячно к каждому домику доставляются пеллеты, чтобы замерзшие люди могли спокойно ночевать в тепле.

Свои альтруистические изыскания Дмитрий Кириллов объясняет просто: «Есть желание помочь государству развивать туризм, тем более мы имеем такую возможность». Внакладе, к слову, туроператор не остается, с лихвой возмещая затраты на водном туризме, туристах-рыбаках, на однодневных турах в горы Северного Урала.

Горные модули уже обрели популярность настолько, что недавно «Северный Урал» получил заказ на изготовление одиннадцати пятнадцатиместных модульных чумов от нацпарка «Югыд ва». Эскизы будущих чумов также были представлены в рамках презентации.

Проект Дмитрия Кириллова напрямую можно отнести к социальному, или ответственному, туризму. Это была тема следующего яркого проекта, который представила исполнительный директор международного Центра ответственного туризма (Москва) Наталья Дронова.

Центр был создан в октябре 2015 года, его цель – объединить под эгидой ответственного туризма усилия бизнес-сообщества, представителей власти, ученых, прессу, некоммерческий сектор и частных лиц. Задача центра – побудить путешественников сознательно относиться к тем территориям, куда они едут отдыхать. Девиз этого проекта: «Путешествуя – помогай!».

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Надежды Кожевниковой

Оставьте первый комментарий для "К Арктике с любовью и ответственностью"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.