Усть-куломский мастер Алексей Наумик: «Меня может увлечь любое дело»

На выставке достижений и возможностей народного хозяйства Республики Коми «Достояние Севера», которая развернется 20 августа в Сыктывкаре на площадке ТРЦ «Июнь», свои изделия представят умельцы из всех муниципалитетов региона. Среди участников Коми ВДНХ будет и создатель множества необычных средств передвижения, устройств и агрегатов Алексей Наумик. В интервью «Республике» усть-куломский Кулибин рассказал о тонкостях мастерства и своих новинках.

– Наверное, чуть ли не каждый мастер может про себя сказать, что тяга к творчеству, созданию чего-либо своими руками у него родом из детства, азам учил кто-то из родных. А у вас с чего все начиналось, кто или что приобщило вас к изобретательству и желанию мастерить?

– По образованию я учитель физики-информатики – окончил физмат КГПИ, но по специальности не работал никогда. У нас свой семейный бизнес, где я и задействован в большей степени. С детства увлекался самодельными изобретениями, у отца наблюдал, искал всякие моторчики, шестеренки, думал, что с ними можно сделать. С увлечением читал журнал «Моделист-конструктор», книжки «Почемучка», «Что нам стоит флот построить».

Мечтой детства было конструирование аэросаней – представлял себе, как они помчатся по далям наших необъезженных полей и рек. Мечта зародилась, когда я учился в пятом классе, а в седьмом отец научил меня варить металл. Тогда же я и сварил свою первую раму для аэросаней, сделал три лыжи и приступил к изготовлению пропеллера. Но на этом все и закончилось, никто не помог и не поддержал. Из других творений детских лет – тележка для переноски двух фляг с водой, плот типа катамарана из пластиковых бутылок, вагонки. В десятом классе, когда наша семья перебралась в новый дом, который еще достраивался, я вспомнил про свою мечту и сварил вторую раму для аэросаней. Но начались выпускные экзамены, я поступил в вуз, отслужил в армии, и вот уже пролетело немало лет, а мечта так и не осуществилась до сих пор.

– Судя по вашей странице «ВКонтакте», круг ваших творческих интересов обширный. Расскажите про ваши самые первые изделия. Как набирались мастерства, осваивали новые технологии, где всему этому учились?

– Первые изделия – бумажные модели машин, где крутились колеса, рулили передние колеса. Я тогда учился в начальных классах. Затем попробовал себя в летательных игрушках типа «Муха». Потом на основе такого же аэродинамического пропеллера сделал игрушечные деревянные аэросани на колесах и резиномоторе. Опыта набирался методом проб и ошибок, а также штудируя инструкции в журналах. В принципе я повторял то, что изобрели другие, но добавлял что-то свое, видоизменял. А еще в детстве увлекался пиротехникой – покупал фейерверки, разбирал их, изучал начинку и делал свои ракеты, которые взлетали.

– Какие из работ потребовали напряженной работы ума и усилий, чтобы достать необходимое оборудование, запчасти, схему и так далее?

– Так можно сказать почти о каждом изделии. Приходится думать, как воплотить замысел, искать запчасти. В глубинке с этим большие сложности, некоторые вещи проблематично достать даже в Сыктывкаре. Хорошо, что сейчас через интернет можно найти все что угодно. Больше всего, конечно, пришлось поломать голову над построением ЧПУ-станка (с числовым программным управлением). Честно говоря, я не верил, что это может у меня получиться. Трудно было найти подобный станок даже в ближайшем городе, куда уж говорить про наставника, который бы подсказал, что к чему. Все изучал самостоятельно, долго. В итоге, чтобы не тратить слишком много денег, решил построить маленький станок с ЧПУ формата А4. Он состоял из фанеры, крепежных элементов, шаговых двигателей от старых принтеров, мебельных направляющих, бормашинки Dremel. А электронику делал полностью сам, нашел подобные образцы в интернете.

Тогда же попутно освоил создание печатных плат методом ЛУТ. Станок заработал отлично, и я сразу же задумался над созданием большого станка для более сложных задач – резки пластика, дерева, дюралюминия. Вот над ним я очень долго думал, месяца три изучал форумы, попутно делал проект в Компасе3D, искал возможные запчасти, покупал их на российских сайтах, выписывал из Украины, Польши, США, Китая. Через полгода станок был уже готов и работал. Много времени и усилий потребовал и электровеломобиль, точнее, некоторые его элементы. Но тут было уже проще и с запчастями, и с опытом, и с верой в собственные силы и возможности.

– ЧПУ-станок вы изготовили сами, а другие как раздобыли? Ведь любой станок стоит огромных денег, а различного оборудования любому мастеру нужно много.

– Некоторые станки (токарный, сверлильный) я «нашел», выпросил, восстановил и запустил. Это была груда металла, годная разве что на чермет. Для их восстановления надо было найти двигатели, выточить шкивы, сделать электрику. Конечно же, не обошлось и без помощников. Например, мой зять работал в школе трудовиком. С ним мы восстановили несколько станков для меня и него. Некоторую аппаратуру – шуруповерты, сварочный аппарат – покупал. Гидравлический пресс, листогибочный и пазовальный станки создавал сам. Для очередных проектов необходима была печатная плата, которую нужно было сделать самому. Начал в интернете искать и наткнулся на изготовление печатных плат на станке с ЧПУ. Меня заинтересовала уже не сама плата, а станок, как он сделан. И пошло-поехало: одно хобби плавно перетекло в другое. С тех пор я печатную плату на ЧПУ-станке так и не сделал – оказывается, можно делать более интересные вещи. Так родилась идея создания станка ЧПУ.

– Два года назад вы создали снегоход на основе бензопилы, а сейчас в социальных группах появилось фото вашего нового летнего средства передвижения. Как вы его назвали и из чего сделали?

– Это электровеломобиль-трайк. Я до сих пор думаю, как его красиво и симпатично назвать. Он готов пока наполовину. Может, когда будет оформлен полностью, вырисуется и название. Думаю закончить его уже зимой. В нынешнем виде трайк весит примерно 65 килограммов, скорость развивает до 40 километров в час. Дальность трудно оценить, все зависит от стиля езды, местности, скорости, веса человека. Реальных тестов на дальность пути еще не было. По расчетам, должно хватить на 25-45 километров при емкости аккумулятора 20 Ач 48 В. Сзади ведущее мотор-колесо от фэтбайка на 1000 Вт, шесть скоростей переключения. Велопривод сделан для того, чтобы облегчить нагрузку на электромотор, для более быстрой езды.

Трайк предназначен для российских дорог с ямами. Основной идеей и отличием от зарубежных аналогов как раз была комплектация амортизаторами всех колес. Трайк создавался в гараже. 3D-проект делался в программе Компас3D, только чтобы примерно представить, как должна выглядеть рама с колесами. Много времени уходило на стыковки, переделки, поиск запчастей. Рама сварена из тонкостенных металлических профильных труб, некоторые элементы вырезаны из дюралюминия на своем ЧПУ-станке, запчасти из авто-веломагазинов, с китайских и российских сайтов. Полностью сам собирал, никто не помогал, да и никто не умеет. Для этого нужно обладать определенными навыками, энтузиазмом и мотивацией, опытом и знаниями. Была у меня идея собрать команду в селе (не только для сборки трайка), но так никто и не откликнулся. Собирал электровеломобиль месяца два, с редкими подходами, в рамках хобби.

– Как рождается идея очередного изобретения? Например, у вас много резных деревянных работ: шкатулки, ключницы, полки, декоративная посуда – и среди них очень эффектная Эйфелева башня.

– Эйфелева башня – просто понравилась идея в интернете. Скачал, доработал программу под свои размеры и вырезал. Вообще, есть очень много интересных вещей, но, чтобы их изготовить, нужен лазерный станок и большой фрезерный. Их я хочу собрать ближе к зиме в своей мастерской, которой пока нет. Мне не интересно покупать такие станки, да и стоят они очень и очень дорого. Мне интересен сам процесс сборки и приобретение опыта.

– Каким из ваших изобретений вы гордитесь больше всего?

– Наверное, станком ЧПУ. Это то хобби, которое само себя окупило и продолжает приносить дополнительные небольшие деньги. Электровеломобиль, безусловно, тоже серьезная вещь, просто она пока недоработана. Но то, что сейчас имеется, уже превзошло мои ожидания. Не думал, что он будет так хорошо ездить и вызовет такой большой интерес. Есть, конечно, нюансы, которые требуют еще «мозгования» и переделок, но это мелочи. Все упирается во время, ведь помимо увлечений есть еще и работа, частный дом, требующий ремонта, строительство нового дома, семья, огород и так далее.

Честно сказать, я боюсь уже заходить в интернет и искать что-то интересненькое. Меня может увлечь любое дело. Ведь после армии я все искал чем бы заняться, чтобы было интересно жить. Хотел сделать мини-завод по производству брикетов из опилок – я сторонник экологии, да и в столярке у нас постоянно опилок много. Хотел создать кинотеатр 3D, а также завод по производству строительных блоков из арболита. Но, хорошо все проанализировав, отказался от этих идей. Правда, спустя пять-семь лет некоторые из этих идей воплотили мои односельчане, и это очень хорошо. А я занялся светодиодной технологией, сделал несколько светодиодных люстр, подобных в продаже до сих пор не видел, дневных ходовых огней (причем даже алюминиевый корпус сам отливал, подробности есть у меня на YouTube), светильников как офисных, так и домашних.

– Чего в вашем арсенале больше – прикладных, полезных в хозяйстве агрегатов или созданных для души?

– Пожалуй, больше для души. Мне интересно что-то делать, чего нет у нас, и показать людям, делиться опытом. Конечно, такой опыт и эмоции дорого обходятся, поэтому не все этим могут заниматься. Энтузиастов мало, к сожалению.

А что касается прикладных вещей, то мне очень интересна тема альтернативной энергии, ведь отопление домов обходится недешево. В прошлом году я изучил все, что касается солнечных коллекторов, и, насмотревшись видео, решил сам изготовить экспериментальный образец из досок, утеплителя и пивных банок. Оказалось, в наших широтах солнечной энергии для подобного способа отопления недостаточно. Значит, нужно двигаться в другом направлении. Вероятно, больше подойдут вакуумные варианты, солнечные батареи, ветроэнергетика, что, конечно, пока очень дорого. Но счета за коммуналку с каждым годом растут, так что, думаю, поневоле придется вернуться к этой теме.

Беседовала Галина БОБРАКОВА

Фото из архива Алексея НАУМИКА

Добавить комментарий