На Печору к сохатым

Лосеферму заповедника намерены сделать привлекательнее для туристов

Больше двух тысяч туристов побывали в прошлом году на лосеферме Печоро-Илычского заповедника. На уникальном объекте, где впервые в мире смогли приручить сохатых, мечтают побывать многие, поэтому принято решение расширить лосеферму: построить новый загон, создать визит-центр. Кроме того – вернуться к давним экспериментам по объездке лосей.

4 августа в Якше побывала правительственная делегация во главе с руководителем республики Сергеем Гапликовым. Заглянули они и на лосеферму, где их научили поить молоком из бутылочки лосят и самих угостили лосиным молоком.

Всего за время ее существования – с 1949 года – здесь выращено 640 лосей. В 1990-е годы ферма была на грани исчезновения, привыкших доверять людям лосей убивали браконьеры, часть сохатых погибла, поев комбикорм от недобросовестного поставщика. В какой-то момент на лосеферме остались лишь два осиротевших лосенка. В двухтысячных дела постепенно пошли на лад, питомцев на ферме становилось больше, достроили наконец просторные загоны, площадь самого большого из них – два на три километра. Правда, высокое ограждение из сетки для взрослых лосей не помеха, особо свободолюбивые питомцы ухитряются с разгону перемахнуть двухметровую изгородь и, бывает, месяцами гуляют на воле. Точно так же к одомашненным заглядывают с воли «женихи» – дикие лоси.

Сейчас на лосеферме живут четыре взрослых лосихи, один взрослый самец, пятеро подростков, родившихся в прошлом году, и еще четверо малышей, появившихся на свет нынешней весной. Среди подрастающего поколения наблюдается некий гендерный дисбаланс: в прошлом году почему-то сплошь рождались лосята-мальчики, в этом году – девочки. Единственный лосенок-мальчик, родившийся этой весной, оказался слабеньким и умер, по этой же причине погибли и две маленькие лосихи. Еще одну – рыжую Софийку еле выходили, выкормив из шприца. Теперь она живет в «детском» загоне вместе со своими ровесницами – Стешой, Дуняшей и Варварой. Девицы все бойкие, литровую бутылочку молока высасывают секунд за двадцать, к людям ластятся и все норовят попробовать на вкус – от сотового телефона до штатива телекамеры.

В 1960-х годах прирученные лосята из Якши периодически переезжали на другие испытательные станции в разные регионы СССР и даже за границу. Именно от них пошли лоси на костромской лосеферме, ныне весьма раскрученном туристическом объекте. Якше о такой посещаемости пока остается только мечтать, многие бы хотели здесь побывать, но уж очень проблематично добираться в верховья Печоры. Тем не менее здесь намерены сделать лосеферму еще более привлекательной для туристов.

Как рассказал главе Коми и.о. директора заповедника Леонид Симакин, в этом году здесь начали строить визит-центр, в этом году сделают сруб, в следующем его будут обустраивать изнутри, подводить коммуникации. К концу 2018 года визит-центр должен быть запущен в эксплуатацию, в его состав войдут музей лосефермы, большой зал, где можно будет проводить конференции, читать лекции, общаться с туристами, на втором этаже – несколько гостевых комнат. Сейчас туристы смогут останавливаться в гостевых домиках прямо рядом с загонами или в гостиничном комплексе на другой стороне реки. При строительстве визит-центра не помешала бы помощь со стороны республики, но этот вопрос решить документально сложно – официально заповедник является федеральной структурой и финансируется из центра.

В плане развития лосефермы значится устройство охранной зоны вокруг заповедника, в которую будет входить биосферный полигон, расположенный на реке Унье. На этом полигоне появится инфраструктура для активного туризма – сплавного, вертолетного, пешего. Есть идея возродить объездку лосей. Сохранились фотографии полувековой давности, где запряженные в сани лоси везут сотрудников заповедника и даже катают местных детсадовцев. Если научить этому нынешних лосей, это могло бы стать необычным аттракционом для туристов.

Кроме того, есть проект, на воплощение которого пока не хватает средств, – строительство еще одного большого загона, чтобы один год лоси жили в одном, второй год – в другом, чтобы была естественная кормовая база. Дело в том, что сейчас лоси, живя в одном и том же, пусть и очень просторном, загоне, подчистую выедают подножный корм, и он не успевает восстанавливаться, так что 90 процентов рациона составляют заготовленные сотрудниками заповедника веники. Из-за этого недавно случились большие неприятности, возбудили уголовное дело по факту незаконной рубки берез и елей рядом с территорией лосефермы. «Черным лесорубом» оказался сотрудник заповедника Виктор Квасов, в чьи обязанности входит заготовка кормов для лосей.

Впрочем, Леонид Симакин на вопрос журналиста «Республики» о данной ситуации заявил, что проблема эта в большей мере надуманная.

– Не было никаких «черных лесорубов», никто в заповеднике не заготавливает, это происходит в основном в районе лесных дорог, нам дают возможность заготовки веточных кормов в трехметровой зоне от дороги, и это идет чисто на корм лосям, никаких промышленных рубок. Виктора Квасова мы в обиду не дадим, он наш молодой сотрудник, перспективный, который, кстати, и собирается заниматься объездкой лосей, – пояснил и.о. директора заповедника.

Сейчас лосеферма больше туристический центр, но организовывалась она в свое время для научно-практических целей, в том числе и для отработки методики одомашнивания лося, чтобы им заменить лошадь в труднопроходимых таежных условиях. С развитием вездеходной техники надобность в этом отпала, но вклад в мировую науку сделали немалый, в Якше опровергли множество существующих мифов о лосях, узнали много нового об этих животных. В частности, опровергли мнение о моногамности лосей и о том, что количество отростков на рогах соответствует прожитым годам – на самом деле у старых лосей новые рога вырастают даже с меньшим количеством «веток», чем у молодых. А возраст сохатого точнее всего определяется по зубам.

В финале визита на лосеферму Сергей Гапликов заявил, что хотел бы приехать сюда еще, так как от общения с лосями остаются незабываемые впечатления.

Одновременно с правительственной делегацией в заповедник приехал писатель и зоолог Владимир Алексеев с супругой Надеждой, дочерью Георгия Шубина, руководившего Печоро-Илычским заповедником в 1951-1958 годах. Надежда Георгиевна родилась в Яшке, а в шестилетнем возрасте вместе с родителями уехала из Коми и с тех пор в родных краях не бывала. Позже Георгий Шубин уехал в город Петушки под Владимиром, где еще до войны был одним из основателей зообазы для нужд документального и художественного кино. Дело в том, что звери из зоопарков – весьма плохие «артисты», ведут себя совсем не так, как их дикие собратья. Но и дикого волка или медведя в кино снять проблематично. Поэтому и возникла идея создания базы, где будут дрессировать зверей, чтобы в кадре они себя вели как дикие, но при этом вреда людям причинить не могли. По словам Владимира Алексеева, это был первый подобный объект в СССР, да и во всем мире.

В 1961 году он вернулся на родную зообазу, где и работал до самой смерти в 1973 году. После смерти Георгия Шубина его дочь и зять решили написать о нем книгу, за основу взяли его записи, архивные документы. Но после завершения работы над книгой «Вершина Шубина» решили, что упустили одну очень важную часть его жизни – службу в разведке во время Великой Отечественной. По крупицам собрали информацию, так появилась книга не только о Георгии Шубине, но и о его тридцати сослуживцах по взводу пешей разведки. Книгу «Вершина Шубина» супруги подарили Сергею Гапликову.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора и rkomi.ru

Оставьте первый комментарий для "На Печору к сохатым"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.