Валерий Пронин: «Дорогу на Печору построят раньше, чем планировалось»

В Коми в самом разгаре сезон дорожных работ. Из-за затяжной холодной весны ремонт автотрасс начался несколько позже, чем обычно, поэтому сейчас приходится наверстывать упущенное. Что уже успели сделать, каковы дальнейшие планы на это лето и когда в Коми появится полноценная трасса до Печоры, «Республике» рассказал Валерий Пронин, руководитель Управления автомобильных дорог Республики Коми.

– Прошлое лето к дорожникам благоволило, было много теп-лых и ясных дней, а в этом году и снег сошел позже, и дожди льют беспрерывно. Как это сказалось на ремонте дорог?

– Да, в этом году мы из-за погодных условий май практически потеряли, не смогли даже ямочный ремонт начать в обычное время. Графики сдвинулись как минимум на две недели. Если раньше ямочный ремонт в южных районах мы уже к 1 июля заканчивали, то сейчас, видимо, завершим только к середине месяца. К капитальному ремонту в разных районах приступили в период с 15 по 25 мая, при этом работы из-за дождей ведутся с перерывами. А в северных районах, в Ижемском, Усть-Цилемском, паводок только недавно пошел на спад, так что некоторые дороги в конце июня еще были затопленными. Но, отмечу, что наши подрядчики стараются наверстать упущенное: когда погода позволяет, работают в две смены. Уже сдан участок с 17-го по 23-й километр на объездной дороге Сыктывкара, который начали ремонтировать в прошлом году, введен шестикилометровый подъезд к Усть-Лэкчиму в Корткеросском районе и готов к сдаче в эксплуатацию участок с 17-го по 22-й километр на трассе между Сыктывкаром и Корткеросом в районе Лемъю.

– А с финансированием дела как обстоят?

– В этом году на ремонт и капитальный ремонт по основной программе денег выделено несколько больше, чем в прошлом: в 2016-м было около 960 миллионов рублей, сейчас 1,1 миллиарда (159 миллионов из них – федеральные средства). Плюс деньги газовиков. Недавно правительство Коми подписало соглашение с «Газпромом» о выделении средств на ремонт дорог, которые используются при строительстве газопровода Ухта – Торжок в Ухтинском, Княжпогостском и Усть-Вымском районах. Документ скрепили подписями глава Коми Сергей Гапликов и председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер. По этому соглашению «Газпром» выделяет 708 миллионов рублей, из них в этом году нужно освоить порядка 400 миллионов, остальное – в следующем году. Еще порядка 340 миллионов пойдет на ремонт трассы Сыктывкар – Усть-Кулом на разных участках в рамках программы содержания дорог. Так что вполне неплохо получается – 1,840 миллиарда на ремонт.

– Неплохо по сравнению с прошлым годом, а если оценивать по другому параметру: сколько нужно средств, чтобы привести все наши дороги в действительно хорошее состояние?

– По нашей оценке, и с этими цифрами хорошо знакомы и минстрой Республики Коми, и правительство республики, нужно порядка 50 миллиардов рублей. Например, только на мосты надо потратить где-то 4,5 миллиарда.

– Какие дороги планируется отремонтировать в этом году? Какое направление у нас самое проблемное, на ваш взгляд?

– На «газовые» 400 миллионов в этом году нужно сделать участок от поселка Водный до Ухты, там работы уже идут, их планируется закончить к концу июля. Снимается верхний слой покрытия, убирают колею, ямы, верхний слой кладут щебеночно-мастичным асфальтобетоном. Кроме того, к середине августа будет сделан капитальный ремонт участка дороги Вогваздино – Яренск (шесть с половиной километров), отремонтируют и несколько небольших участков в районе Емвы.

Основные работы по госпрограмме сосредоточатся в Корткеросском и Усть-Куломском районах на автомобильной дороге Сыктывкар – Усть-Кулом – Троицко-Печорск, будет отремонтировано в общей сложности 66 километров. Кроме того, капитально уже отремонтирован подъезд к Усть-Лэкчиму – 6 км, продолжим капитальный ремонт автомобильной дороги Мордино – Лопыдино, в ближайшее время состоится аукцион на участок с 15-го по 25-й километр (10 км), контракт будет подписан на два года с окончанием работ в  2018 году.

В Сысольском районе начнем ремонтировать автомобильную дорогу Визинга – Кажим на участке 48-й – 54-й километр, контракт тоже двухгодичный с окончанием работ в 2018 году. В Прилузском районе заканчиваем работы по ремонту автодороги Летка – Прокопьевка на участке 12-й – 17-й километр и начнем  ремонтировать подъезд к селу Занулье, закончим в следующем году.

Ремонтные работы автодороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар на участке Малая Пера – Ираель в полном разгаре.

– По каким причинам приостановились работы на дороге Ухта – Троицко-Печорск в ее проблемной сорокакилометровой части между поворотами на поселки Кэмдин и Седъю?

– В прошлом году мы закончили работы на 12-километровом участке, остались еще два, в общей сложности 28 километров. Вся документация разработана. Можно делать дорогу, но в конце прошлого года прошел федеральный секвестр дорожных фондов по всей России, поснимали разные суммы, запланированные на ближайшие годы. У нас на 2017 год «срезали» порядка 800 миллионов рублей, секвестр на следующий год – миллиард. Поэтому пришлось исключить дорогу из программы на нынешний год. Ждем улучшения финансовой ситуации. Кстати, жалоб на участок Кэмдин – Седъю сейчас и нет, мы эту дорогу  немного поддержали в рамках программы содержания, добавили объем работ, так что даже грунтовая ее часть  в неплохом состоянии.

– Как идут работы по концессионному соглашению по реконструкции и строительству участков трассы Сыктывкар – Нарьян-Мар?

– Подрядчик приступил к работам в августе прошлого года. Сначала, вплоть до января, шли работы на участке строительства Ираель – Каджером протяженностью 42 километра. Рубили лес, корчевали пни, строили искусственные сооружения, возводили земляное полотно. Все это на самом деле зимой делать гораздо проще. А после Нового года перешли на участок реконструкции  Малая Пера – Ираель, 38 километров. Сейчас там ведутся работы по устройству искусственных сооружений, дорожной одежды. Уже к укладке асфальтобетона приступили. Задача подрядчика – ввести эту часть трассы в эксплуатацию в сентябре-октябре этого года, после чего они вернутся к строительству участка до Каджерома, который должны закончить в следующем году. Вообще-то по условиям концессии движение там планировалось открыть в 2019 году, но подрядчик работает с опережением графика.

– До сих пор в Печору автотранспорт ездил по техническим дорогам, сделанным лесниками и для всеобщего пользования не предназначенным. А новая дорога будет совпадать со старой?

– Она в основном идет параллельно тому зимнику, который сейчас существует. А в некоторых местах его пересекает, потому что зимник петляет, а дорога по нормативным требованиям должна быть по максимуму прямой.

– А Ненецкий автономный округ со своей стороны до границ Коми эту дорогу уже доделал?

– Еще нет, насколько я знаю. Но они работают там уже два года, ведется строительство не от самого Нарьян-Мара, а наоборот – к нему от Харьягинской, это уже практически от границы с территорией Коми.

– Сейчас можно хотя бы ориентировочно предположить, когда появится цельная, хорошая трасса Сыктывкар – Нарьян-Мар, а не отдельные ее части? Что будет после того, как сделают участки от Малой Перы до Каджерома? Много ли нужно отремонтировать и построить на участке от Печоры до Усинска и дальше, до границы с НАО?

– Когда закончатся работы по концессии, у нас появится нормальная дорога до Печоры. А от Печоры до Усинска часть дороги построена, но есть несколько проблемных участков. Во-первых, отрезок до Усть-Лыжи. Там дорога есть, но нет моста через речку Лыжа, люди пользуются наплавным. Капитальный мост мы потихонечку строим. Потихонечку  потому, что для окончания его строительства нам нужно еще порядка 450 миллионов рублей. Денег у нас пока таких нет. На следующий год 30 миллионов заложено, на 2019-й – еще столько же. Во-вторых, переправа через Печору перед Усть-Усой. Там нужен мост с довольно серьезными подходами – порядка 25-ти километров. По примерным подсчетам, на это нужно 8-10 миллиардов рублей. Движение зимой там пока осуществляется по зимнику по пойме Печоры на Усть-Усу,  дальше уже идет дорога на Усинск, а летом по дороге либо до Лыжи, либо до Акиси (это крайняя точка, где дорога еще есть),  затем до Усть-Усы на пароме.

– А давайте чисто теоретически предположим, что все получилось и все эти километры от начала Сыктывкарской объездной, затем до Ухты, Печоры, Усинска и далее до границ с НАО оказались на федеральном балансе. Сколько в результате средств Коми сэкономит если не на ремонте, то хотя бы на содержании этой трассы, и сможет ли направить на другие автодороги?

– Давайте посчитаем. От Сыктывкара до границы с НАО по этой трассе получается примерно тысяча километров. Норматив на содержание дорог у нас сейчас в среднем 350 тысяч рублей в год на километр. Итого – 350 миллионов рублей, которые теоретически могли бы пойти на другие направления. А в целом на содержание дорог по всей Коми  мы тратим порядка 1,3 миллиарда рублей в год. Но дело ведь еще и в том, что нормативы на содержание дорог у федералов в два с половиной раза выше, чем у нас. То есть мы не просто сэкономим 350 миллионов, а привлечем инвестиций из федерального бюджета порядка миллиарда.

– Как сейчас обстоят дела с подрядчиками? Несколько лет назад был случай, когда дорожный бюджет был приличный, а у муниципалитетов возникли проблемы с освоением средств. Участки выставляли на аукционы, но желающих участвовать в них не находилось, организаций, которые занимаются строительством и ремонтом дорог, у нас оказалось недостаточно, чтобы выполнить большое количество работ за одно лето.

– Подрядчики у нас на региональных и муниципальных дорогах все те же: «Темп», «Коми дорожная компания», «Северстрой», в Усинске есть ДРСУ. И проблемы с тем, что некому средства осваивать, сейчас нет, даже, к сожалению, иногда наоборот выходит. У «Темпа», например, из-за сокращения объемов работы сейчас заметно меньше людей трудится, чем бывало раньше. Это последствия того, что у нас многие годы с деньгами на дороги было то густо, то пусто. Это сказывается на работе подрядчиков, в том числе  на их кадровом составе.

– Несколько лет назад у нас начали использовать при ремонте и строительстве дорог щебеночно-мастичный асфальтобетон. Эта технология себя оправдала?

– ЩМА мы впервые использовали в 2008 году, первый участок, который сделали, – объездную Емвы. Движение там интенсивное, но покрытие стоит хорошо, проверяем ежегодно – больших замечаний нет. Как и на других участках, где мы применяли ЩМА еще восемь-девять лет назад. А обычный асфальт уже давно бы либо совсем «упал», либо заметная колея появилась бы. Так что эта технология очень хорошо себя зарекомендовала, и мы практически полностью перешли на этот тип асфальтобетона. Верхние слои дорожной одежды делаем только из него. ЩМА от традиционного покрытия отличается тем, что у него прочностные характеристики в полтора-два раза выше. Мы для него используем высокопрочный щебень марок 1200-1400, специальные добавки целлюлозные, для того чтобы усилить внутренние связи. Получается дороже процентов на 30, чем обычный асфальтобетон, но оно того стоит.

Беседовала Анна ПОТЕХИНА

Фото Марины ЩЕРБИНИНОЙ и БНК

В 2016 году дорожники Коми провели крупные работы в сыктывкарском микрорайоне Кочпон-Чит в Сыктывкаре, где появились новые тротуары, автобусные остановки, пешеходные переходы, линия электроосвещения. Таким же образом преобразились восемь километров трассы в районе поселка Краснозатонский.

4 Комментариев для "Валерий Пронин: «Дорогу на Печору построят раньше, чем планировалось»"

  1. а где берёте высокопрочный щебень марок 1200-1400?

  2. Скажите когда в Печоре начнут делать дороги нормально, не ямочный ремонт, а нормально. Уже как 4 год, делают ямочный ремонт. Центральная дорога полностью разрушена. В городе ездить невозможно. Зато деньги находятся на рисовать разметку. Когда закончится этот беспредел. Во всех городах республики делают дороги, кроме Печоры.

  3. В Печоре который год издеваются над автомобилистами, дорог нет — на Ладоге было меньше воронок чем у нас в городе. Менеджеры закапывают хоть и не значительные деньги но безрассудно в просевший грунт. Контроля нет кругом сватовство и кумовство в руководстве дорожного хозяйства города. Пора ФСБ обращать внимание на наших рукой водителей. Сколько можно крышеваться

  4. до сих пор никак не достроится — ни дороги, ни моста

Добавить комментарий для михаил Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.