От фарса до классики

В столице Коми прошли гастроли Воркутинского драматического театра

С 11 по 16 мая в Сыктывкаре на сцене академического театра драмы имени В.Савина прошли гастроли Воркутинского драматического театра. За шесть дней гости показали пять спектаклей для взрослого зрителя и одну сказку. Не все спектакли вызвали однозначную реакцию зрителей и критиков, тем не менее сыктывкарцы получили огромное театральное удовольствие, как это бывает всегда, когда в гости приезжает труппа из Воркуты.

Гастроли начались со спектакля «Театральная комедия» по пьесе В.Красногорова в постановке художественного руководителя театра Виктора Ножкина. Примечательно, что в театральных программках к каждому гастрольному спектаклю шла небольшая аннотация, видимо, призванная раскрыть глубинный смысл.

Сам спектакль – театр в театре. Трое мужчин (гость – Дмитрий Желнин, герцог – Николай Аникин, граф – Евгений Канатов) пытаются завладеть сердцем прекрасной, яркой, чувственной женщины (графиня – Оксана Ковалева).

Спектакль стилистически выстроен как бенефис – яркий, пышный, с центральной фигурой, вокруг которой закручивается все действие. Правда, с самого начала артисты задали слишком высокий «акустический» градус и практически за все два действия так и не смогли опуститься до полутонов.

Тем не менее интрига любовных треугольников и сама идея, заданная пьесой (кто из нас знает, где грань, разделяющая игру и реальную жизнь), тронули сердца зрителей. Между тем, по мнению московского критика, присутствовавшего на всех спектаклях, – Ольги Нетупской, при такой яркой красавице героям-мужчинам явно не хватило мужской «самости» и харизмы, ни один из трех покорителей сердца графини в актерском плане не дотянулся до ее сумасшедшего обаяния.

Ольга Нетупская – не случайный зритель гастрольных спектаклей. Именно она дала высокую оценку воркутинскому спектаклю «Королева красоты» на Всероссийском театральном фестивале в Йошкар-Оле. Напомним, постановка Виктора Ножкина произвела настоящий фурор и одержала победу на этом фестивале сразу в трех номинациях, в том числе и как лучший актерский дуэт (Оксана Ковалева и Павел Егоров).

Сама пьеса Мартина МакДонаха, как и многое в его творчестве, построена на необычной жесткой ситуации, в которую втянуты ее герои. Для режиссеров это всегда риск уйти в чернуху, в полный экзистенциализм и физиологию. Многого из этого режиссеру удалось избежать, хотя некоторые сцены и выглядели чрезмерно физиологично. Естественно, сыктывкарские театралы волей или неволей сравнивали воркутинскую «Королеву красоты» с сыктывкарской, поставленной в прошлом году в театре драмы режиссером Евгением Софроновым, которая с неизменным успехом идет на малой сцене театра. Но сравнивать по сути и нечего, это совершенно разные спектакли, поставленные под разными углами зрения и отношением к теме.

– Это абсолютно разные позиции, в каждом из спектаклей – своя изюминка, – отмечает сыктывкарский театровед Вера Морозова. – Замечательно то, что в воркутинском спектакле артисты сыграли в отличном ансамбле, понимая, что они играют. Многими зрителями спектакль воспринимался как трогательный и остроактуальный, ведь затронуты такие больные темы, как проблема выживания в старости и уживания с родителями, то есть то, что рано или поздно коснется каждого из нас. И это тот нерв, который держит спектакль и выводит его на современную волну. Спектакль построен так, что каждая сцена, каждая тема вытягивает другую. Это можно сравнить с кругами на воде, в которую бросили камушек. Очень хорошо сыграна роль Мэг, которая выглядит то реалистично драматично, а то и комично. Павлу Егорову эта роль очень удалась, впрочем, все артисты были на высоте.

Между тем московский критик, давшая высокую оценку спектаклю в Йошкар-Оле, при разборе полетов в Сыктывкаре отметила слишком высоко заданный с самого начала эмоциональный градус общения героев, слишком громкую подачу текстов, что порой не совсем соответствовало действию.

Деревенская комедия Степана Лобозерова «По соседству мы живем» подарила сыктывкарским зрителям встречу с блестящим актерским дуэтом – Валентиной Авраамовой и Анатолием Аноприенко. Недаром говорят, что спектакли, где играют эти актеры, обречены на успех, ведь рядом с такими мастерами фальшивить, недоигрывать или напротив – попросту невозможно.

– Классная, сильная актерская комедия, – так охарактеризовала спектакль Ольга Нетупская, тем не менее отметив, что лично ее немного сбивала с толку лирическая сцена с героиней Гульнар Хаматнуровой – Любы, которая несколько искусственно встроена в ткань спектакля, южный говор у героини Оксаны Ковалевой – Елизаветы (действие происходит в сибирской деревне) и шансон, звучащий во время поклона. Зрители же приняли спектакль на ура.

Самым, пожалуй, спорным и неоднозначным, вызвавшим разногласия зрителей стал спектакль по пьесе Дона Нигро в постановке Юрия Нестерова «Дон Жуан влюбился». Сегодня эта пьеса с оригинальным названием «Дон Джованни» идет в нескольких российских театрах. Это оригинальная трактовка вечной истории знаменитого соблазнителя Дон Жуана, его верного слуги Лепорелло, донны Анны и Командора.

Надо отметить, многие зрители, в числе которых и известные в республике творческие деятели, не восприняли спектакль с первых же минут, когда на авансцене Дон Джованни (Павел Егоров), остерегаемый Лепорелло (Николай Аникин), ищет лестницу на балкон (то и дело убегая за кулисы), по которой он намерен забраться к своей будущей возлюбленной. Выглядела эта сцена довольно суетливо и бессмысленно. Сам герой-любовник со сползающими голенищами ботфортов, скорее, вызывал сочувствие, но никак не восхищение. А вот Лепорелло в исполнении Николая Аникина выглядел действительно убедительно на протяжении всего спектакля.

В разговоре с труппой после гастролей Ольга Нетупская довольно жестко отметила, что в спектакле не просматривается причинно-следственных связей и логики между отношениями героев. Спектакль, по ее мнению, не дает ответа на самый главный вопрос, который, кстати, также был отмечен в аннотации: в чем секрет успеха у женщин?

Как бы то ни было, а вот Анатолий Аноприенко в роли старого Казановы дал ответ на этот вопрос. Старый, со вставными деревянными зубами ловелас выглядел хоть и весьма потрепанно, но все ж таки в нем угадывался экс-мачо.

– Странные женщины, странные мужчины, все немножко «недо», не люди, а ироническая оболочка, – отметила критик, добавив, что музыка в спектакле очень эклектична, из-за чего ощущение разорванности только усугубляется.

С этим категорически не согласилась театровед Вера Морозова, заметив, напротив, что музыка – одна из самых сильных сторон спектакля. Надо сказать, что всю музыку постановки Юрий Нестеров взял из двух альбомов одной группы – Свингл Сингерс (Swingle Singers). Музыкальное оформление, к слову, что не раз отмечалось разными рецензентами, всегда было сильной стороной этого режиссера.

Гастроли увенчались мощным аккордом – спектаклем Юрия Нестерова «Село Степанчиково и его обитатели» по одноименной повести Ф.Достоевского. Безусловно, спектакль заслуживает более подробной, детальной рецензии. Тем не менее с уверенностью можно отметить, что сегодня это одна из самых современных постановок, и Юрий Нестеров, несмотря на всю сложность обращения к Достоевскому и сжатые сроки (спектакль ставился одновременно с «Королевой красоты»), взялся за эту повесть отнюдь не случайно, еще раз продемонстрировав провидческий дар Достоевского, предугадавшего, что произойдет со страной спустя десятилетия.

Блестяще, по мнению и многих зрителей, и театроведа Веры Морозовой, сыграл роль полковника Егора Ильича Ростанева актер Павел Егоров. Оценила театровед и сценографию спектакля, в которой принял участие художник-постановщик театра драмы имени В.Савина Эрих Вильсон, придумавший оригинальные костюмы для обитателей села Степанчиково, облачив их не то в карточные, не то в шахматные шутовские черно-бело-серые костюмы. Лишь один Фома Фомич Опискин появлялся то в красной мантии папы римского, то в кипенно-белых одеяниях, то в чем-то смутно напоминающем китель известного кровавого советского главнокомандующего. Оценила Вера Семеновна и остальную сценографию спектакля, и задачу режиссера, и актерскую игру.

– Огромная усадьба показана через изящную установку, где все крутится и все похоже на сумасшедший дом. Блестяще играл Павел Егоров, его Ростанев – действительно трогательный интеллигентный человек – почти уходящий, прекрасный человеческий тип. Ясно здесь читаются и современные мотивы: иногда нужно стукнуть по столу, чтобы тебя услышали. Но вот для женских образов в спектакле места мало: постановка сделана таким образом, что не всем удалось проявить себя. Между тем Марине Юлдашевой, сыгравшей роль наместницы генеральши Крахоткиной – Анны Ниловны Перепилициной, удалось сыграть роль ярко, точно, графично, четко. Ее героиня ляжет костьми за своего кумира, и в ней явно прочитывается двойное дно.

С пиететом Вера Морозова отозвалась и об игре Валентины Авраамовой, сыгравшей роль взбалмошной генеральши. Несколько иное мнение у театроведа о герое Николая Аникина – Фоме Фомиче Опискине. Первое – это то, что лейтмотивом проходило через несколько спектаклей, – «слишком громко». Куда был бы понятнее гипнотизируюший, усыпляющий бдительность тон Фомы Фомича.

Тут трудно не согласиться. Понятно, что Юрий Нестеров из тех режиссеров, кто всегда делает ставку на грамотного зрителя, и в этом его несомненное достоинство. И тем не менее даже нескольких предложений, встроенных в канву спектакля о том, из чего вырос Фома Фомич Опискин, хватило бы для большего понимания его сущности. «Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет. Фому угнетали – и он тотчас же ощутил потребность сам угнетать; над ним ломались – и он сам стал над другими ломаться» (Ф.Достоевский, «Село Степанчиково и его обитатели»).

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

1 Комментарий для "От фарса до классики"

  1. Театралка | 23.05.2017 в 00:22 | Ответить

    Такая высокая оценка спектаклей Воркутинского драмтеатра Верой Морозовой, самым грамотным и авторитетным театральным критиком республики, радует. Это бесспорный успех, хотя подбор спектаклей для гастролей не самый удачный. Особенно, это касается «Театральной комедии», и отчасти, «По соседству мы живем». Бенефис-спектакль В.Г. Авраамовой «Еще не вечер», думается, был бы более уместен, как и постановка по рассказам В. Шукшина.
    А,в целом, спасибо Воркуте за прекрасное искусство. Кстати, возможно в силу этого, мастерство сыктывкарских актеров значительно возросло за последние несколько лет.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.