Будущее медицины Коми спасут кластеры

Система подготовки врачей и медсестер требует новых подходов

Как удержать медицинские кадры в республике и что необходимо сделать для того, чтобы Коми была привлекательна и для своих, и для иногородних высококвалифицированных специалистов – это и многое другое обсудили на заседании совместной комиссии члены региональной Общественной палаты  и представители общественного совета Минздрава РК.

Кадры в сравнении

Как отметил министр здравоохранения РК Дмитрий Березин,  в 2016 году общая численность врачей составила 3 463 человека. Благодаря программе «Земский доктор» обеспеченность врачами сельских районов по сравнению с 2015 годом увеличилась на 2,3 процента, на селе трудоустроились 186 врачей.

Несмотря на это, укомплектованность медицинских организаций кадрами остается низкой – чуть более 50 процентов. Больше всего не хватает врачей ультразвуковой диагностики, скорой медицинской помощи, судмедэкспертов, наркологов, диетологов, психотерапевтов, нейрохирургов, эндоскопистов, травматологов-ортопедов, патологоанатомов.

Продолжает уменьшаться численность среднего медперсонала, в этом звене трудится 10 470 человек (67,9 процента от потребности).

Что касается возрастной структуры врачебных кадров, то за последние пять лет сократилась доля специалистов в возрасте 46-50 лет и 51-55 лет. Высока доля врачей в возрасте до 45 лет (более 55 процентов).

Пополнение

В 2016 году минздрав заключил договоры о целевом приеме с Северным медицинским университетом, Кировской медакадемией, Первым Санкт-Петербургским медуниверситетом имени Ивана
Павлова, Северо-Западным мед-университетом имени Ивана Мечникова, Санкт-Петербургским ГПМУ, СГУ имени Питирима Сорокина. В рамках целевого приема на первый курс было зачислено 68 студентов.

В прошлом году в целевой интернатуре подготовлен 101 молодой специалист, в ординатуре – два специалиста. Трудоустроились после окончания обучения 94 врача-специалиста.

Средних медицинских работников в республике готовят четыре  образовательные организации. Из 288 выпускников прошлого года 157 трудоустроились в государственную систему здравоохранения. Поскольку с 2014 года целевого приема по программам среднего профессионального образования не было, медицинские организации самостоятельно заключали договоры о целевом обучении со студентами медколледжей. Таких договоров в прошлом году заключено 23.

С 2012 года Минздрав РК оказывает дифференцированные меры соцподдержки медработников, интернов и студентов в рамках  региональной кадровой программы. В 2016 году «подъемные» получили 74 врача и 11 средних медработников ФАПов.

В том числе в рамках программы «Земский доктор» выплаты получили 45 врачей (в 2015 году – 23 врача). Увеличению количества участников программы в два раза способствовало повышение возраста участников до 50 лет и включение в программу помимо сельских населенных пунктов поселков городского типа.

Всего за период с 2012 по 2016 год единовременные выплаты получили 324 медработника, в том числе 186 врачей в рамках программы «Земский доктор» в размере одного миллиона рублей.

Чтобы привлечь медиков из других регионов России, по инициативе минздрава республики в минувшем году был расширен перечень наиболее востребованных должностей медработников, при трудоустройстве на которые процентная надбавка к зарплате устанавливается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от стажа работы. В результате в 2016 году в медицинские организации Коми из более чем 20 регионов России и других стран прибыло 102 специалиста: 62 врача и 42 средних медицинских работника.

Новации и хорошо забытое старое

Присутствовавший на заседании генеральный директор ООО «РГС-Мед», экс-министр здравоохранения республики Георгий Дзуцев отметил, что сегодня перемещение среднего медперсонала по медучреждениям республики напоминает броуновское движение. Немалая доля тех, кто получил образование в государственных вузах и колледжах, работает в негосударственных медицинских структурах, что говорит об отсутствии мотивации у молодых медиков работать в государственных организациях. При этом он внес весьма занятное предложение – принять участие в подготовке медспециалистов негосударственным структурам, в том числе таких специалистов, как хирурги и онкологи.

Директор медицинского института СГУ имени Питирима Сорокина, председатель общественного совета Минздрава РК Наталья Кораблева заявила, что в последние годы в высшем медицинском образовании произошли революционные изменения, система подготовки медицинских кадров изменилась и продолжает меняться кардинальным образом. Например, школьные педиатры отныне готовятся через систему бакалавриата, то есть учатся не шесть лет, а четыре года, без интернатуры, которая «ушла» совсем. Подготовка узких специалистов осуществляется только через систему ординатуры, но в ближайшее время открытия ординатуры в республике не предвидится ни по каким специальностям, соответственно, «провал» с этими кадрами неминуем.

В этом году институт выпускает 54 студента, но не известно, сколько из них пойдут в ординатуру, сколько придут в первичное звено, равно и сколько из них пройдут аккредитацию, которая тоже будет проводиться впервые.

Наталья Кораблева подчеркнула, что СГУ стал опорным вузом в плане проекта создания медицинско-образовательного кластера.

– Мы заложили систему подготовки медицинских кадров, чтобы они учились и оставались в республике, и первое, что необходимо сделать, – это воссоздать медицинские классы. Сегодня у нас нет ни одного класса, мы хотим взяться за их воссоздание, чтобы была налажена система интеграции в работе с институтом и медколледжами. Мы готовим открытие педиатрии, идет процесс лицензирования, это необходимо. В дальнейшем – открытие ординатуры по терапии и неврологии, но это очень длительный процесс, – заключила Наталья Кораблева.

Директора мединститута активно поддержала вице-спикер парламента республики Валентина Жиделева, отметившая, что кластер позволит решить  проблемы объединения медколледжей и института без создания единого юрлица, что позволит не сокращать базу и педагогические кадры в этих образовательных мед-учреждениях.

Марина ЩЕРБИНИНА

 

Добавить комментарий