Жители Коми пренебрегают кибергигиеной

По итогам 2016 года в три раза выросло число заявлений жителей Коми о незаконном списании денег с банковских карт. Доля таких жалоб составляет почти четверть от всех рассматриваемых региональным отделением Центрального банка обращений граждан в сфере нарушения требований банковского законодательства. Если в 2015 году были рассмотрены 22 такие жалобы, то в 2016 году – уже 68.

Заведующий сектором технической защиты информации регионального отделения Центробанка Алексей Басенко пояснил, что в основном случаи несанкционированного списания денег с банковских карт граждан связаны с деятельностью мошенников. Успеха аферисты чаще всего добиваются из-за того, что владельцы банковских карт пренебрегают так называемой кибергигиеной.

Одна из частых ошибок владельцев карт, которые пользуются мобильным банком или интернет-банкингом, – переход по неизвестным ссылкам в sms или почтовых сообщениях. Таким образом можно заразить телефон или компьютер вирусом, который получит доступ к счету банковской карты, после чего все деньги будут списаны. Хотя такие сложности порой и не нужны, потому что граждане сами охотно делятся данными своих банковских карт.

Показательный случай произошел в Сыктывкаре. В полицию поступило заявление жительницы города, которая поучаствовала в конкурсе, который якобы объявил один из банков, а после этого со счета ее банковской карты неизвестные списали девять тысяч рублей. Как сообщила пресс-служба МВД Коми, в ходе проверки полицейские выяснили, что у потерпевшей имеется близкая подруга, работающая в банковской сфере. Время от времени приятельница рассказывала девушке о проводимых ее банком акциях. В день совершения преступления потерпевшей от подруги поступило сообщение в социальной сети «ВКонтакте» о возможности стать участницей очередной акции. Для этого якобы необходимо было срочно выслать по определенному электронному адресу фотографию банковской карты. Владелица карты была уверена, что общается с подругой, поэтому не раздумывая выслала фото банковской карты со всеми данными. Через некоторое время сыктывкарка получила несколько сообщений от оператора банка о списании денег со счета. Потерпевшая заблокировала карту и поспешила в полицию.

В республиканском отделении Центробанка пояснили, что главная ошибка потерпевшей – передача данных своей банковской карты посторонним, что является нарушением условий использования банковской карты. В этом случае клиент не может рассчитывать на возмещение банком незаконно списанных средств.

Алексей Басенко рассказал о трех основных действиях, которые должен выполнить человек, обнаруживший списание денег со счета. Во-первых, необходимо позвонить в банк по телефону, который указан на банковской карте или на официальном сайте банка, и заблокировать ее, сообщив о несанкционированном списании средств. Во-вторых, надо в течение суток написать в банке заявление о несогласии с операцией, получить выписку со счета карты, подтверждающую списание. Потом имеет смысл обратиться в полицию с заявлением о хищении.

Иногда владельцы карт перечисляют деньги аферистам буквально своими руками. По словам Алексея Басенко, нередки случаи, когда мошенники под разными предлогами заманивают человека к банкомату и убеждают совершить определенные действия. Например, представившись работниками банка, заверяют, что карта заблокирована, а чтобы ее разблокировать, надо провести с ней определенные манипуляции в банкомате – и люди верят. Кстати, верят не только наивные граждане, но и вполне рассудительные и здравомыслящие: аферисты – хорошие психологи, на самые распространенные вопросы у них заранее заготовлены правдоподобные ответы, а владелец карты испытывает хоть и небольшой, но все-таки стресс, волнуется за свои деньги. Стечение этих факторов и заставляет людей совершать не самые разумные на первый взгляд действия.

Поэтому специалисты Центробанка советуют соблюдать несколько простых правил: не сообщать данные банковской карты (ПИН-код, трехзначный код с оборотной стороны, срок действия) другим лицам, в том числе представляющимся работниками банков, не выполнять указания, если речь идет об операциях с банкоматом, набирая ПИН-код самостоятельно, прикрывать клавиатуру рукой, чтобы комбинацию цифр не видели окружающие, в обязательном порядке использовать антивирус на телефоне или компьютере, с которых осуществляется работа с мобильным или интернет-банком. Также рекомендуется осуществлять операции с помощью банкоматов, установленных в безопасных местах, например, в государственных учреждениях, подразделениях банков, крупных торговых комплексах, гостиницах, аэропортах и так далее.

Людмила ВЛАСОВА

 

Заместитель прокурора республики утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 49-летнего жителя Сосногорска, обвиняемого в мошенничестве. По информации прокуратуры Коми, сосногорец, работающий в одной из местных управляющих компаний и недовольный размером заработной платы, решил подработать незаконным способом. Он приобрел несколько сим-карт на подставных лиц и с их помощью рассылал сообщения с текстом «Ваша банковская карта заблокирована! Подр.инф. по телефону…». Гражданам, которые перезванивали по указанному номеру телефона, мужчина сообщал о необходимости осуществления ряда операций с их банковскими картами, в результате которых он списывал денежные средства на личный «пластик». В результате преступных действий пострадали трое жителей Ульяновской области и один абонент из Республики Адыгея, которые лишились около 30 тысяч рублей.

Вину в содеянном мужчина признал и частично возместил причиненный потерпевшим ущерб.

Оставьте первый комментарий для "Жители Коми пренебрегают кибергигиеной"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.