Возвращение в тихий Дон

После нескольких лет жизни в городах родное село вновь позвало Артура Гарнова

Минувшим летом у въезда в село Дон Усть-Куломского района установили баннер с символикой села и указанием года его основания. Баннер был установлен на средства сельчан, а инициатором идеи и ее реализатором стал 30-летний местный житель Артур Гарнов. После окончания школы Артур поступил в университет и, как многие его сверстники, уехал из села. Работал в Сыктывкаре и Белгороде. А год назад вернулся в родные места.

IMG_6124 гарнов артем

— Когда я по России ездил, то часто при въезде в села видел такие баннеры, – рассказывает мужчина. – Красиво. И это своего рода визитная карточка села. Поэтому, вернувшись на родину, решил тоже такой баннер установить. Деньги на него сами сельчане собрали, а макет по моей просьбе сделала Вера Каваль из Усть-Кулома. Металлическую стойку мы смастерили с приятелем, который владеет сварочным аппаратом.

Легенда гласит, что название озеру Дон дали рыбаки. Придя в эти места рыбачить, они порази-лись виду озера с горы. В лучах закатного солнца вода была цвета каленого железа, на коми этот цвет называется «доналöм». Впоследствии так же назвали и село. По словам Артура Гарнова, обдумывая эскиз баннера, он решил, что на нем должны быть изображены рыба, вода и закатное солнце. А под этим изображением – 1719 год – год создания села.

Артур Гарнов родился в городе Приволжске Ивановской области, откуда родом его отец. В три года родители привезли его на родину матери – в село Дон. Все детство прошло здесь. После школы он поступил учиться в СГУ на филолога. Окончил университет уже женатым. Получив диплом, три года работал на Коми народном радио, потом в пресс-службе одного из министерств. Когда у Гарновых было уже трое детей, супруги решили уехать из Сыктывкара в Белгород. Жена Артура очень хотела жить на юге, поэтому супруги долго не раздумывали, съездили летом в Белгород, присмотрелись и решили переезжать.

На новом месте Артур Гарнов устроился работать в строительстве. То, что пришлось чистую работу поменять на тяжелый труд, мужчину совсем не смущало: на те деньги, что предлагали ему на радио, содержать семью из пяти человек и оплачивать съемную квартиру было нереально.

– Мужик должен приспосабливаться ко всем обстоятельствам и, если это надо, осваивать любое мужское ремесло, – рассуждает он.

В Белгороде семья прожила два с половиной года. Вроде прижились, и город нравился. Но однажды позвонила знакомая из Дона, рассказала, что в селе вместо сгоревшего клуба строится социокультурный центр и туда нужен заведующий. Предложила отправить резюме.

– Я тогда серьезно задумался над этим предложением, ведь в Дону давно не жил, да и в Белгороде появились уже свои друзья, – вспоминает собеседник издания. – Но все-таки отправил свое резюме. Я был одним из нескольких кандидатов. Когда отправлял, думал: если возьмут, значит – судьба, надо ехать. Нет – тоже переживать не буду, останусь в Белгороде.

Спустя какое-то время позвонили из Дона и сообщили, что его ждут на должность заведующего. И Артур решил, что надо ехать. На новом рабочем месте нужно было все начинать буквально с нуля, ведь в клубе были только голые стены. Новоиспеченный завклубом составил список того, что требуется для оснащения социокультурного центра и пришел с ним в районную администрацию.

– Бюджет у нас тяжелый, изыскивать возможности приходится на месте. Создали мужской хор «Донские зори». В этом году нам сшили костюмы, планируем создать новый репертуар, ездим с платными концертами, у себя в селе даем концерты, проводим дискотеки. Так понемногу что-то и зарабатываем, – рассказывает Артур.

О том, что вернулся в родное село, он не жалеет. Да, молодежь, конечно, сейчас стремится в город, потому что в селе нет работы, рассуждает Артур. Не предложили бы ему работу на родине, он тоже так бы и остался в Белгороде: ведь это прекрасный город, удобный для жизни, красивый, там все газифицировано даже в селах. Но нет там в людях такой простоты, как у его односельчан: здесь все друг друга знают, все, как в большой семье. Идешь по улице – все с тобой здороваются, к любому можешь зайти в дом – везде тебя сразу к столу пригласят, чаем напоят.

– Мне кажется, люди – самая главная ценность нашего села, – говорит собеседник. – Те, кто, несмотря ни на что, остался верен родным местам. Конечно, работы в селе не всем хватает, но тот, кто хочет, все равно находит себе применение. Кто-то работает вахтовым методом, кто-то занимается сбором и продажей дикоросов: благо вокруг буквально заповедные леса, полные грибов и ягод. В сезон люди очень хорошо на дикоросах зарабатывают. Все ведь зависит от того, как человек себя настроит. Во всем можно найти свои плюсы. Вон дороги у нас в районе – хуже некуда, но мы как-то с друзьями начали рассуждать на эту тему и пришли к оптимистичному выводу: зато наркотики к нам сюда никто не возит по таким дорогам и водители не гоняют.

Еще один плюс жизни в селе: все рядом. Поэтому Артур Гарнов своей работе может посвящать очень много времени, ищет новые формы организации клубной жизни. Ведь это в советские времена в клуб ходили на танцы да в кино, ну еще в самодеятельности поучаствовать или праздничный концерт посмотреть. Сейчас кинопередвижек в клубах уже нет, а фильмы сельчане предпочитают смотреть дома. Есть у нового заведующего замысел организовать работу клуба по типу антикафе.

– Чтобы люди собирались вместе и с пользой проводили время, – делится директор центра своими рабочими планами. – И нужно продумать развлечения на любой вкус: чтобы и караоке было, возможность потанцевать и поиграть на игровой приставке, позаниматься в спортзале или посидеть за чашкой кофе или чая в компании друзей. Главное – чтобы клуб стал местом культурного досуга, центром притяжения и для детей, и для взрослых.

Галина ГАЕВА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_9076 IMG_6132  социально-культурный центр

Оставьте первый комментарий для "Возвращение в тихий Дон"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.