Берега, которые не дают застояться

Участники экспериментального пленэра представили «свой» Крайний Север

Живопись, графика, фотографии, художественная сварка, скульптурные арт-объекты – сшитые из лоскутков, сваренные из железа, выложенные из дощечек, отшлифованных водами Северного Ледовитого океана, – все это художественное великолепие представлено на итоговой выставке V пленэра визуальных искусств «Клюква», открывшейся 16 августа в Центре культурных инициатив «Югöр».

фото 7

Напомним, в этом году художественный проект обрел романтическую приставку «Берега», хотя по сути пленэр был практически безбрежным, так как проходил в режиме туристского нон-стопа. За время от старта до финиша, то есть с 31 июля до 14 августа, художники, фотографы и музыканты из Сыктывкара, Ухты, Воркуты, Ярославля, Москвы и Санкт-Петербурга побывали в Воркуте и ее окрестностях, на двух компрессорных станциях Газпрома и практически сутки провели на одном из самых красивых мест Арктики – острове Вайгач. На втором этапе пленэра его участники дошлифовывали свои работы в уютной и ставшей для многих родной деревеньке Козловка села Онежье Княжпогостского района.

Первые пленэры проходили именно здесь, в родовых домах семейства Ирины и Дмитрия Алексеевых (Д.Алексеев – директор издательского дома НЭП), которые наряду с куратором проекта «Клюква» художником Анжелой Размановой были зачинщиками этого масштабного творческого полета.

Безусловно, путешествие по Арктической зоне было бы немыслимым, если бы у художников не появились мощные спонсоры в лице ООО «Газпром трансгаз Ухта». Что удивительно: к открытию выставки на хорошей глянцевой бумаге уже были отпечатаны дневники Арктической экспедиции «Клюква. Берега». О такой оперативности нашим музеям остается только мечтать.

Открывая выставку, министр культуры, туризма и архивного дела РК Анастасия Прокудина отметила, что завидует белой завистью всем участникам пленэра.

– Несмотря на плотный рабочий график, я не могла не вырваться на эту чудесную выставку, ведь здесь можно надолго зарядиться позитивными эмоциями, – начала она свое приветствие.

Немало теплых слов о пленэре услышали посетители выставки и от главного партнера проекта – генерального директора ООО «Газпром трансгаз Ухта» Александра Гайворонского, который сообщил, что материала, который наработали художники и фотографы за путешествие, хватит еще не на одну масштабную выставку.

– Для газовиков непривычно заниматься такими вещами, мы делаем это впервые. Мы просто узнали о проекте и поняли, что у нас есть что-то общее. Немало говорят, что газовики и нефтяники все разрушают, все гибнет. Но, я думаю, вы увидели, что это совсем не так. Более того, мы помогаем вам делать далекие места доступными. Безусловно, у нас разные задачи в жизни, но с участниками пленэра нас объединяет одно: мы очень любим землю, на которой живем, природу и людей, которые нас окружают. И в этом мы коллеги, – подчеркнул он.

Поделился гендиректор и творческими планами на следующий год, сообщив, что в июне намерен собрать в Ухте скульпторов республики, которые бы согласились под крылом Газпрома поработать на благоустройстве парковой зоны.

Самые сильные впечатления участники проекта получили от посещения острова Вайгач. Как призналась фотограф Марина Сивакова, она и мечтать не могла о том, что когда-либо ей доведется снимать моржей. На Вайгаче же, как ей стало известно до поездки, находится одно из крупнейших лежбищ этих ластоногих. Крупные, детальные снимки клыкастых усачей свидетельствуют о том, что фотограф снимала их с достаточно близкого расстояния.

Любопытно, что каждый пленэр обнаруживает новые грани таланта практически у каждого, кому выпало счастье принять в нем участие. Хрупкая с виду художник и керамист Анастасия Юрьева, например, освоила для себя искусство… сварки по металлу. С помощью слесаря-ремонтника Максима Шарапова – специалиста по этому брутальному делу на компрессорной станции «Ярынская» художник создала из ржавого железа замечательный арт-объект – двух древних идолов. А бывший сыктывкарец, ныне проживающий в Москве фотограф Игорь Попов во время долгих перелетов на вертолете научился… шить. В качестве материала он использовал свою футболку, из которой сотворил десятки образцов существующих и несуществующих представителей флоры, населяющих Крайний Север. Каждое «существо» отмечено еще и натуральным материалом с острова, будь то выброшенные на берег рыбьи кости или морские водоросли.

Кстати, путешественников до приезда на Вайгач предупредили, что остров – одно из самых сакральных мест на планете, недаром на ненецком языке его название звучит как «Ваи хабць», что в переводе означает «Земля смерти». С острова не рекомендуется ничего уносить, ведь по преданию коренных народов Севера – югры и самоядь, все, что находится на нем, принадлежит богам и духам, которых лучше не гневить.

Весьма живописно представлена и экспозиция фотографа со снимками пустых полуразрушенных домов с ныне уже несуществующего заполярного поселка Хальмер-Ю.

Впервые участвовал в пленэре и известный художник-этнофутурист из Сыктывкара Юрий Лисовский. Результаты его созидания – живописное полотно «Красный олень» и деревянные скульптуры, тоже на «оленью» тему. По словам Юрия, он вживую удостоверился, что олень для жителей Крайнего Севера – все: пища, дом, одежда. Кстати, в походе художник продолжил прекрасно укоренившуюся в Сыктывкаре традицию мастер-классов. Он с удовольствием учил рисовать и ненецких детей, и газовиков, за что ему бесконечно были благодарны и те, и другие.

Каждый пленэр изобретает нечто необычное и мастер на все руки, дизайнер Сергей Разманов. Одну свою работу – стилизацию под шаманского идола – он изготовил из деревянных дощечек, отшлифованных водами Баренцева или Карского моря. Другую – «Птицы Вайгача» – сотворил из куска старого дерева. На предмет суеверия и сакральности острова Сергей отшутился, что договорился с духами.

Как всегда, изрядную долю иронии внес в общую экспозицию ярославский художник Павел Зарослав. «Охваченные борьбой за первенство уникального кадра, неутомимые фотографы почти что толкались локтями у того или иного объекта съемки, оставляя художникам возможность лицезреть фото-тылы» – эта подпись под одной из иллюстраций практически отразила всю тему его экспозиции, за исключением разве что работы «Константинов камень». Этот камень находится в тундре, по сути это горный хребет – конец Уральской гряды. С него идет деление на европейскую и азиатскую части России. Мужчина на фоне камня – ненецкий оленевод.

Ни один предыдущий пленэр, отмечали практически все участники нынешнего, не был таким контрастным: по ощущениям, по географическим зонам, по то давящей своей мрачностью, то раскрывающейся во всем своем великолепии тундре, по реальным, земным и в то же время абсолютно фантастическим впечатлениям от посещения острова.

Безусловно одно. Как отметила вдохновитель и куратор проекта Анжела Разманова, пленэр существует, чтобы укреплять берега. Те берега, что «манят, держат, оберегают нас. Важно не застояться в своей творческой энергии и иметь возможность двигаться в разные стороны».

Марина ЩЕРБИНИНА
Фото Сергея ЩЕРБАКА 

????????????????????????????????????

????????????????????????????????????

Добавить комментарий