Как рассчитаться с долгами?

Заемщикам, оказавшимся «на мели», рекомендуют договариваться с банками

Живой интерес жителей Коми вызвала прямая линия, посвященная проблемам погашения просроченной задолженности по кредитам. Мероприятие состоялось в минувший четверг, 11 августа, в Общественной приемной Главы РК. Телефонные звонки буквально сыпались один за другим.

В частности, со своей про­блемой к специалистам обратилась заемщица, взявшая кредит в шестнадцать тысяч ру­блей в «Пробизнесбанке». Напом­ним, у этого банка была отозвана лицензия на осуществление бан­ковских операций. Клиентка бан­ка внесла несколько платежей, а потом перестала платить, по­скольку не знала, кто стал право­преемником «Пробизнесбанка» и куда перечислять деньги. В итоге долг значительно вырос, выпла­тить эту сумму женщина не в со­стоянии. Кроме того, она сообщи­ла, что не может и взять кредит в другом банке, чтобы погасить уже имеющийся долг, поскольку про­срочка платежа негативно сказа­лась на ее кредитной истории.

По мнению участников пря­мой линии, заемщице придется доказывать (возможно, в суде), что задержка платежей произошла не по злому умыслу, а по неведению. Женщине предложили получить бесплатную консультацию юри­ста, который ведет прием в Обще­ственной приемной Главы РК.

Отзыв лицензии у банка не го­ворит о том, что заемщикам «про­стят все долги» (хотя некоторые именно на это и надеются). Прин­цип прост: взял кредит – надо вносить платежи, прекращение деятельности банка не влечет за собой освобождение заемщика от обязанностей.

Один из жителей Коми поин­тересовался, как можно испра­вить свою кредитную историю, и пояснил, что такую услугу за не­большую плату предлагают раз­ные фирмы. По словам участни­ков прямой линии, долг из кредит­ной истории не выкинешь: в ней сохранятся все этапы взаимоот­ношений гражданина с банками. А предложения исправить кредит­ную историю, по мнению экспер­тов, более чем сомнительны.

Жительница села Выль­горт Сыктывдинского рай­она рассказала о регулярных звон­ках сотрудников одного из банков, которые изо дня в день напоми­нают ей о кредите, который взя­ла ее подруга. Сама заемщица не­давно умерла, ее дети утверждают, что предоставили свидетельство о смерти в банк, но звонки не пре­кращаются. При этом подруга за­емщицы не являлась поручителем по кредиту и вообще не имела ни­какого отношения к этому займу. Вероятно, телефон и данные под­руги оставила в банке сама заем­щица, потому что в этом финансо­вом учреждении есть такая «тра­диция»: от клиента требуют предо­ставить информацию о двоих ав­торитетных для него людях, к ко­торым можно будет обратиться в случае просрочки с просьбой на­помнить плательщику о необхо­димости внести деньги. Кстати, с жалобами на звонки сотрудников этого банка жители Коми обраща­ются на подобные прямые линии уже не первый год.

Ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РК Евгений Кузьмин пояснил, что действия сотрудников банка явля­ются нарушением закона о персо­нальных данных, и посоветовал жительнице Выльгорта обратить­ся с жалобой в управление Ро­скомнадзора.

Другая заемщица рассказала, что взяла кредит, график плате­жей ее вполне устраивал, вноси­ла деньги в конце месяца – после получения зарплаты. Но поменяла работу, а на новом месте зарпла­ту выдают в начале месяца, поэто­му возникает просрочка платежа, за которую начисляют пени.

Евгений Кузьмин посоветовал договориться с банком: подпи­сать дополнительное соглашение к кредитному договору о смене даты ежемесячных выплат. Если не получится – просто отклады­вать деньги, чтобы внести очеред­ной платеж вовремя.

Еще одна жительница Коми призналась, что рада бы платить в срок, да не может это­го сделать – на работе задержива­ют зарплату. Евгений Кузьмин ре­комендовал обращаться с паке­том документов в банк с просьбой о реструктуризации долга.

Начальник управления по ра­боте с проблемной задолжен­ностью одного из банков Ирина Мартемьянова призвала не затя­гивать с визитом в банк и решать вопрос с кредитом сразу, как толь­ко возникли сложности с финан­сами. По наблюдениям предста­вительницы банка, жители Коми, у которых возникли проблемы с вы­платой кредита, почему-то неохот­но идут на контакт с банком, ви­димо, рассчитывая, что проблема как-то разрешится сама собой. Но обычно становится только хуже: долг растет; для того, чтобы запла­тить, гражданин берет другой кре­дит в другом банке, не может рас­плачиваться со всеми кредитора­ми одновременно и оказывает­ся в еще более сложном положе­нии. Найти выход до возникнове­ния крупной задолженности будет намного проще. Ирина Мартемья­нова заверила, что, если у клиента действительно произошло сниже­ние доходов, в банке отнесутся к этому с пониманием и предложат подходящее решение.

Людмила ВЛАСОВА

Добавить комментарий