В первый раз прощается

Малый бизнес попал под антимонопольную «амнистию»

4 июля вступили в силу поправки, которые вывели маленькие предприятия из-под антимонопольного регулирования. В понедельник на пресс-конференции о данных изменениях рассказала руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская. Она оценила нововведения положительно, отметив, что они направлены на поддержку малого бизнеса и снижение административного давления на него.

С 4 июля антимонопольное законодательство не распространяется на юридических лиц, участниками которых являются физические лица и годовой оборот которых не превышает 400 миллионов рублей. Из-под антимонопольного контроля также выведены индивидуальные предприниматели, годовой объем выручки которых не превышает все те же 400 миллионов рублей. Также из-под антимонопольного контроля выведена деятельность торговых сетей, совокупный объем закупок которых не превышает 400 миллионов рублей.

Но, как подчеркнула Наталия Гуревская, данный иммунитет не распространяется на субъекты естественных монополий, на юридические лица, участниками которых являются юридические лица, на финансовые организации.

– Вступление в законную силу антимонопольного пакета означает прекращение с этого дня всех антимонопольных дел, которые были возбуждены в отношении маленьких хозяйствующих субъектов, – пояснила Наталия Гуревская. – Соответственно, все дела, которые мы уже возбудили, будут прекращены. А те, которые еще не возбудили, но есть заявления, мы возбуждать не будем. Даже если есть дела, где уже наложены большие штрафы, то они будут прекращены. В производстве сейчас находится порядка десяти таких дел в отношении индивидуальных предпринимателей.

Еще одна приятная новость для бизнесменов: теперь все внеплановые выездные проверки антимонопольного органа в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат согласованию с прокуратурой.

Очень хорошим нововведением, по мнению Наталии Гуревской, стали внесения изменений в КоАП РФ, инициированные организацией «Опора России». Представители этого объединения предпринимателей подчеркивали, что суммы штрафов, в том числе за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, огромны, иного бизнесмена могут и разорить. Теперь в кодекс введена норма, которая гласит, что, если субъект малого предпринимательства совершил правонарушение впервые, он освобождается от административной ответственности, к нему должна быть применена другая мера воздействия – предупреждение.

Зато, как сообщила Наталия Гуревская, с 15 июля вступил в силу закон, который усиливает контроль над крупными торговыми сетями. В частности, для обеспечения прозрачности их деятельности и недопущения дискриминации в отношении поставщиков введено обязательное правило размещения торговой сетью на своем сайте условий отбора контрагентов для заключения договоров поставки товаров, о существенных условиях такого договора. Эти условия должны быть одинаковыми для всех поставщиков. Если раньше торговые сети, используя небольшие уловки, могли отбирать выгодных для них поставщиков и «отсеивать» невыгодных, то теперь все в равных условиях – и перечень этих условий должен находиться в свободном доступе.

Кроме того, законом «О торговле» в свое время был установлен максимальный размер вознаграждения за продажу товара – десять процентов от стоимости. Наталия Гуревская напомнила, что эти десять процентов, естественно, включаются в цену товара, и оплачивает их потребитель. Новым законом максимальный «порог» вознаграждения снижен до пяти процентов.

– Решена также такая актуальная проблема, как вопрос привлечения к административной ответственности торговых сетей, – пояснила Наталия Гуревская. – Если ранее срок привлечения к административной ответственности составлял два месяца и мы иногда просто не укладывались в отведенное время, то теперь срок увеличен до года.

Говоря о возможной дискриминации, например, местных производителей в крупных торговых сетях, Наталия Гуревская предложила всем предпринимателям, которые считают, что их права нарушены, обращаться с заявлением в УФАС. Руководитель управления подчеркнула, что заявлений о фактах нарушения закона о торговле поступает очень мало: в прошлом году было всего одно – от местного индивидуального предпринимателя, производящего майонез. Производитель хотел поднять цену на свой товар, а сети не соглашались.

– Как только это заявление к нам попало, все проблемы были сразу решены, индивидуальный предприниматель сообщил, что претензий у него больше нет, – рассказала Наталия Гуревская.

По мнению руководителя управления, эта история – пример эффективной работы законодательства. Штрафы за нарушение закона о торговле огромны – от одного до пяти миллионов рублей, поэтому руководство торговых сетей предпочло урегулировать разногласия, не доводя дело до активного вмешательства антимонопольного ведомства.

Людмила ВЛАСОВА

Добавить комментарий