Духовный алфавит старообрядчества

В Коми привезли выставку из единственного в России Музея истории религии

Чем древнее книга, тем она чище, раз написана еще до церковного раскола, считали раскольники-старообрядцы. Бережно сохраняя старинные фолианты, они тем самым становились невольными помощниками ученых, которые в середине прошлого века добрались до мест их обитания. Сейчас, к сожалению, столь оберегаемая старообрядцами атмосфера седой старины сохранилась только в музеях. Наверное, поэтому столь большой интерес у публики вызвала выставка «Алфавит духовный», открывшаяся в минувшую пятницу в Национальной галерее Коми.

IMG_4138

Экспозиция включает в себя 96 предметов из собрания единственного в России Музея истории религии в Санкт-Петербурге. Причем это лишь малая толика из его фондов, где насчитывается более 200 тысяч единиц хранения. Из них около полутора тысяч – старообрядческие реликвии. В Коми привезли предметы из коллекции поморских раскольников: медные литые и написанные красками иконы, резные доски с голгофскими крестами, которые ставились на могилы старообрядцев, рукописные книги, коллекция рисованого лубка – картинок с по-учительными текстами. Выбор не случаен, ведь культура поморских и печорских старообрядцев очень схожа. Подтверждение тому – документальная картина «Там, за рекой Печорой», снятая на «Леннаучфильме» в начале 70-х годов прошлого века известным режиссером и краеведом из Коми Михаилом Игнатовым. Отрывки из этого фильма кураторы выставки показали перед тем, как пригласить публику непосредственно на экспозицию.

В Коми выставку привезла главный хранитель Музея истории религии Елена Денисова, и она же провела небольшую экскурсию по залам открывшейся экспозиции. Например, из ее объяснений стало ясно, почему столь почитаемый старообрядцами святой Христофор изображен на их иконах с песьей головой. Оказывается, этот святой был так пригож ликом, что к нему постоянно приставали девушки, и он попросил у бога такую защиту от покусительств. После реформы патриарха Никона был введен запрет на изображение святого Христофора с песьей головой, однако старообрядцы сохранили прежние каноны.

Бесконечно долго можно рассматривать каждый из представленных в экспозиции лубков. Одна из таких поучительных картинок называется «О непокровенных сосудах» и рассказывает о том, как праведник повстречал грязного, безобразного беса и спросил у него, почему тот не моется. Бес объяснил, что все природные водоемы от него оберегает господь, и единственное, что ему остается, это проникать в жилища людей и купаться в сосудах для питья и еды, оставляя там грехи и болезни. Поэтому-то старообрядцы закрывают все сосуды, а попив чаю, обязательно переворачивают чашку вверх дном.

На другом лубке очень эмоционально, хотя и бесхитростно, изображены муки и страдания боярыни Морозовой и ее сестры Урусовой: раскольниц никонианцы пытают огнем, растягивают на дыбе, держат в яме, но все равно не способны сломить дух стойких в вере праведниц .

Еще одна картинка с назидательным названием «Лучше скорби терпеть здесь, чем там» внушает зрителю, что все познается в сравнении: на одной половине лубка изображен тяжелобольной человек, за которого молится священник, на другой – геенна огненная, пожирающая грешника.

Галина ВЛАДИС
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

0

Добавить комментарий