Кино в годы войны

Как «важнейшее из искусств» помогло победить врага

В этом году исполнилось 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года, когда на СССР напали немецко-фашистские захватчики, стало одной из самых трагических дат в истории нашей страны. Несмотря на все тяготы и невзгоды, выпавшие на долю старшего поколения, страна устояла. На ее защиту поднялся весь народ. В Год российского кино «Республика» напоминает о том, как «важнейшее из искусств» помогало борьбе с врагом, что смотрели на экранах зрители времен войны и первых послевоенных лет.

ImageFile

Домашний киносеанс

Когда началась война, жительнице Корткеросского района Валентине Худяевой было всего два года. Детство ее прошло в деревне Бридино, которая затерялась между Великими Луками и Ржевом. Там она пережила самые страшные годы войны.

– Впервые движущиеся картинки на большом экране я увидела в три года, когда в наш дом, обустроенный под военный госпиталь, привезли кинопередвижку, – рассказала сельчанка «Республике». – Раненые солдатики, решив отдать мне, белокурой девчушке, их любимице, самое удобное место на втором ярусе сколоченных нар, расположенных прямо напротив экрана, не сразу смогли усадить меня. Я всячески брыкалась: испугалась людей, снующих по стене на экране. Вот такой была моя первая встреча с большим кино.

Как вспоминает Валентина Худяева, в разрушенную бомбежками деревню изредка привозили кинопередвижку. Киномеханики месяцами кочевали по деревням. Киноаппаратура помещалась на телеге (зимой на санях), которую тянула колхозная лошадка. С собой везли и движок, вырабатывающий электричество. Если движка не было, ручку киноаппарата крутили вручную. И, конечно, были экран и ящик с бобинами. Для звукового кино полагался громкоговоритель. Если фильм был немой, то киномеханик или кто-то из односельчан читал текст, иногда давал разъяснения по ходу фильма, чтобы зрители лучше воспринимали те или иные кадры. В кинозал буквально за несколько минут превращалась комната в одном из домов односельчан или лужайка на берегу реки. Позже восстановили клуб, где и стали проходить киносеансы.

– В деревне заранее знали, что должна приехать кинопере-движка, – вспоминает Валентина Худяева. – В этот день дети старались первыми встретить киномеханика. Он давал какие-либо поручения, выполнив которые, ты был уже уверен, что заслужил право на бесплатный пропуск на киносеанс. Счастливчику, который успевал первым подскочить к киномеханику, доставалось самое легкое и быстрое задание: принести ведро воды для движка. Припозднившимся выпадало более трудоемкое поручение – обежать близлежащие хутора и рассказать, что привезли кино. Те, кто не успевал получить задание киномеханика, прорабатывали план, как попасть на сеанс, ведь родители не всегда могли порадовать детей билетами в кино. Летом было проще: у детей был тайный лаз под сценой, да и можно было смотреть через окна, благо они не были заморожены, как зимой. Договаривались с друзьями, которые проходили на сеанс, чтобы те немного отодвигали шторы и оставшиеся на улице имели возможность посмотреть в щелку фильм. Но бывало, что киномеханик строго следил, чтобы все окна были наглухо зашторены. В то время киномеханик был одним из самых почетных людей на селе, поэтому прекословить ему никто из детей не решался.

По словам Валентины Худяевой, в импровизированном кинозале дети располагались перед экраном прямо на полу или на земле. Порою, устроившись поудобнее, некоторые засыпали, набегавшись за весь день. Несбыточной мечтой казалось то, что можно лежать дома и смотреть кино в любое время.

Киносеанс длился довольно долго. Несколько раз он прерывался, потому что один фильм занимал несколько бобин пленки, и киномеханику приходилось ленты менять. За это время успевали обсудить просмотренный отрывок фильма. Кинопередвижки везли с собой фильмы: «Чапаев», «Юность Максима», «Веселые ребята», «Свинарка и пастух», «Два бойца», «Трактористы» и другие. Валентине Худяевой почему-то запомнилось название фильма «Зигмунд Колосовский» (советский приключенческий фильм, снятый на Киевской киностудии в 1945 году и вышедший на экраны в начале 1946 года. Лента о борьбе польского участника Сопротивления Зигмунда Колосовского против фашистов).

Зрители тех лет знали по именам всех советских актеров. Перед фильмом показывали киножурнал с кадрами военной кинохроники, а затем со сценами послевоенного восстановления страны: строительство городов, посев или сбор урожая, варка стали в доменных печах.

– Мы смотрели эти фильмы, и каждый из нас бесконечно гордился своей страной, такой сильной, огромной, гордился подвигом наших отцов, победивших фашистов, – рассказала собеседница. – Мы видели, какие разные люди живут в нашей стране далеко от нас и так же сильно любят наш Советский Союз. Каждый из нас, детей, хотел вырасти и стать стахановцем. После просмотра таких фильмов хотелось хорошо учиться, чтобы достойно показать себя в труде. Наверное, поэтому мне, которой не исполнилось и двадцати, не было боязно приехать после учебы из Тверской области в Коми. А здесь получилось так, что мой муж со своим закадычным другом стал первым киномехаником в селе. В конце пятидесятых они, молодые электрики, установили киноточку и сами же стали устраивать односельчанам киносеансы. Возможно, этот энтузиазм передался старшей дочери, которая долгое время работала киномехаником в сельском клубе. Вторая дочь тоже имеет корочку киномеханика, только школьного. И мечта детства сбылась. Теперь можно смотреть кино дома в любое время. Но все же кажется, что тогда, в послевоенном детстве, лежа на полу в холодном клубе, смотреть кино было интереснее.

На экране «Родины»

Уже в конце 1930-х годов в СССР появились фильмы о подготовке к войне и борьбе со шпионами. Это киноленты «Глубокий рейд», «Высокая награда», «Морской пост», «Два друга», «Партийный билет» и множество других. В анонсе документального фильма «Линия Маннергейма» написано, что его должен посмотреть каждый советский гражданин.

Весной 1940 года в Сыктывкаре открылся кинотеатр «Родина». Что именно смотрели сыктывкарцы в годы войны, можно узнать, пролистав в архиве подшивки газеты «За новый Север». Так в 1943 году демонстрировались фильмы: «Секретарь райкома», «Моя любовь», «Сухебатор», «Черноморцы», «Светлый путь», «Любимая девушка», «Киносборник №7», «Ленин в 1918 году», «Киноконцерт», «Бабы», «Песнь о любви», «Четвертый перископ», «Юность Максима», «Котовский», «Разгром немецких войск под Москвой», «Богдан Хмельницкий», «Фронтовые подруги», «Вальс», «Непобедимые»,  «60 дней», «69-я параллель», «Антоша Рыбкин», «Парень из нашего города», «Щорс», «Партизаны в степях Украины», «Александр Пархоменко», «Небеса», «Она защищает Родину» и т.д.

В 1944 году: «Секретарь райкома», «Битва на нашу советскую Украину», «Бесприданница», «Маскарад», «Любимая девушка», «Небеса», «Актриса», «Радуга» (Ашхабад, 1943), «Фронт» (Алма-Ата), «Под звуки домбр» (казахская народная опера производства Ереванской киностудии), «Давид Бек» (Ереван), «Джордж из Динки-джаза» (Англия), «Битва за Россию» (США), «Весенний поток», «Кутузов», «Жди меня», «Урал кует победу». В месяц показывали от пяти до десяти новых фильмов.

Уже в 1943 году в Сыктывкаре появилось так называемое трофейное кино. Весенние афиши зазывали горожан на американскую комедию «Три мушкетера» и историческую драму «Леди Гамильтон». В основном это были довоенные фильмы голливудского производства, не имевшие к суровой реальности военных лет ни малейшего отношения. Эти кинопоказы начинались с белой надписи на черном фоне: «Этот фильм был взят в качестве трофея во время Великой Отечественной войны». Название и субтитры давались на русском языке. В сыктывкарском кинотеатре были показаны фильмы «Зорро», «Сестра его дворецкого», «Капитан армии Свободы», «Газовый свет», «Мост Ватерлоо» и все серии «Тарзана».

Перед каждым сеансом показывали военные киносборники.

– Мы, дети военного времени, видели, как отступали наши войска, как издевались фрицы над стариками, женщинами и детьми, – вспоминала сыктывкарка Инесса Колегова. –

Никогда не забудутся кадры: мертвый боец Красной армии, на лбу и груди которого фашисты штыком вырезали пятиконечную звезду; фрица, держащего на штыке младенца; убитую мать, по которой ползает плачущий ребенок; Зоя Космодемьянская с петлей на шее; виселицы с повешенными партизанами… Мы видели, как фашисты жгут дома, угоняют скот, заживо сжигают непокорившихся советских солдат. Мы видели горы волос, одежды, обуви и золота людей, казненных в концлагерях. Мы видели освобожденных узников Освенцима… кожа да кости, горящие от перенесенного ужаса глаза. Они и сейчас, спустя много лет, перед нами – взывают беречь мир. В 1943 году мне, десятилетней, посчастливилось побывать на встрече в кинотеатре с коми партизанами Карелии, которые приехали на побывку в Сыктывкар. Мой отец – Николай Потолицын был начальником штаба отряда имени Чапаева. Перед сеансом – в этот вечер показали фильм «Актриса» – партизаны рассказали о своих боевых походах в тыл врага. В День Победы, 9 мая 1945 года, около кинотеатра играл духовой оркестр, и был настоящий праздник для сыктывкарцев.

Читая архивные документы и беседуя со зрителями и работниками первых лет «Родины», можно сделать вывод, что в зале никогда не было свободных мест – приходилось приставлять стулья. Казалось бы, что в то время, когда «все для фронта, все для Победы», было не до зрелищ. Но киноискусство тогда тоже вносило свою весомую лепту в разгром врага, и «Родина» по-своему защищала Родину, так как большая часть фильмов, как документальных, так и художественных, была посвящена защите Отечества. Кроме воспитания патриотизма, служители «киномузы» с первых дней войны уходили на фронт, откуда вернулись далеко не все.

Артур АРТЕЕВ
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
и vk.com

photo_248_1 IMG_3654

Известный советский режиссер Григорий Александров вспоминал, что «нуждами фронта и тыла с первых дней вой-ны жила наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины». На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино – на киноэкраны выходили номера «Боевых киносборников», состоящих из короткометражных фильмов. Во время войны было выпущено более 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 выпусков киножурнала «Новости дня», 24 фронтовых киновыпуска и около сотни документальных фильмов, рассказывающих о наиболее значимых сражениях и этапах войны. Снимались полнометражные фильмы о войне: «Секретарь райкома» (1942), «Она защищает Родину» (1943), «Два бойца» (1943), «Радуга» (1943), «Фронт» (1944), «Нашествие» (1945) и т.д. Даже комедии поддерживали уверенность в победе: «Антоша Рыбкин» (1942), «Новые похождения Швейка» (1943), «В шесть часов вечера после войны» (1944) и другие.

1 Комментарий для "Кино в годы войны"

  1. В годы войны в силу возраста, мне не пришлось смотреть кино, а в послевоенное время первое кино, которое удалось частично посмотреть было «девушка с характером», звуковое. До этого показывали немое кино. До 1947г кино привозили изредка, когда можно было приехать машине(разбитой полуторке) из райцентра, весной и осенью дорога была непроходимой. В последствии в каждом сельсовете была организована кинопередвижка, сначала широкопленочная, потом узкопленка с проектором 16-зп-1. После окончания семилетки, по достижении 16ти летнего возраста я устроился помощником киномеханика (мотористом) на кинопередвижку. Условия кинопоказа немногим отличались от описанных выше, в период ВОВ. Было узаконеных шесть пунктов кинопоказа, в которые в течение месяца нужно было ездить и «ставить» кино. Теоретически с колхозами был заключен договор, по которому колхоз обязан был предоставлять транспорт (лошадь) для перевозки кинопередвижки в следующий пункт, но на деле никто этот договор не выполнял, нет лошадей, не до вас, и тд. приходилось договариваться с возчиком «за бутылку». Клуб был практически в одном месте, в остальных пунктах ставили кино, где при дется, на гумне, в красном уголке, в школе. Движок был изношенный, радиатор как решето, подряжали пацанов которые обеспечивали (подносили) воду из ручья или колодца во время сеанса, за это пропускали их бесплатно смотреть кино… После сеанса обычно через адаптер крутили музыку, плюс к тому электрическое освещение-это было «кайф» по тому времени.

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.