От трагичного до смешного

Всю гамму чувств увидел зритель театрального фестиваля «Сыктывкарса тулыс»

Вчера в Государственном театре оперы и балета РК прошел заключительный гала-концерт XXVI Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени народной артистки РФ Ии Бобраковой. Что нового увидел зритель фестиваля в этом году и какими новинками был отмечен главный театральный праздник года?

IMG_1549

О трех первых спектаклях «Республика» подробно рассказала в номере за 28 мая. В этот же день впервые в формате фестиваля прошел симфонический концерт «Русский гений. Отражение в вечности». По просьбе приглашенного солиста, известного пианиста, народного артиста России, профессора Московской консерватории Владимира Овчинникова, концерт был отдан под музыку двух гениев. В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения русского и советского композитора Сергея Прокофьева. В первом отделении Владимир Овчинников сольно сыграл вальс «Золушка и Принц» из балета «Золушка» и Сонату № 6. Второе отделение было отдано под прекрасный концерт № 1 П.Чайковского, который  прошел при аншлаге, а солист и музыканты с дирижером Азатом Максутовым были обласканы продолжительными овациями зрителей.

Невозможно представить фестиваль без балета «Лебединое озеро». По традиции на исполнение главных партий приглашаются солисты ведущих российских театров. На сей раз партию Одетты-Одиллии исполнила солистка балета Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Клейменова, а партию Принца Зигфрида танцевал солист этого же театра Дмитрий Петров. За дирижерским пультом работал Михаил Леонтьев – лауреат международных и всероссийских конкурсов, молодой маэстро, сотрудничающий с российскими и зарубежными коллективами и оркестрами, в том числе – Академическим симфоническим оркестром Государственной капеллы Санкт-Петербурга, Михайловским театром, Московской филармонией, Государственным академическим симфоническим оркестром имени Светланова и т.д.

Опера «Чио-Чио-сан» считается одним из самых трагичных и трепетных произведений Джакомо Пуччини. Историю юной японки, полюбившей лейтенанта американского флота, в свое время поставила на сыктывкарской сцене режиссер из Санкт-Петербурга Елена Слуцкая. В последние годы опера как-то незаметно исчезла из театральной и фестивальной афиши, но с приходом в театр главного режиссера Ильи Можайского пережила свое второе рождение. Режиссер не просто отреставрировал спектакль к гастролям по Великобритании, а по сути поставила его заново. Полностью были заменены и декорации. Более тридцати раз обновленная опера с успехом прошла в разных театрах Великобритании. Справедливости ради надо отметить, что критики, в том числе и британская газета «The Guardiаn», отметив некую старомодность постановки, тем не менее отдали должное прекрасному исполнению партий артистов из России, особенно выделив нашу землячку, солистку Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Ольгу Георгиеву. Были также отмечены и Андрей Ковалев, исполнявший роль Шарплеса, и Галина Маликова за партию Сузуки.

На нынешнем «тулысе» Ольга Георгиева блеснула дважды, великолепно спев главную партию на сдаче оперы «Тоска» и замечательно исполнив главную роль в опере «Чио-Чио-сан». Чистое, драматическое исполнение партии Чио в финале оперы невольно вызвали слезы у многих зрителей. Роль Пинкертона сыграл солист из Италии Анжело Фьори, лауреат нескольких международных конкурсов, выступающий на многих площадках Европы, – красавец, обладающий завораживающим тенором. Спектакль шел на итальянском языке с построчным видеопереводом. Зрители, безусловно, отметили лишенный языкового барьера дуэт Ольги Георгиевой и Анжело Фьоре. Прекрасный итальянский язык в эмоциональном, артистичном исполнении как нельзя более тонко и чувственно передавал душевные волнения главной героини и настроения ее возлюбленного. Надо сказать, что приличный итальянский и первых солистов оперы, и остальных – заслуга также нашей землячки, концертмейстера и коуч-тренера Марии Ляшевой, ныне проживающей в Италии. Великолепное пение вкупе с безукоризненной актерской игрой солистов и стройной работой оркестра под управлением маэстро Азата Максутова вызвали живой отклик в сердцах зрителей, долго не отпускавших полюбившихся артистов со сцены.

Отдельной строки заслуживает выступление гостя фестиваля – знаменитого коллектива из Перми – лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» – театра «Балет Евгения Панфилова». Оно состояло из двух одноактных балетов. В первом отделении был показан спектакль «Casting-off» («Отторжение»), который в свое время был отмечен премией «Золотая маска» сразу в двух номинациях.

Спектакль о вечной оппозиции мужского и женского, о переживании любви, одиночества, ревности, агрессии, страха, боли, сомнений. Смерти. Но главные герои балета, похоже, не конкретные персонажи, а чувства. За непродолжительное время перед зрителем разворачивается и проносится вся многострадальная человеческая жизнь – от рождения до финала, заставляя его задуматься о природе человеческого бытия.

На философские осмысления – обобщения наталкивают красные нити, соединяющие или опутывающие героев. Эти нити то сматываются в клубки, то разматываются из клубков.

Несомненно, впечатляет и сценография спектакля, особенно что касается костюмов, когда платья превращаются в саваны, а юбки на металлических каркасах – в домики-убежища. В спектакле использована музыка Владимира Мартынова, Александра Вертинского, группы «Les Reines Prochaines».

Вместо спектакля «Глазами клоуна», который должен был идти во втором отделении, зритель увидел концертную программу, посвященную памяти Мастера «Еще не раз вы вспомните меня и весь мой мир», составленную из нескольких отдельных номеров, постановщиком которых был сам Евгений Панфилов.

Цитата из стихотворения Гумилева не только определила высокую идею обессмертить в танце имя Учителя, но и в пластике передать то тонкое и сокровенное, что отражало дух школы Евгения Панфилова.

Последним и самым веселым спектаклем фестиваля стала комическая опера Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» по одноименной комедии Пьера Бомарше. В 2016 году опера отмечает свое 200-летие.

В репертуаре нашего театра опера в постановке Ии Бобраковой появилась в 1994 году и с тех пор не сходит с афиши. По мнению главного режиссера театра Ильи Можайского, это одна из лучших работ Ии Бобраковой, поэтому ни с точки зрения режиссуры, ни сценографии на фестивале опера существенных изменений не претерпела. Изменился практически полностью состав артистов и подход к главной вокальной партии.

Как известно, изначально Джоаккино Россини писал партию Розины на колоратурное меццо-сопрано, но в нашем театре, впрочем, как и во многих российских театрах,  эта партия исполнялась колоратурным сопрано, так как предполагаемый «оригинальный» голос – большая редкость. Но с появлением в театре молодой, амбициозной певицы Галины Маликовой мысль вернуть опере «историческое» звучание стала возможной. Многие зрители открыли для себя и совершенно новую Розину, и великолепную певицу и актрису.

Волнение чуть подвело Бориса Калашникова, играющего роль графа Альмавивы, тем не менее зрители были очарованы голосом артиста. Чуть не хватило раскованности и даже, можно сказать, «развязности» Фигаро, которого, впрочем, замечательно спел Андрей Ковалев.

Между тем если не обращать внимания на все эти мелкие «блохи», в целом спектакль оставил самое приятное впечатление. Отлично отработали и Ольга Сосновская в роли Берты, и Виталий Гудовский, исполнивший роль Фиорелло и офицера. Самых добрых слов заслуживают (по характеристике композитора Михаила Герцмана, «генераторы смеха») Доктор Бартоло и Дон Базилио в блестящем исполнении Анатолия Измалкова и Николая Глебова. И, безусловно, тысячу добрых слов можно адресовать безукоризненно отыгравшему оперу оркестру под управлением Азата Максутова.

Фестиваль подошел к финалу. Нам, зрителям, остается вновь и вновь  переживать в памяти незабываемые минуты встреч с прекрасным и ждать следующую театральную «Сыктывкарскую весну» 2017 года.

Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова

IMG_1304

1 Комментарий для "От трагичного до смешного"

  1. Марина! Нельзя быть солисткой консерватории! Она солистка театра оперы и балета при Петербургской консерватории.И ещё-«коуч -тренер» это что-то от спорта…звучит плохо.Что значит «чистое драматическое исполнение»?Совершенно нелепая фраза…Видимо,никогда в нашем городе не появится профессиональный критик.Или хотя бы понимающий и знающий музыкальный театр.И статья эта никакая и ни о чём.Очень жаль..

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.