На пожарный случай

Коми испытывает дефицит средств для тушения огня в тайге

О том, сколько стоит потушить лесной пожар и что делать, если требуемых денег явно не хватает, обсуждалось на совещании, проведенном врио главы Сергеем Гапликовым 21 мая в Емве на базе пожарно-химической станции. В обсуждении насущных вопросов приняли участие руководители Министерства природных ресурсов РК, лесопожарного центра, Главного управления МЧС по региону и республиканского Комитета ГО и ЧС.

DSC05026

Перед началом совещания для гостей провели экскурсию по пожарно-лесохимической станции, устроив ради такого дела в ее дворе нечто вроде экспозиции, иллюстрирующей трудовые будни огнеборцев. Тут была и техника, и различные средства пожаротушения и связи, и защитные костюмы (пару из них демонстрировали два манекена), парашют, палатка, рюкзак, в который должно помещаться все, что берет с собой на задание пожарный. Отдельно висел котелок, рядом с которым был разложен суточный паек огнеборца: две банки мясных консервов, одна банка – рыбных, две пачки быстрозаварной вермишели, три пачки супа (тоже с вермишелью), пачка чая, одна пачка галет, банка сгущенки и пять литров воды. «Весило» все это 4590 килокалорий. Глядя на рацион, гости никак не могли прийти к общему мнению – то ли хорошо и сытно кормят пожарных, то ли наоборот.

Заместитель директора лесопожарного центра Владимир Дробахин на всякий случай пояснил, что при формировании пайка учитывается мнение сотрудников, которые считают, что кое-что, картошку, например, им лучше брать из домашних запасов.

О текущей обстановке доложил министр природных ресурсов Коми Роман Полшведкин, сообщивший, что к моменту совещания в регионе уже было зарегистрировано 23 лесных пожара на общей площади 143 гектара, до населенных пунктов огонь ни разу не дотянулся, вреда людям причинено не было, один пожар в районе Вуктыла в этот день находился в статусе локализованного. В прошлом году на эту же дату было зарегистрировано 24 пожара на площади 180 га. Но тем не менее в связи с установившейся теплой погодой Коми в данный момент – «красный регион», то есть территория с повышенной пожарной опасностью. В связи с этим в боевой готовности – 1 960 человек и 783 единицы техники, круглосуточно работающие диспетчерские. По результатам проведения внеплановой проверки Департамента лесного хозяйства по СЗФО республика готова к прохождению пожароопасного сезона.

Но, как сообщил Роман Полшведкин, самый острый вопрос в тушении лесных пожаров – недостаток федерального финансирования. По примерным подсчетам, ежегодный дефицит средств составляет порядка 200 миллионов рублей.

Фактически еще и лето толком наступить не успевает, а средства на борьбу с огнем уже «вычерпываются», так что спасать тайгу приходится в долг.

Можно ли как-то снизить затраты? Теоретически – да, если успевать тушить пожар в первые часы после его обнаружения. Но нередко бывает так, что огонь обнаруживают далеко не сразу, а пожар, который бушует уже трое суток, примерно в семь раз «дороже» того, с которым начали бороться в первый же день, его ликвидация обходится примерно в 600 тысяч рублей. Но как своевременно обнаруживать пожары, если хронически не хватает денег на авиапатрулирование? Да и на набор необходимого штатного персонала (в том числе парашютно-десантной службы) их тоже не хватает. То есть нужно привлекать дополнительные средства.

– Исходя из того, что лесопожарный центр – это государственное автономное учреждение, будем выходить с инициативой по изменению закона, чтобы в исключительных случаях нам разрешали привлекать для тушения пожаров сторонние силы и юридических лиц, – предложил выход министр, пояснив, что пока Счетная палата и Рослесхоз, следуя букве закона, не позволяют государственным учреждениям самим привлекать силы и средства. Подразумевается, что выполнять госзадание нужно исключительно своими силами, но при нынешнем финансировании это практически невозможно.

О том, на что уходит немалая доля средств и что может произойти, если деньги кончатся, а пожары – еще нет, рассказал руководитель регионального лесопожарного центра Александр Емельяненко. По его словам, на данный момент потрачено уже 40 процентов денег, выделенных на авиапатрулирование. А в случае неплатежей компании, нанятые для этих целей, могут просто взять и прекратить выполнение полетов, невзирая на то, что до конца пожароопасного сезона еще далеко, поэтому срочно требуется дополнительное финансирование. Штат центра на данный момент составляет 139 человек. Этого достаточно, если в день в республике будет возникать не более пяти-семи пожаров, причем неподалеку от мест, где базируются подразделения огнеборцев. Но, к сожалению, в самый разгар сезона пожаров фиксируется больше…  По мнению Александра Емельяненко, сейчас нужно набрать порядка ста человек на временной основе в разные подразделения. Но это дополнительные 11 миллионов рублей, которые, если не поступят дополнительные средства из республиканского бюджета, придется «отрывать» от зарплат штатных сотрудников.

Впрочем, заместитель начальника Департамента лесного хозяйства по СЗФО Сергей Ердяков счел, что есть надежда на разрешение этой ситуации: сейчас Рослесхоз прорабатывает возможность выделения пожарно-химическим станциям дополнительных средств, которые, возможно, придут уже к июлю.

Сергей Гапликов в свою очередь предложил подумать над вопросом доукомплектования подразделений в рамках реализации программы временной занятости населения.

Также в ходе совещания его участникам показали учебный фильм о ликвидации лесных пожаров, поясняя, что снят он в Коми и использованы в нем реальные кадры возгораний.

Кроме того, была продемонстрирована работа информационной системы «Лесные пожары», куда стекается информация обо всех ЧП подобного рода на территории региона. Эта система уже очень хорошо зарекомендовала себя, поскольку позволяет быстро сориентироваться, насколько опасен тот или иной пожар, какие силы должны быть задействованы для его тушения, построить план авиапатрулирования, исходя из частоты возгораний на том или ином участке. Объясняли это и на примере локализованного пожара под Вуктылом, который все еще отображался на карте красным язычком пламени (после ликвидации возгорания значок становится синим). При описании вуктыльского пожара «на слух» можно было бы решить, что он угрожает ближайшему населенному пункту, поскольку расстояние до него было маленькое. Но благодаря интерактивной карте сразу становилось ясно, что шансов добраться до человеческого жилья у пожара практически не было, от него его отделяли река, дороги.

Анна Потехина
Фото автора

Оставьте первый комментарий для "На пожарный случай"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.