Транспортная недоступность

Главы муниципальных образований поделились проблемами жителей глубинки

Оторванность от основных магистралей, когда по причине бездорожья и неразберихи с перевозчиками люди из глубинки не могут добраться даже до районной больницы, порождает на местах социальную напряженность. Больше всего от этого страдают жители сельской глубинки, особенно заречных территорий. Речь об этом шла в ходе очередного заседания Совета руководителей советов Республики Коми, на котором обсуждались проблемы с организацией транспортного обслуживания населения водным и автомобильным транспортом в регионе.

IMG_9960

– В настоящий момент в республике зарегистрировано 39 межмуниципальных и 225 внутримуниципальных маршрутов. Это свидетельствует о том, что сегодня основная нагрузка проблем ложится на муниципалитеты, – отметила, комментируя ситуацию, спикер Госсовета Коми Надежда Дорофеева.

Как доложил на заседании начальник управления транспорта министерства развития промышленности, транспорта и энергетики региона Владимир Котов, республика помогает чем может – на межмуниципальные и внутрирайонные перевозки ежегодно предусмотрены компенсации. В этом году расходы на компенсацию потерь в доходах от осуществления пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении, организаций автотранспорта составят 25 миллионов рублей, водного транспорта – 8,3 миллиона.

Свою лепту должны вносить и муниципалитеты, но скудные бюджеты не всегда справляются с нагрузкой. К примеру, в Вуктыльском районе в нынешнюю навигацию на организацию перевозок грузопассажирским паромом выделили лишь 200 тысяч рублей, хотя, по расчетам перевозчика (паром эксплуатирует ООО «РТК»), требуется четыре миллиона, а с учетом долгов – пять с половиной миллионов. Вот только кто должен возместить эти выпадающие доходы – республика или муниципалитет – вопрос спорный.

Помимо всего прочего, «отбирают хлеб» у официально оформленных перевозчиков нелегалы. С паромами и катерами, соединяющими с «большой» землей заречные поселения, конкурируют частники на моторных лодках, а с автобусами – шустрые маломестные «Газели».

Председатель совета Ижемского района Татьяна Артеева в красках описала, как на Печоре частники перевозят людей на утлых лодочках – это, конечно, быстрее, чем на катере, который останавливается у населенных пунктов, но и опаснее. «Сухопутные» нелегалы действуют еще наглее: на остановках они заходят в автобусы и буквально за руку выводят пассажиров из салона, пересаживая в свой транспорт. Люди не возражают, ведь в деревнях все друг друга знают, приходятся друг другу родней. А то, что этот частник не имеет лицензии и нет никакой гарантии безопасности – неизвестно, в каком состоянии водитель садится за руль, каково техническое состояние его транспорта, об этом, похоже, никто не задумывается. Местные же власти ничего с этим поделать не могут.

Подобный пример привела и глава совета Сыктывдина Светлана Савинова: из-за того что нелегалы «прямо перед носом» официальных перевозчиков перехватывают у них пассажиров в сторону поселков Мандач и Яснэг, рейсовые автобусы иногда не выезжают сутками. Не знают, как бороться с «бомбилами» и во многих других сельских районах.

Председатель бюджетного комитета Госсовета Дмитрий Шатохин предложил ввести для 6-8-местных «Газелей» категорию водительских прав «D», предусматривающую большую ответственность, чем категория «B», но присутствующие засомневались, согласятся ли с такой мерой федеральные законодатели.

В Усть-Цильме проблем с нелегалами вроде бы нет, здесь по расписанию ходит паром одного предприятия, но препятствием на его пути становятся песчаные острова из-за обмеления Печоры. Пока их объедешь, время в пути увеличивается в разы. Местные власти предлагают два выхода: углубить дно реки, но это очень дорого, либо просто перенести переправу, что тоже недешево.

– Лучше всего было бы перенести паромную переправу Карпушовка – Нерица, но проблема в том, что там нужно построить порядка 15 километров дороги. Пусть не асфальтовой, но должно быть нормальное дорожное полотно, и у нас будут соединены населенные пункты Нерица, Синегорье, Замежная и Трусово. И тогда зимой нам не придется заниматься содержанием зимних переправ, поскольку будет одна переправа в Карпушовке, а летом мы не будем зависеть от этого песчаного острова, который очень сильно затягивает время переправы, – предложила глава муниципального района «Усть-Цилемский» – председатель совета Елена Еремеева.

Еще об одном казусе, с которым приходится сталкиваться муниципалам, рассказал глава администрации Княжпогостского района Вячеслав Ивочкин. Порой переправа одновременно может быть на балансе и республики, и муниципалитета.

– Есть дорога республиканского значения, которая обслуживается за счет денег дорожного агентства (ныне это ведомство в структуре министерства развития промышленности, транспорта и энергетики). Возникает парадокс: зимняя переправа содержится за счет республики, дорога – тоже, а как только лед растает, переправа начинает относиться к полномочиям муниципалитета, – отметил он.

Много законодательных нелепостей и при организации паромных перевозок. После того как затонул теплоход «Булгария», требования к судам ужесточились, и выполнять их муниципалитетам сложно. Среди требований речного регистра, например, такое: «Обеспечить паром связью с другими судами», на что требуются дополнительные 100 тысяч рублей.

– Но зачем это парому, который возит людей на другой берег, тем более если никаких других судов на этой речке нет? – задался вопросом Вячеслав Ивочкин, предложив обратиться на федеральный уровень с просьбой разбить суда на категории и предъявлять к ним разные требования – в зависимости от их размеров и дальности плавания.

Зашла речь на заседании и о ситуации с переправой по маршруту Подтыбок – Аныб в Корткеросском районе. В прошлом году здесь были выявлены нарушения, и по решению суда переправу закрыли. В этом году проводился конкурс на оказание услуг, но договор с единственным предприятием, которое вышло на аукцион, подписан не был: запрошенная сумма сильно превышает заложенные в бюджете района средства. Люди вынуждены обращаться к частникам.

– Жители поселка Уръель, деревень Лабором и Эжол, села Керес в течение весны, лета и осени из-за отсутствия переправы отрезаны от основных магистралей. Социальная напряженность в этих населенных пунктах очень высока, – заявил председатель совета Корткеросского района Михаил Питашук.

Галина ВЛАДИС
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_9326

Оставьте первый комментарий для "Транспортная недоступность"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.