Александр Хохлов: «Нам удалось найти дополнительные рабочие места для подростков»

В школах республики заканчивается учебный год, и уже в июне для многих школьников начнется летняя трудовая кампания. О том, как будет организована летняя занятость подростков в нынешней непростой экономической ситуации, когда многие предприятия вынуждены оптимизировать рабочий процесс, в интервью «Республике» рассказал начальник регионального управления занятости министерства труда, занятости и социальной защиты Александр Хохлов.

IMG_0015

– Уже в прошлом году, когда экономические проблемы обозначились со всей очевидностью, многие работодатели, которые ранее охотно брали подростков на работу, начали отказываться от их трудоустройства. Как складывается ситуация в этом году?

– Конечно, предприятия, которые экономят на фонде оплаты труда, стараются оптимизировать статью по летней занятости несовершеннолетних. Эта проблема обозначилась в 2015 году, когда для многих предприятий это стало одной из основных статей экономии. Только по одному Сыктывкару было сокращено порядка трехсот рабочих мест для ребят. И замечу: хороших мест. Поэтому в этом году мы взяли на вооружение новую форму работы – индивидуальные встречи с работодателями. Были проведены координационные комитеты по содействию занятости при администрациях муниципалитетов с приглашением работодателей. Совместными усилиями мы ищем новые пути и возможности для трудоустройства подростков. Я лично присутствовал на трех таких комитетах. В Сыктывдинском районе на таком совещании нам удалось найти дополнительно 25 рабочих мест для подростков, в Сыктывкаре – 65 мест. Я считаю, что такие координационные комитеты – это наше положительное нововведение, и оно уже дало соответствующий эффект.

Вместе с работодателями мы посмотрели, какой фронт летних работ можно передать несовершеннолетним. В частности, такие возможности нашлись в лесной отрасли, где ребят мы будем привлекать к работе в лесхозах. Тех, кому больше 16 лет, можно будет привлечь на дорожные работы. При Институте биологии Коми научного центра ребята будут заниматься озеленением и уходом за специальными биологическими зонами. Также мы решили вопрос трудоустройства ребят на хлебокомбинаты. В общем, нам удалось найти новые рабочие места – хотя бы несколько на каждом предприятии. Это очень радует, так как в этом году у нас появилась проблема, которую мы не можем замалчивать: мы потеряли большое количество рабочих мест, которые раньше нам предоставляло ЗАО «Ассорти». Несмотря на то, что у нас хорошо налажено сотрудничество с торговой сетью «Пятерочка», привлечение ребят в их магазины не представляется возможным, поскольку там очень мало тех специальностей, на которые мы привлекали несовершеннолетних. «Пятерочка» практически не работает с нарезкой, фасовкой и упаковкой товара.

– Вы сказали, что благодаря этим встречам с работодателями удалось найти дополнительные места для ребят. Дополнительные к чему? К плану?

– Да, это дополнительно к тем плановым цифрам, по которым мы в обязательном порядке будем платить материальную поддержку несовершеннолетним из средств федерального бюджета. В законе о занятости предусмотрен объем такой поддержки не выше полуторакратного размера пособия по безработице. По Сыктывкару это 1500 рублей за месяц. А ребята, как правило, работают чуть меньше месяца, и в результате от службы занятости получают дополнительно к заработанным на предприятии деньгам 1200-1300 рублей. Конечно, весомость этой суммы снизилась по сравнению с прошлыми годами, потому что пособие по безработице не индексируется уже на протяжении семи последних лет. Это осознанная государственная политика. С одной стороны, это правильно, потому что люди, которые ищут работу, должны быть заинтересованы ее найти, а не сидеть на пособии. Но от самого этого пособия зависят и другие выплаты. В том числе выплаты несовершеннолетним. Мы уже выходили с инициативой в Госдуму России, чтобы размер материальной поддержки для занятых во временных работах, в том числе для подростков, был повышен и не зависел напрямую от пособия по безработице. К сожалению, пока доплатить подросткам большие суммы не позволяет законодательство. К слову, для тех взрослых, которые участвуют во временных работах, размер материальной поддержки равен не полуторакратному, а двукратному размеру пособия по безработице, увеличенному на размер районного коэффициента. Хотя, может быть, разница между 1500 и 2100 рублями не очень велика, но, думаю, что если бы у нас была возможность доплачивать подросткам 600-700 рублей в месяц в это непростое время, это было бы тоже нелишне.

– Плановые цифры летней занятости изменились в сравнении с прошлыми годами?

– У нас есть нормативный показатель, рекомендованный Минтрудом России, согласно которому должно быть трудоустроено не менее 10 процентов детей в возрасте от 14 до 18 лет. В целом по республике ребят этого возраста у нас – 34 тысячи. И если строго следовать нормативу, то нам можно было бы трудоустроить всего три с небольшим тысячи ребят. Но с 2002 года мы ежегодно трудоустраиваем не менее восьми тысяч несовершеннолетних. Правительство республики уделяет повышенное внимание летнему трудоустройству и занятости подростков. И в этом году мы не сократили количество участников летней трудовой кампании: это будет не менее 8,5 тысячи человек по республике.

Причем ни в одном муниципалитете не будет меньше 10 процентов от общей численности подростков. А в некоторых районах, например, в Усть-Цилемском, Княжпогостском, Усть-Куломском, где на это выделяются значительные суммы из местных бюджетов, будет охвачено более 30 процентов ребят. Для подростков от 14 до 16 лет это будет в первую очередь работа при школах. Многие ребята работают в трудовых отрядах при администрациях поселений. Еще какая-то часть детей будет задействована в сфере торговли и оказания услуг, жилищно-коммунального, лесного и сельского хозяйства.

В этом году продолжилось наше сотрудничество с Монди СЛПК. Ребята в Сысольском районе будут ухаживать за саженцами. Мы рады, что нам удалось найти общий язык с руководством Монди СЛПК. Ведь некоторые работы в этом питомнике имели класс вредности. Но предприятие пошло нам навстречу, часть работ была перенесена из закрытых помещений на открытый воздух, были найдены рабочие места, где вредности работ не будет, то есть было сделано все возможное, чтобы привлечь к работам подростков.

Предприятие могло бы сказать, что согласно спецоценке условий труда работы вредные и привлекать на них подростков не рекомендуется.

Многие работодатели соглашаются, что занятость подростков – это очень важно, но в то же время очень боятся нормативных условий и проверок. Поэтому я считаю очень важным еще один момент: в этом году мы разработали памятки для работодателей о том, как трудоустроить несовершеннолетнего, не нарушив при этом закон. Во всех муниципалитетах мы провели с работодателями встречи совместно с представителями инспекции по труду и прокуратуры. Они поясняли, что наказания, которые возлагаются на работодателя, по большей части обусловлены тем, что руководители предприятий заранее не позаботились о том, чтобы трудоустройство было оформлено правильно. К сожалению, у нас до сих пор много работодателей, которые нарушают законодательство при приеме на работу или при увольнении.

В 2014 году, когда работодатели еще готовы были предложить много рабочих мест для несовершеннолетних, некоторые, не позаботившись о необходимой экспертизе условий труда на предприятии, понесли административную ответственность. И это еще одна из причин, которая у отдельных руководителей предприятий отбила желание брать на работу несовершеннолетних. Хотя, как показывает практика, кто об этом заранее позаботился, у тех все было хорошо. Несмотря на то, что сегодня можно, не отходя от компьютера, получить онлайн-консультирование по такому вопросу, правовая культура части работодателей на низком уровне.

– Какие ошибки в основном допускают работодатели?

– В основном большинство не уделяют должного внимания вопросам создания условий труда согласно закону. Подросток должен трудиться в оптимальных для него условиях. Если ему еще не исполнилось 18 лет, его рабочий день не должен превышать четырех часов. Ни в коем случае нельзя привлечь ребенка в понедельник на семь часов работы, а во вторник – на один час и посчитать это как два дня по четыре часа, потому что законодательство за этим строго следит. Трудовой договор должен быть составлен правильно, и обязательно должна быть произведена запись в трудовой книжке.

– Какие документы необходимы для того, чтобы трудоустроить подростка?

– Нужно обратиться в центр занятости по месту жительства. Приходить в ЦЗН можно не только в июне, но и позднее. Обязательно с паспортом и согласием родителей на трудоустройство.

– А всем надо в ЦЗН обращаться? Или тем, кто будет работать в отрядах мэра, трудовых бригадах, не надо?

– Все в любом случае должны пройти через центр занятости. Просто тем, кто работает в трудовых бригадах с наставником при школах, легче оформить документы группой. Но поскольку у нас ведется персонализированный учет по всем трудоустроенным, все равно каждый должен лично обратиться с письменным заявлением и данными паспорта.

Заявления могут быть поданы не только в центр занятости, но и в многофункциональный центр «Мои документы». Сейчас МФЦ имеют большое количество офисов. Для работы нужны еще и результаты медосмотра. Многие родители возмущаются: мол, почему не ограничиться справкой школьной медсестры? Но медсестра может только зафиксировать, что состояние ребенка удовлетворительное. Для некоторых работ требуется заключение узких специалистов.

– При трудоустройстве несовершеннолетних приоритетное право всегда отдавалось детям из семей, признанных в установленном порядке малоимущими. Но, насколько мне известно, для этой категории ребят их летний заработок лишал семью на какое-то время статуса малоимущей и, соответственно, государственной социальной помощи. Этот вопрос обсуждался на разных уровнях. Удалось ли решить проблему?

– Признание семьи малоимущей и назначение государственной социальной помощи осуществляется на основании определенного пакета документов, в том числе документов, подтверждающих денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления гражданина и всех членов его семьи. Заработанные подростком деньги тоже влияют на это.

К примеру, семья имеет доход ниже прожиточного минимума и является малоимущей. Мы устраиваем ребенка на хорошую работу, где он получит, например, 15 тысяч рублей.

Поскольку это его заработная плата, то при новом обращении семьи за присвоением статуса малоимущей этот доход подростка войдет в общий доход семьи (при условии, что он его получил в расчетном периоде).

Летний заработок подростка влияет и на получение региональной социальной доплаты к пенсии. В случае если подросток получает пенсию и его общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми на соответствующий финансовый год, ему назначается и выплачивается региональная социальная доплата к пенсии. Обязательным условием для получения региональной социальной доплаты к пенсии является то, что гражданин не трудоустроен. В случае трудоустройства подростка (даже на летний период) региональная социальная доплата к пенсии ему прекращается и вновь может быть назначена только после того, как ребенок перестанет работать. Мы уже в 2014 году выходили с законодательной инициативой о том, чтобы эти вопросы были решены в пользу нуждающихся семей. К сожалению, законопроект так и не принят до сих пор.

Беседовала Галина ГАЕВА

Оставьте первый комментарий для "Александр Хохлов: «Нам удалось найти дополнительные рабочие места для подростков»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.