Легенды и сказания Харуты

Алексей Рассыхаев и Валерий Шарапов с жительницами Харуты.

Сыктывкарские ученые исследовали коми фольклор в НАО

Из очередной экспедиции на север вернулись этнографы Института языка, литературы и истории Коми научного центра. На этот раз они изучали культуру и быт коми-ижемцев, живущих в поселке Харута. Хотя этот населенный пункт территориально находится в Интинском районе Республики Коми, но административно относится к Заполярному району НАО.

Алексей Рассыхаев и Валерий Шарапов с жительницами Харуты.

Алексей Рассыхаев и Валерий Шарапов с жительницами Харуты.

 

В составе фольклорно-этнографической экспедиции были кандидат филологических наук Алексей Рассыхаев и кандидат исторических наук Валерий Шарапов. Как рассказал «Республике» Алексей Рассыхаев, одной из основных тем опросов населения Харуты стала история возникновения поселка. Поселок возник недалеко от деревни Харута, основанной в конце позапрошлого столетия ижемцем Федором Каневым. Крестьянин переселился в богатые рыбой и дичью места в 1892 году из Ижмы вместе с женой и тремя детьми.

Участники экспедиции также интересовались национальным составом поселения, этническим самосознанием, знанием языков. Несмотря на то что многие жители поселка записываются ненцами, они хорошо владеют коми-ижемским диалектом.

– Отрадно, что в средней школе коми язык изучается на факультативной основе в начальных классах по программе, подготовленной Галиной Кожевиной, – отметил ученый. – Она же руководит школьным фольклорным коллективом «Пӧлӧзнича» («Василек») и коллективом «Войвыв дзоридз» («Северный цветок»), работающим при Доме культуры. В школьном музее хранятся старинные предметы рыболовства, оленеводства, охоты и домашней утвари. Уроженец деревни Ёгор-Вань Илья Рокин рассказал нам об использовании собачьих упряжек, подборе, обучении и питании ездовых собак. Специально для нас он запряг собак и продемонстрировал езду на упряжках. К сожалению, в век «снегоходной революции» традиция собачьих упряжек уходит из повседневной жизни.

Также ученые собрали богатый материал по оленеводческому быту, терминологии, орнаментам, одежде и изделиям из оленьих шкур. Участники экспедиции встретились с мастерицами, много лет проработавшими в оленеводстве, и разузнали о секретах пошива пим, малицы, парки, тучу и падко. Новые сведения зафиксированы по системе питания оленеводов в суровых климатических условиях: использованию дикоросов, оленьего мяса и рыбы, запретах и предписаниях, связанных с питанием. Особый интерес представляют устные рассказы о почитаемых местах, нечистой силе в лесу и помещениях, сглазе, предвестнике смерти – уресе. Так, по словам жителей, появление кучи мышей в доме предвещает смерть близкого человека.

Фольклорно-этнографическая экспедиция организована в рамках проекта «Коми олӧм» («Жизнь коми»), инициированного коми отделом Этнокультурного центра Ненецкого автономного округа и профинансированного по госпрограмме НАО «Развитие культуры и туризма». Ранее ученые из Сыктывкара работали в деревне Волоковая (в 2014 году) и поселке Каратайка (в 2015 году). Материалы предыдущих экспедиций вошли в сборник фольклорных текстов «Фольклор ижемских коми в Ненецком автономном округе».

Артур АРТЕЕВ
Фото Алексея РАССЫХАЕВА

Илья Рокин и его собачья упряжка.

Илья Рокин и его собачья упряжка.

Экспонаты школьного музея.

Экспонаты школьного музея.

Оставьте первый комментарий для "Легенды и сказания Харуты"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.