Чтобы не съели монополисты

Представители торговли и сельхозпроизводства решили объединить усилия в продвижении своих товаров и услуг

Предприниматели республики предложили создать рабочую группу для разработки комплекса мер по возрождению потребительской кооперации и созданию в регионе Торгово-заготовительного союза по типу аналогичного кооператива в Архангельской области. Это решение легло в основу резолюции, принятой 22 марта во время работы секции «Рынки сбыта (госзакупки, ритейл, проект «Выбирай наше!»)» на форуме «Предпринимательская инициатива-2016».

136 Лапшина, Суслопаров

Банки свирепствуют

Открывая дискуссию, ее модератор – президент Торговой ассоциации Коми Галина Лапшина озвучила результаты анкетирования предпринимателей. На вопросы анкеты отвечали сорок участников круглого стола, прошедшего в преддверии подготовки к форуму. Как показал опрос, представители торговли и фермеры жалуются на административные барьеры и бюрократию при оформлении документов. Как выяснилось, предприниматели практически не знают местных производителей, назвали только двух-трех крупных, таких как Сыктывкарский хлебозавод, молочный завод и пивзавод. При этом представители торговли совершенно не знают местных фермеров. 70 процентов предпринимателей сферы торговли и 45 процентов сельхозпроизводителей выразили желание войти в кооператив на условиях взаимовыгодных партнерских отношений.

Представители торговли выразили готовность заключать договоры со всеми, если это будет им выгодно. В свою очередь сельхозпроизводители хотели бы сотрудничать с крупными федеральными торговыми сетями и готовы выходить с ними на конструктивный диалог. Большая часть опрошенных выказала уверенность, что для повышения конкурентоспособности продукции местных фирм необходимо улучшить качество товаров и упаковки, и лишь чуть более трети опрошенных считают, что нужно снижать входную цену.

Практически все предприниматели поддержали выступления своих коллег, которые сетовали на невозможность участия в аукционах. Как правило, малый бизнес участвует в аукционах, не требующих огромных вложений. Однако даже какие-нибудь 100-150 тысяч вытащить из оборота для них накладно. А банки выдают кредиты на совершенно невыгодных для заемщиков условиях.

– Они же видят по моим счетам, что я стабильно работаю, могут дать кредит на льготных условиях, так нет же: требуют отдать под залог оборудование, которое стоит миллионы, – возмущался предприниматель Анатолий Минин. – А вдруг что-то сорвется? Банк это оборудование реализует по цене, заниженной в десятки раз. Какой предприниматель будет так рисковать? Вот поэтому и выигрывают аукционы фирмы-однодневки, которые налоги не платят. Отсюда и низкое качество работ, и воровство.

Тему банковских репрессий продолжил Константин Левин – руководитель одной из сыктывкарских фирм, занимающихся транспортными услугами. Он рассказал, что его фирма – единственная в республике, которая перевозит опасные грузы и заключает договоры с крупными компаниями. В его автопарке 15 грузовиков иностранных марок стоимостью в миллионы рублей.

– Но я реально чувствую, что меня скоро сожрут компании из соседних регионов, в автопарке которых 50, 100 и более машин, – признался Константин Левин. – Закупить дополнительно машины я не могу, потому что и те, что у меня имеются, куплены в лизинг, и взять новые кредиты я просто не могу, потому что с одной машины у меня остается чистой прибыли всего 10 тысяч. Это очень мало. Я бы купил даже КамАЗы, но цены и в лизинге страшно поднялись: возьмешь машину за четыре миллиона, а отдашь банку семь миллионов. Я даже готов продать свой бизнес и заняться фермерством. Разработал уже бизнес-план, по которому могу предоставить на рынок 10 тысяч тонн овощей. Осенью картошка недорогая – можно реализовать по пять рублей за килограмм, а весной – по восемь рублей. Но, во-первых, у нас в республике даже хранилищ на такие объемы нет, а во-вторых, куда это все сбывать?

– Вы же предприниматель и должны понимать, что не надо вкладываться в дело, если вы потом не сможете реализовать свой товар и вернуть деньги, – ответил выступавшему и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия Коми Алексей Буткин. – По пять рублей республика могла бы у вас брать и 10 тысяч тонн, но хранить его действительно негде. Те мощности, которые сегодня у нас есть, обеспечивают максимум 3-4 тысячи тонн. И все они находятся в разных местах. Одна из задач, которую республика для себя ставит на ближайшие три года, – это создать сеть хранилищ в муниципальных образованиях общей мощностью семь тысяч тонн. Это позволит решить проблему самообеспечения республики той продукцией, которую можно произвести в наших северных условиях.

Кто заступится за производителя?

Участники дискуссии говорили о том, что местному производителю трудно реализовать продукцию, приходится малыми объемами сдавать ее в мелкие магазины, и потому необходимо создать такие условия, чтобы покупатель сам искал именно нашу родную продукцию, а не привозную. Для этого необходима хорошая реклама и дальнейшее продвижение местных товаров в рамках проекта «Выбирай наше!», дабы благое дело не ограничивалось лишь «зелеными ценниками на прилавках».

– Почему бы профильным министерствам не предоставить нам возможность в проекте «Выбирай наше!» бесплатно рекламировать свою продукцию? А то, когда недавно в пиццерии на «кольце» закрыли туалет, так одно из интернет-изданий пять раз об этом написало. А это ведь самый что ни на есть пиар этой пиццерии. Хоть бы пару раз написали про качество продукции местных производителей. И потом: почему государство не борется с фирмами-однодневками, которые заступают дорогу честным предпринимателям? Налоговой инспекции надо отслеживать подобные факты, – высказался руководитель ООО «Састор-С» Сергей Ильин.

Его поддержал Константин Левин:

– Я вот не раз встречался с главами других регионов в неформальной обстановке, без галстуков. Так некоторые из них признавались: они руководителей торговых сетей вызывают к себе и прямо так и говорят: «Чтоб местных производителей не затирали!» Почему бы нашим руководителям не поставить вопрос так же жестко?

Москва предлагает поддержку

Перед участниками площадки выступили и приглашенные эксперты из Москвы и других регионов. В частности, представитель Коми при президенте России Григорий Саришвили рассказал, что в Москве есть отдел по работе с предпринимателями и Торговый дом Коми, который нацелен на продвижение товаров и услуг за пределы республики, как по стране, так и за рубеж. Отдел по работе с предпринимателями анализирует проекты, которые развивают наши предприниматели, и старается подобрать партнеров и инвесторов. Обе эти структуры заняты развитием предпринимательства в республике, но, поскольку находятся в Москве, обращений от предпринимателей из Коми пока немного и налаженного диалога с бизнесом республики нет.

– Но диалог нам нужен, и вы не должны стесняться, обращайтесь с любым вопросом, – призвал участников форума Григорий Саришвили. – Мы в своей работе опираемся на власти регионов, институты развития, инвестиционные, торговые, производственные компании. За рубежом активно взаимодействуем с торговыми представительствами и российскими посольствами. В республике довольно много самодостаточных компаний. Но если кто-то из них завтра решит расширяться, то милости просим – мы будем помогать. И еще один важный момент: денег мы с вас не возьмем, помощь совершенно бесплатная.

Дмитрий Требухин, представлявший Российский экспортный центр, предложил производителям помощь в продвижении их товаров за границей. Российский экспортный центр был создан в апреле 2015 года, чтобы предоставлять российским экспортерам финансовую и нефинансовую поддержку.

– Товар, который пользуется успехом на российском рынке, может пользоваться успехом и за рубежом, – рассказал Дмитрий Требухин. – У нас сегодня в десять раз возросло количество малых и средних предприятий, которые интересуются экспортом. Иностранным покупателям наш товар стал более интересен по цене. Как показал опрос, предприниматели хотят заниматься экспортом, но проблемы упираются в поиск рынков сбыта, вопросы по правовому характеру ведения бизнеса в зарубежье, логистику. Цель российского экспоцентра – в аккумулировании всех наших институтов поддержки экспорта и создании единого окна для российского экспортера. Потому что часто звучит, что предприниматели не знают куда обратиться. На региональном уровне эта поддержка выражается в том, что центр ведет работу с профильными отделениями министерств, мы также планируем открыть собственную сеть торговых представительств по России.

Пора кооперироваться

Эксперт по вопросам госзакупок, доцент кафедры информационных систем КРАГСиУ Алексей Облизов рассказал об инструментах взаимодействия государства и бизнеса в области госзакупок. По его словам, государство тратит на госзакупки огромные деньги. В минувшем году это была сумма в 30 триллионов рублей. При этом статистика результатов госзакупок неутешительна: две тысячи дел возбуждено федеральной антимонопольной службой и Счетной палатой, восемь тысяч человек осуждено по уголовным делам о коррупциях, 11 тысяч должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Система госзаказа рождает недоверие со стороны бизнеса, так как отсутствуют финансовые рычаги для участия в системе госзаказа и не всегда государственными заказчиками эффективно расходуются бюджетные средства.

Один из наиболее ярких примеров: закупка люксовских иномарок для должностных лиц по завышенным ценам. Причем иномарки покупают иногда за цену в два-три раза выше реальной. Еще один пример: завышение цен на проекты детсадов. Цены на один и тот же типовой проект очень сильно разнятся, иногда разница – в пять раз. Возникает вопрос: где эти деньги? Не всегда и поставщики бывают добросовестны и предоставляют товары и услуги низкого качества. Яркий пример – закатывание денег в асфальт, когда укладка дороги делается без соблюдения технологий.

Говоря о вариантах решения этих проблем, Алексей Облизов отметил, что необходимо совершенствовать систему маневрирования на региональном уровне, создавать библиотеки технических заданий и контрактов. К примеру, если рассматривать заказы на приобретение мебели для учреждений, то здесь можно многие моменты типизировать. В рамках России это, конечно, проблематично, но в рамках региона вполне реально. При этом снижаются трудозатраты и повышается экономическая эффективность. На региональном уровне нужно разработать типовые решения. Это те же самые проекты детских садов, например. Необходимо разработать финансовые инструменты поддержки бизнеса при участии в госзакупках.

Ведь на что жалуются предприниматели? Это сумма обеспечения заявки, сумма исполнения контрактов. Надо решить вопросы организации обучения предпринимателей, необходимо повышать уровень их грамотности с точки зрения возможности участия в госзакупках. Нужна также информационная поддержка предпринимателей. Поскольку заказчики или потенциальные поставщики часто не знают друг друга, нужно создать реестр добросовестных поставщиков.

По окончании работы дискуссионной площадки Галина Лапшина озвучила резолюцию, в которую вошли многие из прозвучавших в ходе форума и предварительных круглых столов предложений. Помимо главной задачи – изучения опыта архангельских соседей и дальнейшего создания кооператива, были разработаны рекомендации для муниципальных властей о конкретном содействии местным производителям, принято решение об организации ежеквартальных встреч с целью установления контактов «производитель – покупатель», а также о создании сети магазинов «Выбирай наше!». В муниципальных образованиях планируется организовать обучение предпринимателей по программе «Школа поставщика».

Кроме того, совместно с профильными структурами предстоит отдельно рассмотреть вопрос о непомерно высоких тарифах на электроэнергию для фермеров и хлебопеков, а также вопросы логистики.

Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Чтобы не съели монополисты"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.