Ольга Бакулина: «Мы сохранили самодеятельные коллективы и подняли их на новый уровень»

Ежегодно 25 марта отмечается День работника культуры. В преддверии праздника «Республика» пообщалась с директором сыктывкарского Дома развития культуры и искусства Ольгой Бакулиной, которая за годы своей работы буквально очистила от грязи образ учреждения.

0

– Семь лет назад вы заняли должность директора Дома развития культуры, в то время он находился в запустении. С чего вы начали свою работу по его возрождению?

– Здесь царил настоящий хаос. Здание было разбито: нельзя было прикоснуться ни к одной розетке, даже в кабинете был стол, за который сядешь – развалится. Не было толком творческих коллективов, проводились ночные дискотеки. Все было в невероятном упадке. Люди на работу не ходили. Было грязно, темно и страшно. Хотелось закрыть эту «красоту» и не возвращаться. Я две недели сомневалась, зачем мне это надо. Но я дала согласие, пришла – нужно было что-то делать. Потихонечку начала ремонт, потом взялась за второе, третье. Те дни вспоминаются как страшный сон. Сейчас Дом развития культуры и искусства – действующее учреждение, где занимаются 18 коллективов художественной самодеятельности. Здесь продолжает жить шахматный клуб. Люди сюда тянутся.

– С какими сложностями столкнулись при восстановлении?

– В 90-х годах здесь была танцплощадка, ее называли «Сковородка». Потом ночной клуб, который преобразовали в Центр народного творчества. Они проводили дискотеки, но тем самым создали себе плохой имидж. Их выселили, но ситуация не изменилась. Со мной два или три года конкретно воевали бывшие хозяева «Метро»: мышами и крысами пугали, колеса прокалывали. Но потихонечку удалось выстоять. Ушли все те, кто хотел что-то доломать, украсть. Оставшиеся понимали, что нужны изменения.

– С такой «славой», как у «Метро», сложно было собрать свою команду сотрудников?

– Да, раньше, только услышав про «Метро», люди отказывались идти сюда работать. Они спрашивали меня: «Да вы что?» Состоявшиеся специалисты не хотели сюда идти. Сейчас, когда мы наладили работу и исправили имидж, у нас уже есть кадровый конкурс. Здесь собрался круг единомышленников с позитивным мышлением, которые понимают: они делают хорошее дело. Мы работаем командой: так придумали фестиваль «Танцующий город», городские конкурсы «Первоклассник» и «Город талантов», так наладили связь с другими организациями. Те же, кто прошел со мной весь путь, а потом ушли на повышение, – это профессионалы. Дом развития культуры и искусства стал еще и кузницей кадров. Так, нынешний начальник управления культуры Ухты Надежда Рубан была когда-то моим заместителем. Это место было для нее школой роста.

Когда к нам приходят новые сотрудники, я говорю, что честность, доброжелательность – главные условия работы здесь. Человеческие отношения – это важно. Я много лет назад ввела принципы корпоративной культуры, это утвержденный документ, под которым все подписываются. Там много полезных советов по выстраиванию отношений внутри коллектива. Как руководитель, я знаю, у кого какие домашние сложности. Если получается – помогаю. Если мы организуем свой дом, то и здесь у нас все будет отлично.

– Как вы выстроили работу с творческими коллективами?

– Когда они приходят сюда, мы ищем для них возможности роста. Мы начинаем привлекать их на общегородские мероприятия, торжественные приемы, отправляем на конкурсы и фестивали. Ни один праздник в Сыктывкаре не обходится без нас. В такие коллективы собираются люди с активной жизненной позицией, которые не хотят сидеть дома. Одна из наших групп – «танцующие бабушки» «Греннис» – была просто коллективом, а стала народным. И они на этом не останавливаются: хотят быть вокально-хореографическим ансамблем и делают это. Есть еще несколько коллективов со званием «народный»: вокальный «Тулыс», хор «Украина», академический хор.

Развиваем и профессионально. В хор «Шудлун» недавно пришел новый аккомпаниатор, который внес изменения в подготовку. Они недавно ездили в Коряжму и заняли первое место в конкурсе – петь стали на новом уровне.

У нас раскрутилась школа бальных танцев для «третьего» возраста с говорящим названием «Секрет молодости». Начинали с пяти пар, которые пришли к нам из социального центра. Им нужно было найти приют – мы его дали. Сейчас уже больше 40 пар танцуют – четыре раза в неделю по будням, до девяти вечера. Это, конечно, тяжело, и мы вынуждены работать допоздна, чтобы коллектив мог заниматься.

Наш единственный профессиональный квартет русских народных инструментов «Дивертисмент», лауреат российских и международного конкурсов, наше достояние, бывало, сталкивался с трудностями. Они однажды приехали на торжественный прием, где их спросили: «Вы разве не можете купить себе туфли концертные?» Когда мы заметили эту проблему, то тут же купили – одинаковые, специально для выступлений.

– Пришлось искать финансирование, чтобы обеспечить коллективы всем необходимым?

– Тот же «Дивертисмент»: баянисту нужен был новый инструмент. Мы добились от управления культуры, чтобы для него приобрели шикарно звучащий баян. Мы научились писать заявки на гранты – тоже способ получить финансирование. Спонсоров искали, но они не идут в нашу сферу. Я пробовала, но после отказа чувствовала себя такой униженной и оскорбленной. Проще самим заработать. Разные мелочи получаем, когда у нас есть личные контакты: кто-то подвезет, кто-то распечатает. Это сотрудничество, которое гораздо выгоднее.

Сейчас всем коллективам сшиты костюмы: некоторые – самостоятельно, некоторые – на грантовые деньги. Они все одеты и
обуты, у них есть четкое расписание репетиций, подготовлен широкий репертуар. Они выезжают на фестивали и конкурсы. В первую очередь потому, что это интересно им самим.

Сейчас все коллективы понимают, что они нужны городу.

– Кружки и клубы в некоторых случаях бывают платными. Это позволяет самоокупаться?

– Даже если бы мы их сделали платными, это бы не дало результата. Эта специфика культурных учреждений. С советских времен мы привыкли, что творческие занятия бесплатны.

Переделать систему и людей очень сложно. Мы другие, мы не можем заниматься этим за деньги. Мероприятия – да, это форма заработка. Я грудью стою на том, чтобы досуг был бесплатным. Среди наших постоянных участников есть и люди с трудным материальным положением. Они просто уйдут, если мы введем оплату – тогда и талант их пропадет, и желание творить. Мы работаем для людей разных возрастных категорий и разного достатка.

Для первых у нас организованы творческие коллективы, которые я уже называла. Есть еще клуб «Наша дружная семейка» для людей за 80 лет. В силу возраста они не могут заниматься в более активных коллективах, поэтому организовали свой, где могут пообщаться, продолжить петь.

– Что вы предлагаете детям?

– У нас маленькое помещение: это танцплощадка, а не концертный зал или Дом культуры. Наш академический хор из-за этого вынужден заниматься в Сыктывкарском университете.

Мы адаптировались к этим условиям и пришли к выводу, что для детей мы будем проводить интерактивные мероприятия с музыкально-развлекательной программой. Цены бюджетные – билет нужно покупать только для ребенка, родители проходят бесплатно. Да, это маркетинговый ход. Он рассчитан на то, чтобы вместе с детьми приходили оба родителя, а не один. Мы с удовольствием бы организовывали кружки и даже смогли бы немного заработать на этом – такие услуги востребованы, но места не хватает.

Потом возникло предложение проводить детские дни рождения, новогодние театрализованные утренники, выпускные для садиков и младших классов. Это востребовано: раньше один праздник в день, в прошлом году было уже четыре или пять. Наш главный приоритет – сделать развлечение доступным для всех категорий, дать детям порезвиться, а не сидеть и наблюдать за представлением.

– Есть ли какие-то проекты для молодежи?

– Меня спрашивают, почему нет молодежных коллективов? Потому что все развалили. Молодежи сейчас трудно найти время на что-то, им нужно зарабатывать. Они на двух-трех работах – и не знают, как купить жилье, как его снять. Еще и требовать, чтобы они по вечерам занимались? Даже если бы они пришли сюда, то сразу бы захотели новый крутой синтезатор, новый стильный костюм для выступлений – это тоже сложно. У нас недавно появился коллектив «Беседа» с участниками от 20 лет – мы его бережем, лелеем, чтобы они не разошлись. Надо растить коллективы – с малых лет, тогда что-то выйдет. Кроме того, уже третий год мы тесно сотрудничаем с военным комиссариатом Республики Коми. Ежеквартально проводится круглый стол «Призывник», где молодым людям рассказывают о престиже военных профессий.

– Вы ввели корпоративный кодекс, активно используете методы менеджмента в построении работы с заказчиками. Они приносят плоды?

– Еще как. Мы доказали, что в бюджетной организации, посвященной культуре, можно зарабатывать. Чтобы подзаработать, мы вынуждены предоставлять помещения и для корпоративов – но только в Новый год. Практически во всех домах культуры проходят ярмарки и дискотеки – это их форма заработка. У нас этого нет. Я считаю, что детскими мероприятиями можно зарабатывать, хотя за дни рождения мы не так много берем. Но опять же – количество и качество. У нас нет отбоя от заказов, записи на месяц вперед. Значит, мы проводим вечера качественно. Нас не балуют деньгами – на все зарабатываем самостоятельно.

– Несмотря на это, вы еще хотите обустроить здание для занятий людей с инвалидностью.

– У нас тесная связь с обществом инвалидов, поэтому некоторые из них к нам приходят. Доступная среда актуальна везде. У нас удобный заезд для инвалидов на колясках. Для людей с проблемами зрения установлен на входе звуковой аппарат. Сейчас мы подали заявку на получение финансирования для того, чтобы улучшить эти условия, сделать Дом развития культуры ближе к людям с инвалидностью. В частности, планируем сделать отдельный туалет.

– За семь лет какое достижение вы считаете ключевым?

– Смена имиджа учреждения. Задачи стали выше, проекты крупнее. С нашим участием проходят все городские праздники, у нас навскидку более шестисот мероприятий в год. Мы одновременно можем работать над десятью целями. Это большой результат, как и поддержка 18 коллективов разом. Мы их сохранили и подняли на новый уровень. Главная задача сейчас – приумножать достигнутое. Такому красивому названию должны соответствовать дела.

Елизавета Морохина
Фото Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "Ольга Бакулина: «Мы сохранили самодеятельные коллективы и подняли их на новый уровень»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.